Судья Сат А.Е. Дело № 33-338/2020
№ 2-4892/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 17 марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Ойдуп У.М.,
судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,
при секретаре Сарыг-Донгак С.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ойдуп У.М. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыл, мэрии г. Кызыл, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о признании данных, содержащихся в Республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2018 год, не соответствующими действительности, обязании внести изменения по апелляционной жалобе истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 ноября 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыл (далее – Департамент), мэрии г. Кызыл (далее – Мэрия), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее- Министерство), Правительству Республики Тыва (далее – Правительство РТ), указывая на то, что ей на основании ордера № от 22 марта 2000 года принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: **, общей площадью 41,5 кв.м. Данная квартира включена в Республиканскую адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2018 года, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 (далее - Республиканская программа). При формировании Республиканской программы по этапу 2014 года, площадь ее квартиры мэрией указана неверно в размере 18 кв.м., тогда как согласно техническому паспорту размер площади составляет 41,5 кв.м. Мэрия, выявив технические погрешности, неточности, постановлением от 10 августа 2017 года № 856 внесла изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла на 2013-2017 годы» в части изменения площади **. В пофамильном списке граждан общая площадь занимаемой истцом квартиры была уточнена в соответствии с техническим паспортом и указана в размере 41,5 кв.м. Министерство на письмо мэрии о внесении изменений в Республиканскую программу и последующей проработки данного вопроса в Фонде реформирования ЖКХ, ответило, что в связи со сносом дома, истцу будет предоставлено благоустроенное помещение в строящемся многоквартирном доме по адресу: **, исходя из требуемой площади в предоставленных данных мэрией, согласно которым площадь квартиры истца составляет 18,0 кв.м. 18 февраля 2019 года Министерство повторно сообщило, что площадь предоставляемой истцу квартиры будет составлять 18,0 кв.м., так как именно такая площадь была зафиксирована по ** аварийном доме по **, так как Министерством заключен государственный контракт, на строительство жилого помещения исходя из указанного размера. Недостоверные сведения нарушают права истца, так как ухудшают ее жилищные условия. Просила суд признать не соответствующими действительности данные в Приложении № 2 (реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения) к Республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного Фонда в Республике Тыва на 2013-2018 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667, что площадь ** в ** составляет 18,0 кв.м, и установить, что площадь составляет 41,5 кв.м. Обязать Департамент и Министерство внести изменения в документы, на основании которых площадь ** в **, указанная в приложении № 2 (реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения) к Республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного Фонда в Республике Тыва на 2013-2018 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 № 667, ошибочно указана как 18 кв.м., вместо имеющихся 41,5 кв.м., с указанием на то, что измененные данные являются основанием для предоставления жилого помещения в порядке переселения равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по нему новое решение о полном удовлетворении исковых требований, указав, что суд не принял решение по ее требованию о предоставлении равнозначного площадью жилого помещения взамен сносимого жилья, от которых она не отказывалась, и в этой части производство не прекращалось. В настоящее время она проживает в аварийном доме, площадь которого составляет 41,5 кв.м., а от предоставленного жилья с площадью 16,4 кв.м. отказалась, поскольку площадь не равнозначная.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Министерства Е. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без изменения.
Представитель истца Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам и просила отменить решение суда.
Представители Мэрии г. Кызыл А. и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва Е. в суде апелляционной инстанции просили решение оставить без изменения как законное и обоснованное.
Истец, представители ответчиков Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыл и Правительства РТ, извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. О причинах неявки суду не сообщили. Рассмотрение дела производится в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2018 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 следует, что ** внесен в список аварийных многоквартирных домов с переселением в новые.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 августа 2018 года исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1, Б., В., Г. к мэрии г. Кызыла о возложении обязанности замены жилого помещения на равнозначное по общей площади ранее занимаемому и предоставлении по договору социального найма жилого помещения, равноценного ранее занимаемому, благоустроенное жилое помещение, удовлетворено. Судом постановлено передать и заменить равнозначные жилые помещения истцам.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Тыва от 12 декабря 2018 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 августа 2018 года отменено в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности по предоставлению ФИО1 по договору социального найма жилое помещение, равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в г. Кызыле, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Кызыла общей площадью не менее 41,5 кв.м, и в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности по предоставлению Б. по договору социального найма жилое помещение, равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в г. Кызыле, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Кызыла общей площадью не менее 23,2 кв.м., в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований. В остальной части решение суда отставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 10 августа 2017 года № 856 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла на 2013-2017 гг.», утвержденным постановлением мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 г. № 1082», внесены изменения в указанную муниципальную адресную программу, в том числе относительно общей площади аварийного жилищного фонда (66 181, 74 кв.м.). В соответствии с внесенными в муниципальную адресную программу изменениями общая площадь занимаемого ФИО1 жилого помещения по адресу: **, изменена с 18 кв.м., на 41,5 кв.м.
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 10.12.2018, адресованного ФИО1, следует, что в ранее утвержденной мэрией г. Кызыла муниципальной адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 27 декабря 2013 года № 1802 (с учетом внесенных изменений от 20.06.2014 № 834) общая площадь ** аварийного дома по **, составляет 18,0 кв.м. В связи с чем, постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 № была утверждена республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и заключены государственные контракты, на приобретение жилых помещений, исходя из требуемых площадей переселяемых квартир. В настоящее время в муниципальную адресную программу внесены изменения в части уточнения общих площадей жилых помещений, в том числе общая площадь вышеуказанного жилого помещения уточнена на 41, 5 кв.м, что на 23,5 кв.м, больше ранее представленных данных. Учитывая, что уже заключен государственный контракт на приобретение требуемой площади и завершение строительства многоквартирного дома Минстроем Республики Тыва направлено письмо на имя мэра г. Кызыла о необходимости приятия отдельного решения вывяленной разнице площадей.
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 28.10.2019, адресованного ФИО1 следует, что в рамках Программы по переселению и в соответствии с заключенным государственным контрактом ей будет предоставлено благоустроенное жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: **.
Согласно акту приема-передачи жилого помещения от 23.09.2019, мэрия г. Кызыла уже передала ФИО1, квартиру по адресу: **, состоящую из 1 комнаты, общей площадью 16,4 кв.м., и ключи 4 штуки.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что государственный контракт на приобретение жилых помещений фактически исполнен, строительство многоквартирного дома завершено, Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в части переселения ФИО1 выполнена, пришел к обоснованному выводу о невозможности внесения изменений в данные, содержащиеся в Республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2018 год, ввиду ее завершения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции, основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на представленных в материалы дела доказательствах, надлежащая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Результаты оценки доказательств отражены в решении, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не допускается внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые приводят к нарушению требований, установленных п.п. 2 и 2.1 настоящей статьи.
В п.п.2,2.1 вышеуказанной статьи включены требования по параметрам объемов площадей аварийного жилья.
Таким образом, при наличии прямого запрета в Федеральном законе на внесение изменений в Республиканскую программу, на этапе предоставления гражданам жилых помещений взамен признанных аварийными внесение изменений недопустимо, так как планируемые показатели по данной программе все выполнены.
Судом первой инстанции верно указано, что объемы потребностей нового жилья, объемы бюджетных средств, планируемые показатели все утверждены и реализованы. И эти обстоятельства исключают возможность в настоящее время внести соответствующие изменения в Республиканскую программу.
Довод истца о том, что она заявляла требования об обязании предоставить ей жилое помещение площадью 41,5 кв.м. является несостоятельным, так как из материалов дела следует, что истец заявила требования о внесении изменений в Республиканскую программу. Требования о возложении обязанности по предоставлению ей жилого помещения не заявлялись.
В силу чего утверждения о том, что судом первой инстанции разрешены не все требования истца, не основаны на материалах дела.
Верно отмечено судом первой инстанции, что нарушение прав истца предоставлением ей жилого помещения не равнозначной площади, образует иной предмет и способ судебной защиты.
Как указывалось ранее, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 декабря 2018 года в удовлетворении искового заявления прокурора в интересах ФИО1 о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, равноценного занимаемому, отказано, поскольку истице еще не было предоставлено жилое помещение взамен аварийного, то есть права ФИО1 нарушены не были, и разрешение данного вопроса судом было преждевременно.
Учитывая, что в настоящее время истице предоставлена квартира по адресу **, площадью 16,4 кв.м., то она имеет право вновь обратиться в суд с вышеприведенными требованиями по новым обстоятельствам о нарушении ее прав.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения Кызылского городского суда Республики Тыва.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 марта 2020 года.
Председательствующий
Судьи: