ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-487/20 от 21.09.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Суханова Н.В. Дело № 33-24252/2020

№ 2-487/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Старосельской О.В., Волошиной С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Айбатулиным С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район Краснодарского края и ФИО1 на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2020 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район Краснодарского края (далее УПФР), в котором просила:

- признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в МО Ейский район № <№..> от <Дата> об отказе в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет;

- обязать пенсионный орган включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следующие период её работы: с <Дата> по <Дата> (<...>.), с <Дата> по <Дата> (<...>.), с <Дата> по <Дата> (<...>.), с <Дата> по <Дата> (<...>, с <Дата> по <Дата> (<...>.), назначив пенсию с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с <Дата>.

В обоснование своих доводов истец указала, что <Дата> года она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.к. считает, что имеет требуемый специальный стаж как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность не менее 25 лет. Решением УПФР в МО Ейский район от <Дата> ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы. Указанным решением исключено из специального стажа <...>, т.к. не включены в специальный стаж оспариваемые ей периоды работы. Основанием для исключения из специального стажа явился факт того, что она не выработала полную ставку ни в должности музыкального руководителя, ни в должности воспитателя. Данный отказ истец считает незаконным, т.к. согласно Правилам №781 периоды выполнявшейся до <Дата> года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списках №781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени. Считает, что при проверке спорного периода пенсионный орган должен был зачесть работу в должности музыкального руководителя с <Дата> по <Дата> (<...>.), а начиная с <Дата> до <Дата> отказать, т.к. действительно не была выполнена норма рабочего времени. Также указала, что в спорные периоды она выполняла работу в должностях музыкального руководителя и воспитателя в одном и том же образовательном учреждении, при этом Правила №781 не содержат ограничений на суммирование рабочего времени работы по разным должностям, которые включены в Список. Указала, что с учетом спорных периодов её стаж составляет <...>, что дает ей право на назначение досрочной пенсии.

Обжалуемым решением Ейского городского суда от 10.06.2020 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Решение Управления Пенсионного фонда РФ в МО Ейский район № <№..> от <Дата> отменено в части невключения в специальный страховой стаж периодов работы ФИО1:

- с <Дата> по <Дата><...> в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы и в должности воспитателя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы по совместительству в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска;

- с <Дата> по <Дата> (<...>.) в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5ставки и совмещение должности воспитателя на 0,5ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ № <№..> г.Ейска;

- с <Дата> по <Дата> (<...> в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы и по совместительству в должности воспитателя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска;

- с <Дата> по <Дата> (<...>.) в должности воспитателя в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска.

На ответчика возложена обязанности включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:

- с <Дата> по <Дата><...>.) в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы и в должности воспитателя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы по совместительству в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска;

- с <Дата> по <Дата> (<...>.) в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки и совмещение должности воспитателя на 0,5 ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ № <№..> г.Ейска;

- с <Дата> по <Дата><...>.) в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы и по совместительству в должности воспитателя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска;

- с <Дата> по <Дата> (<...>.) в должности воспитателя в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в МО Ейский район Краснодарского края ФИО2 просит решение Ейского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2020 года отменить в части включения в специальный стаж периодов работы ФИО1 с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным и необоснованным. Судом допущено нарушение норм материального права. Апеллянт указывает, что на момент обращения истца в территориальное отделение Пенсионного фонда у истца не было необходимой продолжительности специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

По мнению УПФР в соответствии со Списком и Правилами по Постановлению № 781, периоды работы истицы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в качестве музыкального руководителя на 0.5 ставки и воспитателя на 0,5 ставки по совместительству в МДОУ ДСКВ № <№..> г. Ейска МО Ейский район, с <Дата> по <Дата> в качестве музыкального руководителя на 0,5 ставки и совмещение должности воспитателя на 0,5 ставки в МДОУ ДСКВ № <№..> г. Ейска МО Ейский район не подлежат учету в специальный стаж трудовой деятельности, так как согласно пункту 5 Правил периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Податель жалобы считает, что суд незаконно зачел в стаж педагогической деятельности указанные периоды, поскольку пунктом 5 Правил установлены индивидуальные требования для учета работы музыкального руководителя без суммирования ставок по различным должностям. Таким образом, возможно было бы учесть в специальный стаж суммарно, к примеру, работу музыкальным руководителем на 0,5 ставки по основному месту работы в одном детском саду и по совместительству в этой же должности «музыкальный руководитель» на 0,5 ставки в другом детском саду в один и тот же период, т.е. по пункту 5 Правил при суммировании необходимо выработать объем педагогической нагрузки, предусмотренный за 1 ставку заработной платы, именно в должности «музыкальный руководитель».

ФИО1 в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа во включении в специальный страж периода её работы с <Дата> по <Дата>, удовлетворив исковые требования в полном объёме. По мнению истца судом не учтено, что в соответствии с пунктом 4 Правил № 781 до 1 сентября 2000 г. выполнение нормы рабочего времени не требовалось.

Участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.

Информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции по доводам жалоб.

Решением ГУ УПФ РФ в муниципальном образовании Ейский район Краснодарского края от 28.10.2019 г. ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Указанным решением ответчиком из подсчета страхового и специального стажа исключены периоды работы ФИО1:

- с <Дата> по <Дата><...>.) в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ №8 МО г.Ейска, т.к. не выработана норма рабочего времени;

- с <Дата> по <Дата><...>.) в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5ставки заработной платы и в должности воспитателя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска, т.к. не выработана норма рабочего времени, суммирование работы различных должностях не производится,

- с <Дата> по <Дата> (<...>.) в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки и совмещение должности воспитателя на 0,5 ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ №<№..> г.Ейска, т.к. не выработана норма рабочего времени, суммирование работы в различных должностях не производится;

- с <Дата> по <Дата> (<...> в должности музыкального руководителя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы и по совместительству в должности воспитателя в детском саду на 0,5 ставки заработной платы в МДОУ ДСКВ № <№..> МО г. Ейска, т.к. не выработана норма рабочего времени;

- с <Дата> по <Дата> (<...> в должности воспитателя в МДОУ ДСКВ №<№..> МО г.Ейска, т.к. период не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, отраженными в выписке из ЛС истца.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда № <№..> от <Дата>, выполненной экспертами управления труда министерства труда и социального развития Краснодарского края, периоды работы ФИО1 с <Дата> по <Дата> г. в должности музыкального руководителя МБДОУ ДСКВ <№..> г. Ейска не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как ФИО1 не вырабатывала норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы ставки должности «музыкальный руководитель».

Периоды времени работы ФИО1 с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подп.19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как ФИО1 в указные периоды выполняла суммарно в основное рабочее время и за пределами основного рабочего времени, норму рабочего времени (педагогической нагрузки), установленную за ставку заработной платы в должностях музыкальный руководитель и воспитатель.

Данное экспертное заключение сомнений в его объективности и достоверности у суда не вызывает, поскольку выполнено квалифицированным экспертом, согласуется с письменными материалами дела.

Таким образом, заключение эксперта верно признано судом первой инстанции допустимым доказательством, поскольку соответствует положениям ст.55 ГПК РФ.

С учётом вышеизложенного, судебная коллегия оценивает как правильный вывод суда первой инстанции о незаконности невключения в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, а соответствующие доводы жалобы территориального отделения Пенсионного фонда РФ несостоятельными.

Ссылка ФИО1 на пункт 4 Правил № 781, согласно которому до 1 сентября 2000 г. выполнение нормы рабочего времени не требовалось, не применима к спорным правоотношениям, поскольку является общим правилом и содержит оговорку «за исключением случаев определенных настоящими Правилами».

Так, в силу пункта 5 названных Правил периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Как установлено судом, государственным экспертом, специалистом ответчика и не оспаривается истцом, условие соблюдения нормы рабочего времени ФИО1 в оспариваемый период работы в должности музыкального руководителя не выполнено, а значит не подлежит включению в специальный стаж.

Другие доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом созданы все необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район Краснодарского края и ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи