Судья Пшеничникова С.В. Дело № 2-480/2023
№ 33-190/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Душечкиной Н.С., Резепиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 30 января 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Центральному территориальному отделу Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Центрального территориального отдела Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Резепиной Е.С. об обстоятельствах дела, пояснения процессуального истца, судебная коллегия
установила:
прокурор Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Администрации Ключевского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Крутихинского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Першенского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указывал, что на территории данных сельсоветов созданы муниципальные пожарные посты (далее – МПП), работники которых выезжают на пожары с целью их тушения. В нарушение положений Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны работники полным комплектом специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты не обеспечены, что может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью при осуществлении ими профессиональной деятельности. Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 г. № 777н.
Просил суд обязать ответчиков в месячный срок после вступления в законную силу решения суда обеспечить каждого работника МПП, расположенных в с. Крутиха, с. Ключевское, с. Першинское, с. Пески Далматовского района Курганской области, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью в соответствии с размерами работников в следующем количестве: костюм зимний на утепленной прокладке по одному на три года; боевая одежда пожарного по одному комплекту на три года; подшлемник летний, зимний по 1 комплекту на два года; белье термостойкое летнее, зимнее по одному комплекту на два года; защитная обувь пожарного по одной паре на два года; средства индивидуальной защиты рук пожарного по одной паре на два года; головной убор летний, зимний по одному на три года; перчатки полушерстяные по одной паре на два года.
Определением от 24 июля 2023 г. гражданские дела объединены в одно производство, ответчики Администрация Ключевского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрация Крутихинского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрация Першенского сельсовета Далматовского района Курганской области Администрация Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области заменены на Центральный территориальный отдел Администрации Далматовского района Курганской области (далее – Центральный территориальный отдел).
В порядке ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК Российской Федерации) прокурор исковые требования изменил. В связи с изменением законодательства, регулирующего спорные правоотношения, просил обязать ответчика разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации; разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; обеспечить каждого работника муниципального пожарного поста средствами индивидуальной защиты, согласно разработанным и утвержденным нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации.
Представитель процессуального истца – заместитель прокурора Далматовского района Курганской области Ситдиков Е.М. исковые требования с учетом их изменения поддержал.
Представитель ответчика Центрального территориального отдела Мальцев Р.А. в судебном заседании исковые требования признал частично. Пояснил, что нормы обеспечения работников МПП средствами индивидуальной защиты и порядок обеспечения ими содержатся в коллективном договоре, необходимость в разработке иного локального нормативного акта отсутствует. Работы по оценке профессиональных рисков и специальной оценке условий труда завершены, соответствующие отчеты подготовлены. Индивидуальными средствами защиты не все работники обеспечены в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области Лобова Н.Н. в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 г. исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц были удовлетворены.
С таким решением не согласился Центральный территориальный отдел, подав на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что согласно Приказу Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» в период до 31 декабря 2024 г. работодатель вправе осуществлять обеспечение средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профессиональной организации или иного уполномоченного представительного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников. Решение о применении в период с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2024 г. Единых типовых норм или типовых норм принимает работодатель. Полагают, что поскольку территориальный отдел был создан 1 августа 2023 г., сотрудники муниципальных пожарных постов были приняты на работу с 1 августа 2023 г., то у вновь созданной организации имеется 125 месяцев на проведение специальной оценки труда, которая в настоящее время проведена, после получения результатов, планировалось начать подготовку на ее основе локальных нормативных актов, в том числе касающихся обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Считает, что поскольку законодателем определен срок до 31 декабря 2024 г., то требования процессуального истца и установление судом меньшего срока является вмешательством в деятельность ответчика и сокращает сроки принятия необходимых локальных нормативных актов, а также лишает права применить по своему усмотрению Единые типовые нормы или нормы выдачи средств индивидуальной защиты до 31 декабря 2024 г. Указывает на то, что в настоящее время работники частично обеспечены средствами индивидуальной защиты, в связи с чем, вывод суда о необходимости полностью обеспечить работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, согласно разработанным и утвержденным нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, необоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от процессуального истца прокурора Меньщиковой Т.Н. поступило письменное ходатайство об отказе от исковых требований в части возложения обязанности на Центральный территориальный отдел разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 767н, с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации, просит принять отказ стороны истца от исковых требований, последствия отказа от иска и прекращения производству по делу истцу известны и понятны.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения процессуального истца, обсудив указанное ходатайство, судебная коллегия полагает его подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК Российской Федерации истец вправе отказаться от иска.
В силу ч. 1 ст. 326.1 ГПК Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Согласно ч. 2 указанной выше нормы, порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным ч. ч. 2, 3 ст. 173, гл. 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
В силу абз. 4 ст. 220 ГПК Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК Российской Федерации).
В соответствии со ст. 173 ГПК Российской Федерации до принятия отказа от иска или утверждения мирового соглашения суд разъясняет истцу, ответчикам или сторонам последствия их процессуальных действий, предусмотренные ст. 221 ГПК Российской Федерации, согласно которой производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Отказ процессуального истца от исковых требований в части заявлен в суд апелляционной инстанции в поданном в письменной форме заявлении, из которого усматривается выраженное однозначно волеизъявление процессуального истца на отказ от части исковых требований. Предусмотренные законом последствия отказа от иска и прекращения производства по делу стороне истца известны и понятны.
Судебная коллегия полагает, что отказ истца от иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
При таких обстоятельствах, в силу ч. 2 ст. 326.1 ГПК Российской Федерации, решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 г. по делу по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Центральному территориальному отделу в части удовлетворения требований о возложении обязанности на Центральный территориальный отдел разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 767н, с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации подлежит отмене, а производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Разрешая заявленные требования процессуального истца в части возложения обязанности на ответчика разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также обеспечить каждого работника муниципального пожарного поста средствами индивидуальной защиты, согласно разработанным и утвержденным нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации, суд первой инстанции, руководствуясь п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 сентября 2010 г. № 777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», исходил из того, что Центральным территориальным отделом нормы и порядок выдачи средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и смывающих средств в установленном порядке не разработаны и не утверждены, работники муниципальных пожарных постов указанными средствами не обеспечены как в соответствии с Едиными типовыми нормами, так и с Типовыми нормами, что в свою очередь затрагивает интересы лиц, состоящих в трудовых отношениях с ответчиком, а также может привести к возникновению угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц непосредственно при тушении пожаров, нарушению интересов общества и государства.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Центральный территориальный отдел является территориальным органом Администрации Далматовского района Курганской области, создан в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Далматовского муниципального округа Курганской области по решению вопросов местного значения, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сферах благоустройства территории и хозяйственного обеспечения населенных пунктов Далматовского муниципального округа Курганской области: деревня Загайнова, село Затеченское, село Ключевское, село Красноисетское, село Крутиха, деревня Макарьевское, село Першинское, село Пески.
В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Центральный территориальный отдел обеспечивает проведение первичных мер пожарной безопасности и иных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в границах населенных пунктов в том числе, организацию деятельности пожарных постов, их содержание и осуществление контроля (п. 1 разд. 1, п. 11.7 разд. 3 Положения о Центральном территориальном отделе Администрации Далматовского района Курганской области).
Постановлением Администрации Далматовского муниципального округа от 13 октября 2023 г. № 764 утверждено Положение о муниципальной пожарной охране Далматовского муниципального округа (далее – Положение о МПО).
Согласно Положению о МПО муниципальная пожарная охрана – совокупность органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для участия в профилактике пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Организационной формой МПО является подразделение муниципального пожарного поста, входящие в состав муниципального казенного учреждения «Центральный территориальный отдел Далматовского муниципального округа Курганской области» (п. 1.5 Положения).
Финансовое обеспечение деятельности муниципальной пожарной охраны является расходным обязательством Далматовского муниципального округа Курганской области и осуществляется в установленном порядке за счет средств местного бюджета и иных, не запрещенных действующим законодательством, источников (п. 7.1).
Согласно п. 7.4 материально-техническое обеспечение МПО осуществляется за счет материально-технических ресурсов Далматовского муниципального округа Курганской области, организаций и иных источников, разрешенных законодательством Российской Федерации.
По отношению к работникам МПО Центральный территориальный отдел выступает в качестве работодателя, что следует из заключенных трудовых договоров. В штате МПО состоят старшие водители, водители.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено:
- пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Согласно ст. 4 названного Федерального закона пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления (ст. 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Аналогичное положение содержится в Законе Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 17 «О пожарной безопасности в Курганской области» (ст.ст. 4, 11).
В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Государственные нормативные требования охраны труда при выполнении личным составом Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны служебных обязанностей установлены Правилами по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденными приказом Минтруда России от 11 декабря 2020 г. № 881н, согласно которым каждый работник должен иметь специальную сертифицированную защитную одежду, отвечающую предъявляемым законом требованиям и находящуюся в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Приказом Миздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2010 г. № 777н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
С 1 сентября 2023 г. вступили в действие приказы Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее – Правила), от 29 октября 2021 г. 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств» (далее – Единые типовые нормы).
В период до 31 декабря 2024 г. работодатель вправе осуществлять обеспечение средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональный рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
Решение о применении в период с 1 сентября 2023 г. до 31 декабря 2024 г. Единых типовых норм или типовых норм принимается работодателем (п. 4 Правил).
Согласно пункту 5 Правил отдельные категории работников (сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, атомной промышленности, органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий) вправе обеспечиваться СИЗ на основании типовых норм.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что как в период с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2024 г., так и после 31 декабря 2024 г. в отношении работников подразделений пожарной охраны допускается применение типовых норм по обеспечению СИЗ.
Установлено, что 24 октября 2023 г. был зарегистрирован коллективный договор, подписанный представителем работодателя руководителем Центрального территориального отдела Мальцевым Р.А. и представителем работников Наконечной Е.М.
Коллективным договором определены: перечень профессий и должностей, имеющих право на бесплатное получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в которой вошли старший водитель и водители муниципального пожарного поста; виды СИЗ и их количество из расчета на 1 год (приложение № 7 к коллективному договору).
Данный перечень соответствует приказу Миздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2010 г. № 777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что работодатель – Центральный территориальный отдел в соответствии с пунктом 5 Правил реализовал свое право по применению типовых норм по обеспечению работников муниципальных пожарных постов СИЗ.
Пунктом 10 Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н определены обязанности работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, в том числе, обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил.
Возлагая на ответчика обязанность по разработке локального нормативного акта, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание тот факт, что Правила вступили в силу 1 сентября 2023 г. и подлежат исполнению работодателем независимо от того Типовые нормы или Единые типовые нормы используются им при обеспечении работников СИЗ.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что коллективный договор не является локальным нормативным актом, предусмотренным абзацем третьим пункта 10 Правил, поскольку не закрепляет порядок распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Являясь территориальным (функциональным) органом Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области, обеспечивающим реализацию полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе по обеспечению пожарной безопасности, Центральный территориальный отдел обязан предпринимать меры, направленные на устранение угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц при тушении пожаров, а также нарушений интересов общества и государства.
Соответственно, прокурор обоснованно заявил требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников.
Следовательно, при отсутствии локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ, а также необеспечении ими работников МПП, работодателем должны предприниматься меры, направленные на устранение препятствий в исполнении работниками своих должностных обязанностей, угрозы их жизни и здоровью.
Из материалов дела (личные карточки учета выдачи СИЗ, оборотно-сальдовая ведомость за август 2023 г., счет на оплату от 20 октября 2023 г. № 22-318) следует, что работники МПП средствами индивидуальной защиты обеспечены частично, при этом некоторые работники МПП СИЗ не обеспечены в полном объеме, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта неисполнения ответчиком обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а именно неисполнении обязанности по разработке локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил, и необеспечении работников МПП СИЗ.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения исковых требований в части возложения указанных обязанностей имелись.
Поскольку п. 5 Правил предусмотрена возможность обеспечения работников СИЗ на основании типовых норм, в целях обеспечения трудовых прав работников МПП, судебная коллегия полагает возможным выйти за пределы исковых требований и уточнить абзац пятый резолютивной части решения суда, изложив его в следующей редакции: «Обеспечить каждого работника Ключевского, Крутихинского, Першинского, Песковского муниципальных пожарных постов средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами согласно типовым нормам».
Судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной и мотивировочной части решения суда первой инстанции указание на срок исполнения возложенных обязанностей – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, так как соответствующие требования прокурором не заявлялись, при этом отложение исполнения решения суда на указанный срок может привести к затягиванию исполнения судебного акта.
Поскольку обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, территория Курганской области подвержена угрозе лесных пожаров и других природных пожаров, на протяжении двух лет подряд – 2022, 2023 гг. с конца апреля месяца в связи с пожарами вводился режим чрезвычайной ситуации функционирования для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановления Губернатора Курганской области от 28 апреля 2022 г. № 47, от 27 апреля 2023 г. № 41), судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит исполнению по правилам ст. 210 ГПК Российской Федерации, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Доводов, которые бы свидетельствовали о том, что судом первой инстанции при разрешении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Оснований к безусловной отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации по материалам дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять отказ от исковых требований прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Центральному территориальному отделу Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области в части требований о возложении обязанности на Центральный территориальный отдел Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 767н, с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации.
Разъяснить, что повторное обращение в суд с иском о том же предмете, по тем же основаниям и между теми же сторонами не допускается.
Решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 года в указанной части отменить, производство по делу – прекратить.
Изложить абзац пятый резолютивной части решения суда в следующей редакции: «Обеспечить каждого работника Ключевского, Крутихинского, Першинского, Песковского муниципальных пожарных постов средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами согласно типовым нормам».
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда слова «в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу».
В остальной части решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального территориального отдела Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2024 г.