ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4878 от 12.01.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 января 2022 года по делу № 33-420/2022 (33-14522/2021)

Судья Лиманская В.А. г.Волгоград

12 января 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Колгановой В.М. и Марчукова А.В.,

при секретаре Антюфеевой Т.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4878 по иску Юрловой Ирины Георгиевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе Юрловой Ирины Георгиевны на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 11 октября 2021 года, которым было отказано в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

Юрлова И.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центр АФР №1 по установлению пенсий в Волгоградской области о включении в общий трудовой стаж периодов работы и назначении пенсии по старости.

В обоснование иска указано, что 7 июня 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, однако решением ответчика от 21 июня 2021 года в общий стаж засчитано 14 лет 01 месяц, вместо необходимых 15 лет. При этом, в общий стаж не были включены периоды работы с 19 февраля 2003 года по 6 июля 2004 года в качестве доярки в СООО «Плаха Петровского» Белокуракинского района Луганской области Украина, с 26 августа 2005 года по 8 сентября 2005 года в качестве разнорабочей в СООО «Ранок» Белокуракинского района Луганской области Украина, с 3 октября 2011 года по 4 мая 2012 года в качестве социального работника VI разряда в Белокуракинском территориальном центре социального обслуживания Луганской области Украины.

Полагает данное решение незаконным, поскольку необходимые запросы ответчиком были направлены не компетентному лицу, а именно в Луганскую народную Республику, вместо пенсионного фонда Украины, а также ответчиком не учтено Соглашение от 13 марта 1992 года.

Истец полагает, что имеет необходимые для назначения пенсии стаж 15 лет, а также индивидуальный пенсионный коэффициент в размере 36,42.

В этой связи, Юрлова И.Г. просила признать незаконным решение от 21 июня 2021 года №302163/21 об отказе во включении в страховой стаж периодов работы - с 19 февраля 2003 года по 6 июля 2004 года в качестве доярки в СООО «Плаха Петровского» Белокуракинского района Луганской области Украина, с 26 августа 2005 года по 8 сентября 2005 года в качестве разнорабочей в СООО «Ранок» Белокуракинского района Луганской области Украина, с 3 октября 2011 года по 4 мая 2012 года в качестве социального работника VI разряда в Белокуракинском территориальном центре социального обслуживания Луганской области Украины, включив указанные периоды работы в страховой стаж, возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости с 7 июня 2021 года.

Определением суда от 11 октября 2021 года произведена замена ответчика Центр ПФР №1 по установлению пенсий в Волгоградской области на ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Юрлова И.Г. просит решение суда первой инстанции отменить ссылаясь на его незаконность и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» апелляционные жалоба, представление могут быть поданы на решение суда в целом, на его часть, в том числе мотивировочную, на дополнительное решение, принятое в порядке статьи 201 ГПК РФ, а также по вопросам распределения судебных расходов между сторонами, порядка и срока исполнения решения, обеспечения его исполнения и по другим вопросам, разрешенным судом при принятии решения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.

В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно статьям 3, 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3). Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. (части 1, 2 статьи 8) Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». (статья 11).

В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств-участников Соглашения о гарантиях прав государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее Соглашение), осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» и от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности, Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ 02.10.2014 №1015 (пп. «а» и «б» п.2 раздел I, п.5 и п.6 раздел I, п.59 раздел VIII), в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения, к числу которых относится Республика Украина, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Поскольку на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и и подтверждению сведений, содержащихся в них, представляемых для целей установления пенсии, документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже, о периодах учебы за период до распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже и заработке, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, могут быть учтены только после подтверждения уточняющими документами.

Сведения о стаже и заработке, содержащиеся в проверяемых документах, считаются надлежаще подтвержденными, если они:

- поступили в территориальный орган ПФР в ответ на его запрос от соответствующего компетентного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение работодателя, архивной организации и подтверждают запрашиваемые сведения, содержащиеся в документах, представленных для назначения пенсии, в том числе досрочной, гражданином лично;

- приходятся на период до распада СССР при надлежащем их оформлении;

- получены непосредственно от архивных организаций, организаций, страхователей и компетентных органов в ответ на запрос территориального органа ПФР при оказании содействия гражданину.

Для граждан, прибывших в Россию из стран СНГ в целях установления права на пенсию, в том числе пенсию за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любой из стран - участниц Соглашения от 13.03.1992, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории данных государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников СНГ без легализации (ст. ст. 6, 11 Соглашения от 13.03.1992г.).

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г., подписанного и ратифицированного, в том числе, Российской Федерацией и Украиной, для установления права на пенсию за выслугу лет, граждан государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Как следует из материалов дела решением Центра ПФР №1 по установлению пенсий в Волгоградской области от 21.06.2021 истцу было отказано во включении в страховой стаж истца периодов работы:

-с 19.02.2003 по 06.07.2004 в качестве доярки в СООО «Плаха Петровского» Белокуракинского района Луганской области Украины;

-с 26.08.2005 по 08.09.2005 в качестве разнорабочей в СООО «Ранок» Белокуракинского района Луганской области Украины;

-с 03.10.2011 по 04.05.2012 в качестве социального работника VI разряда в Белокуракинском территориальном центре социального обслуживания Луганской области Украины.

Отказывая в удовлетворении иска истца суд первой инстанции указал, что по представленным документам необходимый стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости у истца отсутствует.

Суд первой инстанции принял во внимание, что вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), Украина, в том числе входит в состав участников соглашений. Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г. При этом согласно письму Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16 трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Учитывая то, что спорные периоды работы истца имели место после 13.03.1992 г. на территории Украины, сведений об уплате страховых взносов из компетентных органов Украины не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении спорных периодов в специальный стаж.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Закона за пределами Российской Федерации включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Суд апелляционной инстанции принимает также правовую позицию по применению статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» экономического Суда СНГ в решении № 01-1/3-16 от 21.03.2017 г., в решении N 01-1/6-04 от 07.04.2005 г., а также в Обзоре судебной практики Экономического суда СНГ по делам о толковании международных договоров и других актов Содружества о пенсионном обеспечении за период с 1995 г. по 2016 г., согласно которым Соглашение, как следует из его названия и преамбулы, имеет целью выполнение имеющихся у государств-участников Содружества обязательств «в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик в период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения». Соглашение от 13.03.1992 г. устанавливает приоритет национального законодательства в области пенсионного обеспечения. В качестве гарантии права граждан государств-участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплена норма, согласно которой «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».

Учитывая то, что спорные периоды работы истца имели место на территории Украины после 13.03.1992 г., то они подлежат включению в специальный стаж только в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку никакого двустороннего соглашения, предусматривающего возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы лица на территории Украины после 13.03.1992 года без учета уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации между Российской Федерацией и Украиной не заключалось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик направлял запросы в подтверждение уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Луганской Народной Республики, который не является компетентным органом на территории Украины, подтверждающим уплату страховых взносов, не могут быть приняты во внимание к отмене решения суда в силу следующего.

Судом первой инстанции было установлено, что в соответствии с ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ, разделом VI Правил от 17.11.2014 № 884н и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года, специалистами Центра ПФР № 1 в Волгоградской области неоднократно были направлены запросы в Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики, к подведомственности которой относится Белакуракинский район, по оказанию содействия в получении информации об уплате взносов за спорные периоды. До настоящего времени запрошенная информация в адрес ответчика не поступила.

Согласно статье 10 Соглашения от 13.03.1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В силу статьи 11 Соглашения от 13.03.1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. № 74 документы, выданные в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины в Российской Федерации признаются действительными.

Доводы апелляционной жалобы основаны но ошибочном толковании закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела и не могут служить поводом для отмены решения суда.

С учетом вышеприведенных положений закона и установленных в суде обстоятельств судом первой инстанции было принято правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юрловой Ирины Георгиевны - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи –

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>