66RS0052-01-2023-000460-51
Дело № 33-15370/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 27.09.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волошковой И.А.,
судей Седых Е.Г. Филатьевой Т.А.,
при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-480/2023 по иску Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании действий незаконными, взыскании неосновательного обогащения,
по апелляционному представлению прокурора на решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 07.07.2023.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя истца -прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н.,ответчика ФИО1, представителя третьего лица администрации городского округа Сухой Лог ФИО2, судебная коллегия
установила:
Сухоложский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточнений просил признать незаконными действия ФИО1, ранее являвшегося Главой городского округа Сухой Лог (далее по тексту – ГО Сухой Лог), по получению образовательной услуги по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Государственное управление и местное самоуправление» в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» по договору от 15.07.2020 №-ИДО за счёт средств местного бюджета в размере 30 000 рублей; обязать ФИО1 вернуть в бюджет городского округа Сухой Лог сумму неосновательного обогащения в размере 30 000 рублей, в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что ответчик 15.06.2017 был избран на должность Главы городского округа Сухой Лог. На момент проведения надзорных мероприятий процесс профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальных служащих городского округа Сухой Лог, на муниципальном уровне регламентирован Решением Думы ГО Сухой Лог от 24.06.2021 №395-РД. До принятия данного решения в данном муниципальном образовании нормативного акта, регламентирующего данный вопрос, принято не было. 15.07.2020 между ФГБОУ ВО «УрГЭУ» и Администрацией городского округа Сухой Лог в лице Главы городского округа ФИО1 заключён договор об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Государственное управление и местное самоуправление» (далее по тексту - «Программа»), срок обучения: 02.07.2020 - 16.10.2020, одного человека – ФИО1 (Глава ГО Сухой Лог); стоимость услуг - 30 000 рублей. 27.07.2020 Финансовое управление Администрации ГО Сухой Лог перечислило оплату в сумме 30 000 руб. УрГЭУ в счёт исполнения обязательств по договору.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец полагал незаконным обучение Главы ГО Сухой Лог за счёт средств бюджета ГО Сухой Лог в период до 24.06.2021, до момента принятия на муниципальном уровне правового акта, регламентирующего вопросы обучения лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих. Указывал, что предусмотренное подп. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право муниципального служащего на получение дополнительного профессионального образования за счет средств местного бюджета на выборное должностное лицо местного самоуправления не распространяется и Уставом городского округа Сухой Лог не предусмотрено.
Ответчик возражал против исковых требований, указывал, что оплата произведена за счет местного бюджета городского округа Сухой Лог. Оплата по муниципальным контрактам за счет средств бюджета городского округа Сухой Лог со статьи содержания муниципальных служащих не противоречит действующему бюджетному законодательству, а также положениям Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», ч. 3 ст. 28 Устава городского округа Сухой Лог, согласно которой Глава городского округа возглавляет Администрацию городского округа и исполняет полномочия главы Администрации городского округа. Подп.1 п.1 параграфа 3 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ, должность главы Администрации городского округа Сухой Лог отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Сухой Лог в судебном заседании также полагала иск не подлежащим удовлетворению, поддержала позицию ответчика.
Решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 07.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Прокурором подано апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Указывает, что глава ГО Сухой Лог не является муниципальным служащим, поэтому к нему не применимы положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» о праве на получение дополнительного профессионального образования за счет средств местного бюджета. В период возникновения спорных правоотношений на территории ГО Сухой Лог действовал Реестр должностей муниципальной службы ГО Сухой Лог, в который не входила должность Главы Администрации как муниципального служащего. Статья 35 Устава ГО Сухой Лог, принятого решением Городской Думы МО г. Сухой Лог от 10.06.2005 № 94-РГД, закрепляет классификацию должностей муниципальной службы, куда Глава Администрации ГО Сухой Лог не включен. Правовые гарантии Главы ГО Сухой Лог закреплены в ст. 29 Устава ГО Сухой Лог, гарантия в виде обучения за счет средств местного бюджета закреплена не была. Не оспаривая закрепленное действующим законодательством право на обучение Главы ГО Сухой Лог, прокурор отмечает, что решение указанного вопроса, в том числе порядка оплаты за счет средств местного бюджета, должно быть в обязательном порядке закреплено на муниципальном уровне.
От ответчика и третьего лица администрации Городского округа Сухой Лог поступили отзывы на апелляционное представление, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержала апелляционное представление, просила отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ответчик и представитель третьего лица Администрации городского округа Сухой Лог поддержали ранее представленные возражения на апелляционное представление, просили оставить решение суда без изменения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 был избран и вступил в должность Главы городского округа Сухой Лог с 26.06.2017 по 15.12.2022 согласно п.4 ст.28 Устава городского округа Сухой Лог (л.д.10, 83).
15.07.2020 между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Уральский государственный экономический университет» и Администрацией ГО Сухой Лог в лице Главы ГО ФИО1 заключён договор об образовании №-ИДО на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Государственное управление и местное самоуправление» объёмом 1836 академических часов, срок обучения: 02.07.2020 - 16.10.2020, количество направленных на обучение 1 человек ФИО3 (Глава ГО Сухой Лог); стоимость услуг: 30 000 рублей, НДС не предусмотрен. (л.д.17-21).
Оплата по договору в размере 30000 руб. произведена, денежные средства списаны со счёта 27.07.2020 за счет местного бюджета городского округа Сухой Лог по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» по целевой статье 10120000 «Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих» (л.д.22).
ФИО3 получен дипломом о профессиональной переподготовке по Программе, выданным 19.10.2020 (л.д.58-60).
15.02.2023 Финансовым управлением Администрации городского округа Сухой Лог было вынесено заключение о нецелевом использовании средств бюджета городского округа в размере 30000 руб. Администрацией городского округа Сухой Лог (л.д.43-44).
Материалами дела подтверждается, что решением Думы городского округа Сухой Лог от 24.06.2021 № 395-РД утверждено Положение об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих городского округа Сухой Лог (л.д.12-16). Указанное Положение и утвердившее его Решение Думы городского округа, предусматривая саму процедуру организации профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих городского округа Сухой Лог за счёт средств местного бюджета, не закрепило в Уставе городского округа Сухой Лог соответствующую гарантию Главы городского округа Сухой Лог в виде возможности обучения за счёт средств бюджета ГО Сухой Лог, что явилось основанием для внесения Сухоложским городским прокурором в представительный орган муниципального образования протеста 16.02.2023 (л.д.84-85).
По результатам рассмотрения представления прокурора в Устав городского округа Сухой Лог Решением Думы городского округа Сухой Лог от 25.05.2023 № 95-РД введен подп. 10 ч.1 ст.29, закрепляющий гарантию получения профессионального образования и дополнительного профессионального образования Главой городского округа (л.д.86-88).
Установив указанные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь положениями ст. ст. 2, 34, 36, 37, 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 5 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 85-03 «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», ст. ст. 2, 4 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», проанализировав Устав городского округа Сухой Лог, суд пришел к выводу об отсутствии оснований возникновения на стороне ответчика ФИО1 неосновательного обогащения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
В соответствии с подп. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования (ст. 35 того же Федерального закона), главы муниципального образования (ст. 36), местной администрации (ст. 37) является обязательным.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Согласно положениям статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» данный Федеральный закон не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 5 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 85-03 «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» Глава городского округа, расположенного на территории Свердловской области, избирается представительным органом соответствующего городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Согласно ч. 3 ст. 28 Устава городского округа Сухой Лог Глава городского округа возглавляет Администрацию городского округа и исполняет полномочия главы Администрации городского округа.
Подпунктом 1 пункта 1 параграфа 3 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ должность главы Администрации городского округа отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.
С учетом вышеизложенного судом сделан правильный вывод о том, что ФИО1 в юридически значимый период времени занимал должность муниципальной службы органа местного самоуправления.
Пунктом 8.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 30.03.2015 N 63-ФЗ, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, среди прочего, полномочиями но организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организации подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.
Таким образом, положения п. 8.1 ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ распространяются, помимо муниципальных служащих, на выборных должностных лиц местного самоуправления, а именно такую должность занимал ответчик ФИО1 в юридически значимый период времени. При этом, являясь Главой городского округа Сухой Лог, ФИО1 исполнял полномочия главы Администрации городского округа Сухой Лог (п.3 ст. 28 Устава городского округа Сухой Лог). Более того, глава исполнительно-распорядительного органа муниципального образования относится к высшим должностям муниципальной службы (подп. 1 п. 1 параграфа 3 Реестра должностей муниципальной службы, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ).
При этом, законы субъекта Федерации – Свердловской области также содержат положения, предусматривающие право выборного должностного лица местного самоуправления получать дополнительное профессиональное образование за счет средств местного бюджета.
Так, пункт 4 ч.1 ст.2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 №146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (в ред. Закона Свердловской области от 17.10.2013 № 97-03, действующей на момент заключения спорного договора на обучение) устанавливает за счет средств местного бюджета в качестве гарантии осуществления полномочий в виде получения профессионального образования и дополнительного профессионального образования депутатом представительного органа муниципального образования, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, подлежащей закреплению Уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Подп.2 ч.1 ст.4 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ (ред. от 09.12.2016) «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», при наличии условий, предусмотренных п. 4 постановления Правительства Свердловской области от 02.04.2020 № 187-ПП, региональное законодательство предусматривает также возможность получения профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборным должностным лицом местного самоуправления за счёт средств областного бюджета.
С учетом вышеизложенного доводы представления о том, что Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат норм, в соответствии с которыми выборным должностным лицам местного самоуправления предоставлено право на повышение квалификации за счет средств местного бюджета, основаны на неверном толковании норм материального права.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что до 24.06.2021 (до принятия решения Думы городского округа Сухой Лог от 24.06.2021 № 395-РД «Об утверждении Положения об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих городского округа Сухой Лог») гарантия получения профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборным должностным лицом местного самоуправления была предусмотрена с 2013 года на федеральном и областном уровнях (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Свердловской области от 26.12.2008 № 146-03), на основании чего суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие принятого на местном уровне нормативного положения не лишает выборное должностное лицо органа местного самоуправления возможности реализации гарантированного федеральным законодательством права (Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 1 параграфа 3 Реестра должностей муниципальной службы, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований» глава исполнительно-распорядительного органа муниципального образования относится к высшим должностям муниципальной службы.
Кроме того, судебной коллегией в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщено к материалам дела в качестве дополнительного доказательства Решение Думы городского округа Сухой Лог от 30.03.2023 № 68-РД, которым утвержден новый Реестр должностей муниципальной службы, в данном Реестре должностей муниципальной службы указана должность главы Администрации городского округа.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ФИО1 в период заключения договора и обучения по нему занимал высшую должность муниципальной службы органа местного самоуправления, является верным.
Довод апелляционного представления прокурора, не оспаривающего закрепленное действующим законодательством право на обучение Главы городского округа за счет средств местного бюджета, но настаивавшего на том, что решение данного вопроса должно быть в обязательном порядке закреплено на муниципальном уровне, не является основанием для отмены решения суда.
В соответствии с п. 5 ст. 29 Устава городского округа Сухой Лог (в редакции, действующей в юридически значимый период времени) предоставление гарантий Главе городского округа, который одновременно исполняет полномочия главы Администрации городского округа, производится за счет средств местного бюджета. Одной из предоставленных как федеральным законодательством, так и на уровне субъекта Федерации гарантий для выборного должностного лица местного самоуправления – в данном случае Главе городского округа Сухой Лог, который также согласно п. 1 ст. 5 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 85-ОЗ и п. 3 ст. 28 Устава городского округа Сухой Лог, одновременно исполняет полномочия главы Администрации городского округа, является получение дополнительного профессионального образования за счет средств местного бюджета.
Вопреки доводам апелляционного представления, в данном случае отсутствие нормативного правового акта в городском округе не может лишать выборное должностное лицо на получение гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации на получение дополнительного образования за счет средств местного бюджета.
Фактически доводы апелляционного представления не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 07.07.2023 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.10.2023.
Председательствующий: И.А. Волошкова
Судьи: Е.Г. Седых
Т.А. Филатьева