Дело №2-490/2021 Дело №33-1000/2022
Судья Никиенко Н.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 04 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Матвеевой М.К., Местниковой С.А., при секретаре Семеновой Л.А., при участии прокурора Марковой Д.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Ленские столбы» Семенова А.А., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности Надточего К.В. на решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2021 года по делу по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Ленские столбы» о принятии мер по разработке проекта освоения лесов и получении положительной экспертизы, которым
постановлено:
исковые требования Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Ленские столбы» о принятии мер по разработке проекта освоения лесов и получении положительной экспертизы удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ленские столбы» принять меры по разработке проекта освоения лесов, согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» в отношении земельных участком с кадастровыми номерами 14:32:060202:51, 14:32:180202:471, 14:31:060202:53, 14:32:180202:493, 14:32:180202:494, 14:32:180202:502, 14:32:060202:31, 14:32:180202:276, 14:32:180202:503, 14:32:060202:49, 14:32:180202:283, 14:32:180202:277, 14:32:180202:278, 14:32:180202:280, 14:32:180202:282, 14:32:180202:286, 14:32:180202:496, 14:32:180202:497, 14:32:180202:498, 14:32:180202:499, 14:32:180202:501 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ленские столбы» принять меры по получению положительной экспертизы проекта освоения лесов, согласно Приказу Минприроды России от 30 июля 2020 года № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Удаловой Л.В., пояснения прокурора Шибиной А.В., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Ленские столбы» по доверенности Попова И.П., судебная коллегия
установила:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с иском к ответчику об обязании в течение 6-и месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению работ по лесоустройству на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Ленские столбы» (далее ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы»), по осуществлению закупки на выполнение работ по лесоустройству, с последующим заключением договора по лесоустройству, созданию лесничества и принятию проекта освоения лесов.
В обоснование иска указывалось на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» требований лесного законодательства и законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий, установлено, что в нарушение требований частей 2, 3 статьи 98.2, части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации проведено малое число патрулирования лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения – ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы», что не обеспечивает надлежащее предупреждение и предотвращение возникновения природных пожаров, в том числе по вине граждан.
В нарушение части 1 статьи 67, пункта 4 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природы Российской Федерации от 29 марта 2018 года №122, до настоящего времени работы по лесоустройству на территории национального парка не проведены, соответствующие закупки на выполнение таких работ не организованы, договоры с юридическими лицами не заключены. Вследствие не проведения лесоустроительных работ на территории парка отсутствует лесничество.
По выявленным нарушениям 21 июля 2021 года Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» внесено представление № ... об устранении нарушений закона.
В процессе рассмотрения дела, воспользовавшись предоставленным статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом, требования к учреждению прокурором были изменены.
Прокурор просил обязать принять меры по разработке проекта освоения лесов согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации, приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 14:32:060202:51, 14:32:180202:471, 14:31:060202:53, 14:32:180202:493, 14:32:180202:494, 14:32:180202:502, 14:32:060202:31, 14:32:180202:276, 14:32:180202:503, 14:32:060202:49, 14:32:180202:283, 14:32:180202:277, 14:32:180202:278, 14:32:180202:280, 14:32:180202:282, 14:32:180202:286, 14:32:180202:496, 14:32:180202:497, 14:32:180202:498, 14:32:180202:499, 14:32:180202:501 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и принять меры по получению положительной экспертизы проекта освоения лесов, согласно приказу Минприроды России от 30 июля 2020 года №513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 14:32:080202:1, 14:32:170108:2 и 14:32:180202:505 судом принят отказ прокурора от исковых требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» Семенов А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой содержится просьба об отмене судебного акта. В обоснование жалобы указано на то, что данный спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия), а указанные в решении суда земельные участки расположены не в границах лесного фонда по причине специального статуса, заявленного в регистрационных, правоустанавливающих документах целевого назначения.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности Надточий К.В. обратился с апелляционной жалобой, указывая на то, что судом при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом первой инстанции не учтено, что разработка проекта освоения лесов является необходимой только при использовании лесов в составе земель лесного фонда либо земельных участков в границах лесничеств, созданных на землях особо охраняемых природных территорий. Кроме того, в отношении проекта освоения лесов спорных земельных участков невозможно проведение государственной экспертизы в связи с отсутствием предмета такой экспертизы.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при вышеуказанной явке.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года №763-р создано ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» и отнесено к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно уставу ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» осуществляет управление национальным парком и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участком и объектов, историко-культурных объектов, расположенных на территории парка, экологическое просвещение населения, создание условий для регулируемого туризма и отдыха, осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Учреждение является некоммерческое организацией.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2020 года № ... земельные участки с кадастровыми номерами: 14:32:170108:2, 14:32:000000:33, 14:32:180202:277, 14:32:180202:501, 14:32:180202:502, 14:32:180202:497, 14:32:180202:496, 14:32:180202:494, 14:32:180202:493, 14:32:180202:505, 14:32:180202:498, 14:32:180202:503, 14:32:180202:280, 14:32:180202:278, 14:32:180202:276, 14:32:180202:283, 14:32:180202:282, 14:32:060202:53, 14:32:060202:51, 14:32:060202:49, 14:32:060202:31, 14:32:180202:499, 14:32:180202:286, 14:32:180202:471, 14:32:080202:1, 14:32:170102:78 переданы в безвозмездную федеральную собственность.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) от 11 ноября 2020 года № ... в постоянное бессрочное пользование ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» переданы следующие земельные участки, расположенные по адресам: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, урочище Эчиитэ, местность Сокурдан, с кадастровым номером 14:32:060202:51; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, 134 км. автотрассы М-56 Нижний Бестях- Большой Невер, с кадастровым номером 14:32:180202:471; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Тит-Арынский наслег, местность Эчитэ, урочище Эргэ эчитэ, с кадастровым номером 14:31:060202:53; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:493; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, 1-й Мальжагарский наслег, с кадастровым номером 14:32:080202:1; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:494; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, город Покровск, с кадастровым номером 14:32:170108:2; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, пастбища «Кыртас», с кадастровым номером 14:32:180202:502; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Тит-Арынский наслег, с кадастровым номером 14:32:060202:31; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование «Качикатский наслег», урочище Даркылаах (3-й участок), с кадастровым номером 14:32:180202:276; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, пастбища «Кыртас», с кадастровым номером 14:32:180202:503; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Тит-Арынский наслег, урочище Эчиитэ, местность Тоскуур, с кадастровым номером 14:32:060202:49; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование «Качикатский наслег», урочище Даркылаах (2-й участок), с кадастровым номером 14:32:180202:283; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, 131 км. автотрассы Нижний Бестях- Большой Невер, подъездная дорога к реке Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:505.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года № ... в постоянное бессрочное пользование ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» переданы следующие земельные участки, расположенные по адресам: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, урочище Даркылаах, с кадастровым номером 14:32:180202:277; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, урочище Тимир Урэх, с кадастровым номером 14:32:180202:278; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование Качикатский наслег, урочище Кюех-Хайа, 19 км федеральной автомобильной дороги «Лена», с кадастровым номером 14:32:180202:280; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование Качикатский наслег, урочище Хойгуолаах (2-й участок), с кадастровым номером 14:32:180202:282; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование Качикатский наслег, урочище Хойгуолаах, с кадастровым номером 14:32:180202:286; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:496; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:497; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:498; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:499; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, пастбища «Кыртас», с кадастровым номером 14:32:180202:501.
Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) 21 июля 2021 года в адрес ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» внесено представление об устранении нарушений законодательства, а именно, в части патрулирования лесов, расположенных на территории парка, проведения работ по лесоустройству территории парка, о создании лесничества, разработки лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, очистки территории парка от сухостоя, хвороста, лесной подстилки и других лесных горючих материалов.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и соответственно, его обязательное составление и направление на государственную экспертизу лицами, использующими леса. Между тем, до настоящего времени ФГБУ «Национальный парк «Ленские столбы» проект освоения лесов не представлен.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации полагает заслуживающими внимания по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления).
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные требования процессуального закона судом первой инстанции выполнены не были.
Как предусмотрено статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1); лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2); лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6).
Согласно частям 1 и 2 статьи 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69).
В силу пункта 30 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 33 Приказа N 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу части 1 статьи 6 Лесного кодекса леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 7 Лесного кодекса предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Лесного кодекса основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
В силу статьи 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данного Кодексом.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости категория земельных участков, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, урочище Даркылаах, с кадастровым номером 14:32:180202:277; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, урочище Тимир Урэх, с кадастровым номером 14:32:180202:278; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование Качикатский наслег, урочище Кюех-Хайа, 19 км федеральной автомобильной дороги «Лена», с кадастровым номером 14:32:180202:280; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование Качикатский наслег, урочище Хойгуолаах (2-й участок), с кадастровым номером 14:32:180202:282; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, муниципальное образование Качикатский наслег, урочище Хойгуолаах, с кадастровым номером 14:32:180202:286; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:496; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:497; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:498; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, местность Устье, река Буотама, с кадастровым номером 14:32:180202:499; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Качикатский наслег, пастбища «Кыртас», с кадастровым номером 14:32:180202:501; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Тит-Арынский наслег, урочище Эчиитэ, местность Тоскуур, с кадастровым номером 14:32:060202:49; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, урочище Эчиитэ, местность Сокурдан, с кадастровым номером 14:32:060202:51; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Тит-Арынский наслег, местность Эчитэ, урочище Эргэ эчитэ, с кадастровым номером 14:31:060202:53, определена под земли сельскохозяйственного назначения, категория земельных участков, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Тит-Арынский наслег, с кадастровым номером 14:32:060202:31; Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, 1-й Мальжагарский наслег, с кадастровым номером 14:32:080202:1, определена под земли особо охраняемых территорий и объектов.
В целях проверки доводов сторон судом апелляционной инстанции был направлен запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены спорные земельные участки, о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на спорные земельные участки.
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
В силу данной правовой нормы вышеприведенные требования процессуального закона распространяются и на суд апелляционной инстанции.
При этом согласно пункту 43 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N16, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Согласно ответу главы администрации муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) сведения о земельных участках, находящихся на территории Хангаласского района, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют.
При этом на основании статьи 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В проекте освоения лесов устанавливаются мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, включая меры пожарной безопасности в лесах; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов; основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом, функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта) и иные сведения. (Приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 года №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»).
В соответствии с пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 февраля 2012 года №62, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять использование лесов на основании проекта освоения лесов.
Между тем, спорные земельные участки не расположены в границах земель лесного фонда или лесничества, лесохозяйственный регламент не утвержден, мероприятия по проведению работ по лесоустройству не проведены.
Ссылку прокурора на положения статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает несостоятельной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о переводе спорных земельных участков в категорию земель лесного фонда.
Кроме того, суд первой инстанции в нарушение положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением от 18 октября 2021 года принял уточнение исковых требований, повлекшее одновременное изменение предмета и основания иска.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Предусмотренное частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
При этом часть 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации запрещает одновременное изменение и предмета, и основания иска, исключая тем самым возможность обхода установленного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 131 и 132) порядка предъявления исков в суд. В случае необходимости изменения и предмета, и основания иска истец не лишен возможности предъявить новый иск в общем порядке.
Как следует из материалов дела, первоначально прокурором заявлены требования о принятии мер по проведению работ по лесоустройству, по осуществлению закупки на выполнение работ по лесоустройству, с последующим заключением договора по лесоустройству, созданию лесничества и принятию проекта освоения лесов. Изменив исковые требования, прокурор просил об обязании принять меры по разработке проекта освоения лесов в отношении спорных земельных участков и принять меры по получению положительной экспертизы проекта освоения лесов, что является изменением предмета и оснований иска.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) о принятии мер по разработке проекта освоения лесов и получении положительной экспертизы.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и могут быть исправлены лишь посредством отмены состоявшего по делу судебного постановления, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2021 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении иска Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Ленские столбы» о принятии мер по разработке проекта освоения лесов и получении положительной экспертизы отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи