Судья – Баяндина Е.В.
Дело № 33-8646/2021 (№ 2-483/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Косогоровой К.Б.,
рассмотрела 30 августа 2021 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Юсьва) от 03 июня 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Юсьвинского района удовлетворить.
Взыскать с администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края в пользу ФИО1 суммы выходного пособия при увольнении в размере 113 818,71 рублей, проценты за задержку выплаты выходного пособия в размере 15 531,83 рублей, всего 129 350,54 рублей».
Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя ответчика ФИО2, настаивавшей на доводах жалобы, прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Юсьвинского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о взыскании невыплаченных выплат, процентов.
В обоснование требований указано, что по обращению ФИО1 прокуратурой Юсьвинского района была проведена проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой установлено, что с 06.08.2007 ФИО1 работала консультантом по правовым вопросам в администрации Купросского сельского поселения, 01.01.2017 переведена на муниципальною должность муниципальной службы заместителя главы администрации Купросского сельского поселения, на основании решения Совета депутатов Купросского сельского поселения от 31.10.2018 № 70 с 01.11.2018 назначена временно исполняющей обязанности главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения, при этом не была освобождена от исполнения обязанностей заместителя главы администрации и не была уволена с этой должности. Трудовой договор с ней расторгнут не был, другой трудовой договор не заключался. С 08.02.2019 ставка заместителя главы администрации Купросского сельского поселения была сокращена, однако ФИО1 по этому основанию уволена не была, какие-либо компенсации и пособия, полагающиеся при увольнении, ей не выплачивались. В рамках внутреннего финансового контроля администрация Юсьвинского муниципального района была обязана своевременно выявить данное нарушение трудового законодательства, принять соответствующие меры и оказать необходимую правовую помощь, чего сделано не было. На основании Закона Пермского края от 20.06.2019 № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края» 31.01.2020 полномочия и.о. главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения ФИО1 были прекращены досрочно в связи с преобразованием муниципального образования. При увольнении истцу была произведена выплата лишь компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска и денежного поощрения по итогам работы за январь 2020 года. Распоряжением и.о. главы администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 11.02.2020 № 13-к распоряжение о прекращении полномочий и.о. главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения ФИО1 было отменено. Распоряжением временно исполняющего обязанности главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения от 01.02.2020 г. № ** полномочия и.о. главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения ФИО1 были прекращены в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ. Никакие дополнительные выплаты, кроме ранее выплаченных ФИО1 не производились. Ее заработная плата в месяц составляла 37939,57 руб. Приказом территориального отдела Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району от 12.02.2020 № ** ФИО1 признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 01.05.2020, до настоящего времени она не трудоустроена. 18.03.2020 главе округа – главе администрации Юсьвинского муниципального округа прокурором было внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое было отклонено. В выплате истцу среднего месячного заработка за второй и третий месяц со дня увольнения ответчиком было отказано. Между тем, с момента сокращения должности заместителя главы администрации по 01.02.2020 ФИО1 являлась муниципальным служащим, имела классный чин муниципальной службы, ей выплачивался оклад за классный чин, в связи с чем полагают, что ей должно было быть выплачено выходное пособие при увольнении, в том числе за второй и третий месяц после увольнения. С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просили взыскать с ответчика в пользу ФИО1 недополученные выплаты в размере 113818,71 руб. из расчета должностного оклада и.о. главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения в размере 9465,04 руб., надбавки за выслугу лет – 1893,01 руб., надбавки за особые условия службы – 15144,06 руб., ежемесячного денежного поощрения – 2366,26 руб., оклада за классный чин – 4122,56 руб., районного коэффициента – 4948,64 руб., а также взыскать в соответствии со ст. 236 ТК РФ проценты на сумму недополученных выплат за период с 01.02.2020 по 03.06.2021 в размере 15531,83 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований просит ответчик, считая решение суда незаконным и необоснованным. В жалобе указывает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что администрация Юсьвенского муниципального округа Пермского края является правопреемником администрации Купросского сельского поселения в трудовых отношениях с ФИО1, поскольку данный вывод противоречит нормам материального права и администрация Юсьвенского муниципального округа Пермского края не может являться надлежащим ответчиком по данному делу. Ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные правоотношения, указали, что судом принято решение без учета всей совокупности доказательств и обстоятельств дела, не учтена специфика статуса ФИО1, ее место и роль в механизме управления трудом, которая будучи председателем ликвидационной комиссии не предприняла никаких мер к передаче имеющейся задолженности администрации Купросского сельского поселения по выплатам новому юридическому лицу – администрации Юсьвенского муниципального округа, либо увольнению себя как муниципального служащего в 2019 году и получению выплат за счет бюджета Купросского сельского поселения.
В возражениях на доводы жалобы прокуратура Юсьвенского района просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не подавал, уважительности причин неявки не предоставил.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно них, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 06.08.2007 была принята на муниципальную должность муниципальной службы администрации Купросского сельского поселения консультантом по правовым вопросам, с 01.07.2013 решением Совета депутатов указанная муниципальная должность изменена на муниципальную должность муниципальной службы помощник главы администрации, с 01.01.2017 ФИО1 переведена на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы администрации.
28.12.2016 между администрацией Купросского сельского поселения и ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому ФИО1 назначена на должность заместителя главы администрации на неопределённый срок.
Согласно решению Совета депутатов Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края от 31.10.2018 № 70 в соответствии с ч. 4 ст. 35 Устава Купросского сельского поселения ФИО1 с 01.11.2018 временно исполняла обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения. При этом не была освобождена от исполнения обязанностей заместителя главы администрации.
Из Решения Совета депутатов Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района от 14.11.2018 № 74, с 01.01.2019 Юсьвинскому муниципальному району передано осуществление части полномочий Купросского сельского поселения по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в части ведения бухгалтерского (бюджетного), кадрового, налогового, статистического учета, планирования финансово-хозяйственной деятельности и составления отчетности администрации Купросского сельского поселения, финансового отдела администрации Купросского сельского поселения, совета депутатов Купросского сельского поселения на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Передача полномочий Купросского сельского поселения Юсьвинскому муниципальному району по ведению бухгалтерского (бюджетного), кадрового, налогового, статистического учета, планирования финансово-хозяйственной деятельности и составлению отчетности администрации на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 регламентирована решением Совета депутатов Купросского сельского поселения от 14.11.2018, также и решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края от 11.12.2018 № 362, о принятии Юсьвинским муниципальным районом осуществление полномочий Архангельского сельского поселения, Купросского сельского поселения, Майкорского сельского поселения, Пожвинского сельского поселения, по ведению бухгалтерского (бюджетного), кадрового, налогового, статистического учета, планированию финансово-хозяйственной деятельности и составлению отчетности на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Решениями Совета депутатов Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края от 28.12.2018 утверждены Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Купросском сельском поселении и структура администрации Купросского сельского поселения, согласно которым с 01.02.2019 должность заместителя главы администрации в администрации Купросского сельского поселения отсутствует.
Исходя из трудовой книжки истца, записи об увольнении с должности заместителя главы администрации не имеется, трудовой договор по указанной должности с ней не расторгнут, какие-либо выплаты, причитающиеся при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, истцом не получены.
Распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района от 31.01.2020 № ** полномочия исполняющей обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения ФИО1 были прекращены по п. 12 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с преобразованием муниципального образования на основании закона Пермского края от 20.06.2019 № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования - Юсьвинский муниципальный округ Пермского края».
Распоряжением исполняющего полномочия главы муниципального района – главы администрации Юсьвинского муниципального района от 11.02.2020 № 13-к распоряжение администрации Юсьвинского муниципального района от 31.01.2020 отменено.
Распоряжением временно исполняющей обязанности главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения ФИО1 от 01.02.2020, полномочия прекращены в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), с выплатой муниципальным казенным учреждением Юсьвинского муниципального района «Единый учетный центр» в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
Приказом территориального отдела Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району» от 12.02.2020 № 25/В/02 ФИО1 признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 01.05.2020.
Согласно решению территориального отдела Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району» от 14.05.2020 № 33 за ФИО1 сохраняется средний месячный заработок.
На основании ст. 1 и 3 Закона Пермского края от 20.06.2019 № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края», с 02.07.2019 решено преобразовать Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение, входящие в состав Юсьвинского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование, наделить новое муниципальное образование статусом муниципального округа Юсьвинский муниципальный округ Пермского края.
Преобразование поселений, входящий в состав Юсьвинского муниципального района, не влечет за собой изменения статуса населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений Юсьвинского муниципального района, а также изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах.
С 02.07.2019 Юсьвинский муниципальный округ Пермского края считается образованным.
Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение и Юсьвинский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона (статья 1).
Органы местного самоуправления Юсьвинского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Юсьвинского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Решением Думы Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 05.11.2019 установлено, что Органы местного самоуправления Юсьвинского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Юсьвинского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию настоящим Законом и муниципальными правовыми актами Юсьвинского муниципального округа Пермского края.
Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, муниципальными правовыми актами Юсьвинского муниципального округа Пермского края, регулируются законодательством Российской Федерации и Пермского края, а также договорами и соглашениями, заключенными органами местного самоуправления в переходный период, предусмотренный статьей 4 настоящего Закона (пункт 3), в случае выявления муниципального долга Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципальный округ Пермского края является правопреемником и обеспечивает управление указанным долгом (пункт 6).
Решением Совета депутатов Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края от 01.07.2019 № 128 Муниципальное казенное учреждение «Администрация Купросского сельского поселения» ликвидировано, утверждено положение о ликвидационной комиссии, план ликвидационных мероприятий, состав ликвидационной комиссии, председателем которой была назначена временно исполняющая обязанности главы сельского поселения – глава администрации Купросского сельского поселения ФИО1
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.04.2020, 18.02.2020 сведения о ликвидации администрации Купросского сельского поселения как юридического лица внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, сведения о регистрации администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 19.02.2020.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные приведённые правовые акты, регламентирующие процедуру преобразования муниципальных образований и вопросы правопреемства, руководствуясь положениями статей 34, 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 11, 23, 178 ТК РФ, Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора Юсьвинского района о взыскании с ответчика в пользу истца сумм выходного пособия при увольнении подлежат удовлетворению, поскольку администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края является правопреемником администрации Купросского сельского поселения в заявленном трудовом споре с ФИО1
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является правопреемником администрации Купросского сельского поселения, в связи с чем требования не подлежали удовлетворению, ошибочная.
Решением Думы Юсьвенского муниципального округа Пермского края № 13 от 05.11.2019, решением Совета депутатов Купросского сельского поселения от 14.11.2018 № 74, решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 11.12.2018 № 362, Юсьвинскому муниципальному району переданы полномочия Купросского сельского поселения по ведению бухгалтерского (бюджетного), кадрового, налогового, статистического учета, планированию финансово-хозяйственной деятельности и составлению отчетности на 2019 год.
При этом полномочия истца, как исполняющего обязанности главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения были прекращены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации, однако обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ выплаты выходного пособия в размере среднего месячного заработка не выполнены.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Учитывая, что истец, в связи с ликвидацией организации и прекращения трудового договора, своевременно обратилась в орган службы занятости населения с заявлением, не была трудоустроена, ей безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка начиная с 01.02.2020, предусмотренных законом, и за ней сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения, расчет представленный истцом произведен верно, судом апелляционной инстанции проверен, сторонами не оспаривается.
Поскольку судом первой инстанции установлен факт нарушения трудовых прав истца, поэтому имеются основания для удовлетворения требований о возмещении денежной компенсации работнику за счёт ответчика в соответствии со ст. 236 ТК РФ, при этом размер компенсации в заявленной стороной истца сумме 15531,83 руб. определён с учётом конкретных обстоятельств данного дела, является верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что не учтена специфика статуса ФИО1, судебная коллегия полагает не влияющим на правильность судебного постановления, поскольку указанные обстоятельства не повлияли на правильность разрешения спора.
На основании всего вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводов суда не опровергают и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о неправильности постановленного судом решения, и не могут повлечь отмену решения, так как не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, а выражают лишь несогласие с принятым решением.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Юсьва) от 03 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: