ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4901/19 от 27.07.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-3367/2020

(Номер дела в суде 1 инстанции 2-4901/2019)

апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Плосковой И.В.,

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от <.......>, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО4 к ТСЖ «Сатурн» о понуждении к совершению действий, взыскании компенсации и морального вреда - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Плосковой И.В., объяснения истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Товарищества собственников жилья «Сатурн» ФИО5, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО4 обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Сатурн» (далее ТСЖ «Сатурн») об обязании принять результаты поверки прибора учета горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской номер <.......> законными и обязать председателя ТСЖ «Сатурн» ФИО6, признать счетчик горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской номер <.......>, расположенный в квартире по адресу: <.......> годным к работе и ввести его в эксплуатацию, обязании произвести перерасчет платы за горячую воду по адресу: <.......> даты поверки счетчика, согласно паспорта поверки, обязании подключить приборы учета водоснабжения в кв. <.......> по <.......>; - прибор учета <.......> со сроком действия до <.......>; -прибор учета <.......> со сроком действия до <.......>; - прибор учета <.......> со сроком действия до <.......>, о взыскании с ТСЖ «Сатурн» компенсации морального вреда в сумме <.......> рублей.

Требования мотивированы тем, что истцом на вторичном рынке по ипотеке приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <.......>. <.......> между истцом и ТСЖ «Сатурн» заключен договор б/н на техническое обслуживание и содержание жилого дома. Данный договор со стороны ТСЖ подписан председателем ТСЖ «Сатурн» ФИО6 <.......> ТСЖ «Сатурн» провели проверку и составили акт о соответствии данных приборов, проведения оплаты в ТСЖ «Сатурн» согласно показаниям приборов. Данный акт подписан председателем ТСЖ «Сатурн» ФИО6 и подтверждает, что квартира <.......> в доме <.......> оборудована индивидуальными приборами учета воды. <.......> истек срок эксплуатации прибора учета горячей воды в ванной комнате VLF-R UNIVERSAL заводской номер <.......>. <.......> была проведена поверка данного прибора учета горячей воды, которую осуществила специализированная организация, компания ООО «Этажи Сервис», имеющая аттестат аккредитации. По итогам поверки было выдано свидетельство о поверке <.......> от <.......> и дальнейшем использовании прибора учета до <.......> года, при этом компания выдала надлежащим образом заверенную копию аттестата аккредитации компании ООО «Этажи Сервис», что подтверждает полномочия компании ООО «Этажи Сервис» на проведения подобных поверок и что является документальным подтверждением на выполнение поверочных работ счетчиков водоснабжения. Прибор учета VLF-R UNIVERSAL, заводской номер <.......> признан исправным, опломбирован, пломбы не повреждены. <.......> истцом подано заявление в ТСЖ «Сатурн» о регистрации данного индивидуального прибора учета, и проведения начислений потребления горячей воды в его квартире. <.......> из ТСЖ «Сатурн» получен ответ об отказе в регистрации данного прибора учета со ссылкой на отсутствие паспорта на прибор учета горячей воды. Отказ в регистрации прибора учета противоречит действующему законодательству. <.......> истец обратился с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области по факту противоправных действий ТСЖ «Сатурн» и незаконном отказе в регистрации прибора учета. <.......> повторно подано заявление в ТСЖ «Сатурн» о введении данного прибора учета горячей воды с приложением паспорта прибора учета. <.......> истцу в очередной раз было необоснованно отказано в регистрации данного прибора учета. В отказе отсутствовали ссылки на какие-либо нормы действующего законодательства. При подаче ежемесячных учетных данных прибора учета водоснабжения на официальном сайте http://www.tsj72.ru/. истец обнаружил, что все четыре прибора учета водоснабжения его квартиры необоснованно, незаконно отключены, и фактические затраты водоснабжения согласно показаний всех четырех приборов учета истец оплачивать не может, а обязан производить оплату по нормативам. <.......> истец вновь, повторно обратился с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области на противоправные действия председателя ТСЖ «Сатурн» ФИО6 Выполняя претензионный досудебный порядок, <.......> в ТСЖ «Сатурн» была подана досудебная претензия с просьбой прекратить противоправные действия по незаконному отключению всех приборов учета водоснабжения в квартире истца. Считает, что ТСЖ «Сатурн» обязано рассчитывать плату за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению при наличии индивидуального прибора учета по показаниям прибора учета, а при его отсутствии по нормативу.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился истец ФИО4, в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения, которым удовлетворить исковые требования. Считает, что ответчик обязан рассчитывать плату за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению при наличии индивидуального прибора учета по показаниям прибора учета, а при его отсутствии по нормативу. Указывает, что ответчик, не привел доказательств того, что проведенная поверка горячей воды компанией ООО «Этажи Сервис» не соответствует свидетельству о поверке <.......> от <.......>. Отмечает, что суд нарушил ст. 35 ГПК РФ, поскольку отказал в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание свидетеля <.......><.......>», который мог бы пояснить суду порядок проведения поверки приборов учета.

В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что предоставлял в суд заявление с просьбой провести судебное заседание, назначенное на <.......> в его отсутствие и просил суд уведомить о принятом решении по адресу электронной почты. Однако копию решения суда истец получил только <.......>, тем самым суд нарушил сроки предоставления копий решений участникам судопроизводства.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ТСЖ «Сатурн» в лице председателя ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по граждански делам от <.......> решение Ленинского районного суда г. Тюмени от <.......> оставлено без изменения, апелляционная жалоба и дополнения к ней истца ФИО4 - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <.......> апелляционное определение судебной коллегии по граждански делам от <.......> отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В дополнениях к апелляционной жалобе, представленной в судебное заседание суда апелляционной инстанции истец указал, что неоднократно заявлял об отсутствии полномочий у ответчика делать выводы о ненадлежащей поверке приборов учета, и на потребителя не может быть возложена обязанность контролировать деятельность организаций, которые аккредитованы оформлять свидетельства о поверке. Не представлено ответчиком доказательств несоответствия выданного свидетельства компанией ООО «Этажи Сервис». Суд апелляционной инстанции необоснованно принял от ответчика новые доказательства и сослался на них. Приборы учета были установлены на момент приобретения квартиры в том числе спорный, о чем составлен был акт ответчиком и не мог стать недействительным спустя 7 месяцев, тем более, что он прошел поверку. Необоснованно ответчик производит начисление по нормативу по всем приборам учета горячей воды, не указав какими именно правилами руководствуется. Пункт 59 Постановления Правительства № 354 трактуется ответчиком неправильно. Просит удовлетворить требования об обязании принять результаты поверки прибора учета горячей воды, признать счетчик годным к работе и ввести в эксплуатацию, произвести перерасчет платы за горячую воду, взыскать компенсацию морального вреда в размере <.......> рублей

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, материалы дела, а также проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела.

Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>

Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Сатурн» на основании договора от <.......>.

Истец в своей квартире установил приборы учета.

<.......> ТСЖ «Сатурн» провели проверку, о чем составили акт о соответствии данных приборов, проведения оплаты в ТСЖ «Сатурн» согласно показаниям приборов.

<.......> истек срок на счетчик учета горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской номер <.......>.

<.......> истец обратился к ответчику с заявлением ввести в эксплуатацию счетчик учета горячей воды VLF - R UNIVERSAL, заводской номер <.......>. Поверка проведена без демонтажа сотрудником ООО «Этажи Сервис».

<.......> ТСЖ «Сатурн» направили в адрес истца ответ с отказом, в связи с тем, что счетчик не соответствует описанию в свидетельстве о поверке <.......>.

<.......> истец обращается в ТСЖ «Сатурн» с просьбой ввести в эксплуатацию счетчик типа VLF- R UNIVERSAL, установленный в его квартире. При этом истец приложил к заявлению копию паспорта на счетчик и то же самое свидетельство, на счетчик типа VLF-R, с теми же замечаниями по его оформлению.

Истцу вновь отказано во вводе счетчика в эксплуатацию.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции признал обоснованным отказ ТСЖ «Сатурн» во вводе в эксплуатацию счетчика учета горячей воды VLF - R UNIVERSAL, заводской номер <.......>, поскольку свидетельство о поверке <.......> от <.......> не соответствует «Порядку проведения поверки средств измерений требования к закону поверки и содержанию свидетельства о поверке» утвержденному приказом Минпромторга РФ от 02.07.2015№ 1815. Судом было отказано в требованиях истца об обязании принятия результатов поверок прибора учета, признания счетчика годным и введении его в эксплуатацию, поскольку истцом вина ТСЖ «Сатурн» не доказана. Также судом было отказано в требованиях к ответчику сделать перерасчет, поскольку перерасчет истцу произведен, что подтверждается выпиской по лицевому счету за <.......>

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила №354) предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно п.81 Правил №354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

В соответствии с п.34 Правил №354 потребитель обязан;

г) (в редакции на момент вынесения решения суда) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;

д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с частями 1, 2 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно частям 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» федеральный государственный метрологический надзор осуществляется за: 1) соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации; 2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;

Федеральный государственный метрологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии со ст. 17 настоящего Закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом обязанность контролировать деятельность организации, которая аккредитована в установленном порядке, в том числе и в части оформления свидетельства о поверке, возложена на федеральные органы исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что приборы учета воды были установлены на момент приобретения квартиры по договору от <.......>, в том числе прибор учета <.......> со сроком действия до <.......>; прибор учета <.......> со сроком действия до <.......>; прибор учета <.......> со сроком действия до <.......>; а также спорный прибор учета <.......> сроком действия до <.......>. <.......> ТСЖ «Сатурн» составило акт о соответствии приборов учета воды. <.......> истек срок на счетчик учета горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской номер <.......>. <.......> ООО «Этажи-сервис», имеющее аттестат по аккредитации, произвело поверку прибора учета без демонтажа и выдало свидетельство о поверке <.......>, подтверждающее, что средство измерений (счетчик воды, заводской <.......>) признано соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования единства измерений. <.......> ФИО4 обратился с заявлением о введении в эксплуатацию счетчика горячей воды (в ванной комнате) с приложением свидетельства о поверке от <.......>. <.......> ТСЖ «Сатурн» направили в адрес истца ответ с отказом, в связи с тем, что счетчик не соответствует описанию в свидетельстве о поверке <.......>.

Согласно письму Управления Федеральной службы по Аккредитации по Уральскому Федеральному округу от <.......><.......>, ТСЖ «Сатурн» законно не приняло свидетельство о поверке <.......> от <.......> и отказало истцу во вводе счетчика учета горечей воды VLF - R UNIVERSAL, заводской номер <.......>. По результатам проведенной управлением проверки установлено, что в процессе деятельности аккредитованного лица нарушены требования, установленные пунктом 42, пунктом 43 критериев аккредитации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326…, пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». По результатам внеплановой документарной проверки составлен акт проверки от <.......><.......>, на основании которого ООО «ЭТАЖИ СЕРВИС» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от <.......><.......>, с указанием устранить выявленные нарушения, признать недействительным свидетельство о поверке от <.......><.......>. Согласно письма генерального директора ООО «ЭТАЖИ СЕРВИС» <.......> оформленное с нарушением нормативных требований свидетельство о поверке от <.......><.......> (зав.<.......>) признано недействительным.

Из ответа Государственной жилищной инспекции Тюменской области от <.......> на обращение истца следует, что заявление на ввод индивидуального прибора учета горячей воды в эксплуатацию от <.......> соответствует требованиям п.81 Правил №354, в связи с чем оснований для отказа в воде эксплуатацию индивидуального прибора у ТСЖ «Сатурн» не имелось, выдано предписание.

Истец ФИО4 является потребителем оказываемых услуг ответчиком.

Судебная коллегия считает, что действиями (бездействием) ответчика были нарушены права истца, поскольку на ФИО4, как на потребителя, не может быть возложена обязанность по контролю надлежащего оформления свидетельства о поверке ООО «Этажи Сервис», поскольку такую деятельность осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в данном случае Управление Федеральной службы по Аккредитации по Уральскому Федеральному округу.

Принимая во внимание, что спорный прибор учета воды <.......> ТСЖ «Сатурн» был принят по Акту, потребитель в дальнейшем выполнил свою обязанность по поверке прибора учета горячей воды в аккредитованной организации, и на него не может быть возложена ответственность за ненадлежащее оформление свидетельства о поверке, судебная коллегия считает, что требования истца об обязании ответчика принять результаты поверки прибора учета горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской <.......> законными, признать счетчик горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской <.......>, годным к работе и ввести его в эксплуатацию, произвести перерасчет платы за горячую воду с даты поверки счетчика, согласно паспорта поверки, подлежат удовлетворению.

В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Судебная коллегия считает, что факт нарушения прав потребителя в ходе производства по делу был установлен, учитывая принципы разумности и справедливости, принимая во внимание характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, с ответчика ТСЖ «Сатурн» в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Размер штрафа составит 2 500 руб. (5000/2).

Размер государственной пошлины, с учетом удовлетворенных требований неимущественного характера, подлежащий взысканию с ответчика ТСЖ «Сатурн»» в размере 900 руб.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу истца ФИО4 удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 июля 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.

Иск ФИО4 удовлетворить частично.

Обязать ТСЖ «Сатурн» принять результаты поверки прибора учета горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской номер <.......> законными и признать счетчик горячей воды VLF-R UNIVERSAL, заводской номер <.......> расположенный в квартире по адресу: <.......> годным к работе и ввести его в эксплуатацию.

Обязать ТСЖ «Сатурн» произвести перерасчет платы за горячую воду по адресу: <.......> с даты поверки счетчика согласно паспорта поверки.

Взыскать с ТСЖ «Сатурн» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф в размере 2 500 руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ТСЖ «Сатурн» в доход муниципального образования г. Тюмени государственную пошлину в размере 900 руб.

Председательствующий:

Судьи коллегии: