ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-491/2022 от 25.05.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Мезенцева О.П. № 33-3177/2022

55RS0007-01-2021-008981-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 25 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко И.Ю., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Лавровой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-491/2022

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Омска от 9 февраля 2022 года

по иску ФИО1 к Администрации города Омска о возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение транспортного средства многодетной семье.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска, в обоснование указав, что является матерью восьмерых несовершеннолетних детей. Полагает, что их многодетная семья имеет право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде финансирования расходов, связанных с приобретением транспортного средства, в связи с чем 30 августа 2021 года она обратилась в Администрацию г. Омска с соответствующим заявлением. Между тем, данная мера социальной поддержки ей предоставлена не была, с указанием на то, что в бюджете города Омска расходы на указанные цели не предусмотрены, что, по ее мнению, ущемляет права ее многодетной семьи.

Просила признать незаконным отказ Администрации г. Омска в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение транспортного средства ее многодетной семье, обязать ответчика выделить ей указанные денежные средства.

В судебном заседании ФИО1 участие не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требованиях, дополнительно указав, что законодательством Омской области норма, на основании которой у Администрации г. Омска возникла обязанность по предоставлению спорной меры социальной поддержки, не предусмотрена.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных ею требованием. Указывает, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» семьям, имеющим в своем составе семь и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством, проживающих в указанных семьях более трех лет, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде финансирования расходов, связанных с предоставлением транспортного средства (пассажирского микроавтобуса) (пункт 5 статьи 19). Полагает, что наличие данной меры социальной поддержки в другом регионе Российской Федерации является достаточным основанием для ее предоставления и на территории Омской области.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик полагает постановленное решение законным и обоснованным.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: <...> года рождения, <...> года рождения, <...> года рождения, <...> года рождения, <...> года рождения, <...> года рождения, <...> года рождения, <...> года рождения.

28 апреля 2012 года данная семья зарегистрирована в качестве многодетной семьи – на сегодняшний день состав семьи 9 человек (удостоверение № 072469 от 9 июля 2021 года).

30 августа 2021 года ФИО1 обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение транспортного средства многодетной семье.

8 сентября 2021 года директором департамента общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска ФИО1 дан ответ, из которого следует, что ее обращение с учетом требований статьи 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено для рассмотрения в Министерство труда социального развития Омской области. Дополнительно истцу сообщено, что расходы, связанные с предоставлением единовременной денежной выплаты на приобретение транспортных средств многодетным семьям, в бюджете города Омска не предусмотрены, в связи с чем не представляется возможным предоставить единовременную денежную выплату за счет средств бюджета города Омска.

27 сентября 2021 года указанное заявление также рассмотрено Министерством труда и социального развития Омской области, истцу разъяснено, что предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение транспортного средства либо автомобиля в безвозмездное пользование многодетным семьям федеральным и областным законодательством не предусмотрено.

Полагая отказ Администрации г. Омска в предоставлении ей данной меры социальной поддержки незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правовых оснований для их удовлетворения не усмотрел, в связи с отсутствием в действующем законодательстве норм, предусматривающих предоставление истцу спорной меры социальной поддержки, с чем судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3.1 этого же Федерального закона).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.

Из приведенных правовых норм следует, что предоставление отдельным категориям граждан, в том числе многодетным семьям, мер социальной поддержки, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать такие меры социальной поддержки за счет средств собственного бюджета, а также порядок их оказания.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации Президентом Российской Федерации 5 мая 1992 года издан Указ № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в соответствии с которым социальная поддержка многодетных семей осуществляется на региональном уровне.

Подпунктами «а», «б» пункта 1 данного Указа Президента Российской Федерации правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

При этом в перечне мер социальной поддержки, перечисленных в подпунктах «б», «в», «г», «д», «е» пункта 1 данного Указа Президента Российской Федерации, которые должны быть в любом случае установлены законодательством субъекта РФ для многодетных семей, единовременная денежная выплата на приобретение транспортного средства, либо предоставление такового в натуре отсутствует.

Предоставление указанной меры социальной поддержки многодетным семьям не предусмотрено и законодательством Омской области, на территории которой зарегистрирована и проживает многодетная семья ФИО1

Так, с 1 января 2004 года отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям на территории Омской области, регулировались Законом Омской области от 02 октября 2003 года № 464-ОЗ «О государственной поддержке многодетных семей в Омской области».

Частью 1 статьи 5 данного Закона в качестве мер государственной поддержки многодетным семьям предусматривались следующие права и льготы:

1) первоочередное обеспечение детей до 18 лет путевками (по медицинским показаниям) в специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа, оздоровительные лагеря и другие оздоровительные учреждения;

2) бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования комплектами учебников;

3) льготная подписка на газеты и журналы, учредителями которых являются органы государственной власти Омской области;

4) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальных норм, установленных Губернатором Омской области;

5) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления Омской области), а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;

6) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и внутрирайонных маршрутов.

Финансирование мер государственной поддержки многодетных семей в Омской области производится за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законом источников (статья 6 Закона Омской области от 02 октября 2003 года № 464-ОЗ).

Данный Закон утратил силу 1 января 2006 года в связи с принятием Закона Омской области от 11 июля 2006 года № 767-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Омской области», статьей 8 которого для многодетных семей, проживающих на территории Омской области, были предусмотрены следующие меры социальной поддержки:

1) первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками (по медицинским показаниям) в специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа, оздоровительные лагеря и другие оздоровительные учреждения;

2) бесплатное обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования комплектами учебников;

3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах 18 квадратных метров общей площади жилых помещений на одного члена многодетной семьи;

4) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления Омской области), а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;

5) ежемесячная денежная выплата в размере, установленном законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом размер ежемесячной денежной выплаты в очередном финансовом году не может быть уменьшен по сравнению с размером ежемесячной денежной выплаты, установленным законом Омской области об областном бюджете на предыдущий финансовый год.

Указанный региональный нормативный правовой акт утратил свою силу в связи с изданием Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", которым в настоящее время регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям на территории Омской области.

Согласно части 1 статьи 41 данного Кодекса многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний);

- денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

- денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в Омской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

- денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу жидких бытовых отходов;

- денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

- денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;

- ежемесячная (ежегодная) денежная выплата.

Право на получение указанных мер социальной поддержки, имеют зарегистрированные в качестве многодетных семей уполномоченными государственными учреждениями Омской области, находящимися в ведении органа исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения, семьи проживающих на территории Омской области граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев, имеющие в своем составе трех и более детей (часть 1 статьи 40 Кодекса).

Таким образом, ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы и проживают ФИО1 и ее дети, мера социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение транспортного средства для многодетных семей не предусмотрена.

С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности предоставить ей указанную меру социальной поддержки.

Не свидетельствуют об обратном и доводы апелляционной жалобы истца о том, что такая мера социальной поддержки предусмотрена частью 5 статьи 19 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», что является достаточным основанием для ее предоставления и на территории Омской области.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Как было указано ранее, субъектам Российской Федерации предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (части 2, 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

По общему правилу закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации, регулирующий отношения государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации

Законы субъектов Российской Федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. При противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон.

В преамбуле Социального кодекса Санкт-Петербурга также отражено, что он регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения.

Меры социальной поддержки, дополнительные меры социальной поддержки и социальная помощь, установленные настоящим Кодексом, являются расходными обязательствами Санкт-Петербурга. Финансовое обеспечение расходных обязательств Санкт-Петербурга по социальной поддержке и социальной помощи, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Кодексом, производится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 3 Кодекса).

Между тем, многодетная семья ФИО1 на территории города Санкт-Петербурга не зарегистрирована и не проживает, что последней не оспаривается, в связи с чем предусмотренные законодательством данного субъекта меры социальной поддержки, вопреки позиции истца об обратном, на нее не распространяются.

Данная многодетная семья зарегистрирована и проживает в г. Омске, удостоверение многодетной семьи выдано им БУ МФЦ Центрального АО г. Омска, с указанием в нем, что действительно оно на территории Омской области, а также на то, что семья имеет право на меры социальной поддержки, установленные статей 41 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий населения, где между тем спорная меры социальной поддержки отсутствует.

На основании изложенного, судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Омска от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2022 года.