ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4932/2023 от 20.02.2024 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Юманова Е.В. дело № 33-301/2024

дело № 2-4932/2023

УИД 12RS0003-02-2023-004688-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 20 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Халиулина А.Д.,

судей Кольцовой Е.В. и Ваулина А.А.,

при секретаре Козылбаевой Э.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 октября 2023 года, которым с учетом определения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 декабря 2023 года об исправлении описки постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (ИНН 1215101152) в интересах неопределенного круга потребителей к Муниципальному предприятию «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (ИНН 1215015760) о признании противоправными действий в части установления в отношении одного вида услуг по перевозке пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам по троллейбусным маршрутам и автобусным маршрутам № 2А и 3П различных цен в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов и прекращении указанных противоправных действий, о возложении на ответчика обязанности в установленный судом срок довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл) обратилось в суд в защиту интересов неопределенного круга потребителей с иском к Муниципальному предприятию «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МП «Троллейбусный транспорт»), в котором просило признать противоправными действия в части установления в отношении одного вида услуг по перевозке пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам по троллейбусным маршрутам и автобусным маршрутам <№>А и 3П различных цен в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов и прекратить указанные противоправные действия, а также возложить на ответчика обязанность в установленный судом срок довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В обоснование иска указано, что стоимость проезда в общественном транспорте, осуществляющем перевозки по троллейбусным маршрутам и маршрутам «2А» и «3П» составляет 23 руб. при оплате безналичным путем и 26 руб. при оплате проезда наличными денежными средствами. Регулярные перевозки по указанным маршрутам осуществляются ответчиком. Указанные маршруты включены в реестр маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Установление различной цены в отношении одного вида услуг по перевозке пассажиров и багажа в зависимости от способа оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов, устанавливает преимущество для отдельных потребителей или оказания им предпочтения, является нарушением пункта 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом не принято во внимание установление запрета на установление в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различных цен в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Выслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Ибяевой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл 17 июля 2023 года составлен акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № 129, согласно которого установлено, что с 1 июля 2023 года стоимость проезда по троллейбусным маршрутам и автобусным маршрутам № «2А» и «3П» за наличный расчет составляет 26 и 23 руб. по безналичному расчету, указанная информация размещена перевозчиком на сайте https://троллейбус12.рф.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл 17 июля 2023 года по результатам контрольного (надзорного) мероприятия МП «Троллейбусный транспорт» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по недопущению установления в отношении одного вида услуг различных цен в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов, и по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей.

МП «Троллейбусный транспорт» является перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам и по регулируемым тарифам.

Постановлением правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2023 года № 241 внесены изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2016 года № 628 «О регулируемых тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», согласно которым установлен предельный (максимальный) уровень тарифа за перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок протяженностью менее 50 километров в следующих размерах: при наличном способе оплаты плата за одну поездку и каждое место багажа - 26 руб.; при безналичном способе оплаты плата за одну поездку и каждое место багажа - 23 руб.

Приказом МП «Троллейбусный транспорт» от 14 июня 2023 года № 1217 с 1 июля 2023 года установлены следующие тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа троллейбусным и автобусным транспортом: стоимость тарифа за перевозку пассажиров и каждое место багажа при наличном способе оплаты (плата за одну поездку и каждое место багажа) по регулируемым и нерегулируемым тарифам – 26 руб. за одну поездку, стоимость тарифа за перевозку пассажиров и каждое место багажа при безналичном способе оплаты (плата за одну поездку и каждое место багажа) по регулируемым и нерегулируемым тарифам – 23 руб. за одну поездку.

Перевозчиком осуществляющим регулярные перевозки по троллейбусным маршрутам и автобусным маршрутам № «2А» и «3П» является МП «Троллейбусный транспорт», что следует из представленных свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 14 марта 2023 года «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и межмуниципальным маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл», к маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отнесены, в том числе маршруты № «2А» и «3П».

Согласно расчета представленного МП «Троллейбусный транспорт», себестоимость поездки при оплате безналичным способом оплаты по сравнению с наличным способом оплаты проезда ниже на 3 руб. 31 коп. для троллейбусных маршрутов и 3 руб. 07 коп. для автобусных маршрутов.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что установление ответчиком различных тарифов по нерегулируемым тарифам регулярных перевозок, а именно - 23 руб. при оплате безналичным путем и 26 руб. при оплате проезда наличными денежными средствами, обусловлено экономической обоснованностью и направлено на стимулирование пассажиров к бесконтактной оплате проезда, при предоставлении потребителям необходимой информации о стоимости проезда и обеспечении возможности выбрать способ оплаты, права потребителей не нарушаются, установление различных тарифов не связано с дискриминацией потребителя либо группы потребителей, принявших решение об оплате проезда наличными денежными средствами.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.

Из пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Пунктом 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей установлено, что при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», в силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, например правилами программы лояльности, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону. Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например размещена на официальном сайте такого лица.

В силу пункта 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Согласно пункту 3.3.2 распоряжения Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» начиная с 1 января 2022 года рекомендуется обеспечить оснащение всех транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок системой безналичной оплаты проезда, в том числе с использованием технологий геолокации и биометрической идентификации.

Одной из рекомендуемых возможностей, предоставляемых пассажирам посредством системы безналичной оплаты проезда, является получение «скидки» при оплате проезда (и провоза багажа) безналичным способом (подпункт «и» пункта 3.3.2 распоряжения Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 22 сентября 2016 года № 01/12735-16-31 «О рассмотрении обращения» разъяснила, что в соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Юридическое содержание такого запрета подразумевает недопустимость совершения действий, выражающихся в завышении соответствующей цены товаров (работ, услуг), изначально объявленной продавцом (исполнителем) в качестве существенного условия договора, информация о которой должна доводиться до сведения потребителей с соблюдением требований, установленных статьей 10 Закона о защите прав потребителей. При этом в любом публичном договоре, связанном с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг), каковым, в том числе, является договор розничной купли-продажи цена по общему правилу должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории, а иные условия не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. Во взаимосвязи с соответствующими положениями пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, согласно которым в число информации о товарах (работах, услугах) помимо цены также входят «условия приобретения товаров (работ, услуг)», вышеизложенное означает, что разрабатываемые и реализуемые продавцами товаров маркетинговые стратегии, направленные, в частности, на повышение привлекательности безналичных расчетов за счет предоставления разного рода скидок (бонусов и т.п.) с «основной» цены товаров при их оплате банковскими картами или иными электронными средствами платежа, в тех случаях, когда они адресованы неопределенному кругу потребителей, свидетельством нарушения законодательства о защите прав потребителей не являются.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, из приведенных норм права и разъяснений следует, что действующим законодательством предусмотрена возможность установления скидки от цены услуги при безналичном способе оплаты за проезд, при этом МП «Троллейбусный транспорт» установило тариф за услугу по перевозке пассажиров по нерегулируемым тарифам, при котором при безналичной форме оплаты стоимость проезда в общественном транспорте на 3 руб. дешевле, чем при оплате наличными денежными средствами.

Кроме того необходимо отметить, что установленные МП «Троллейбусный транспорт» тарифы на услугу по перевозке пассажиров и багажа троллейбусным и автобусным транспортом по нерегулируемым тарифам, не превышают предельный (максимальный) уровень тарифов за перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом по регулируемым тарифам, установленным Постановлением правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2016 года № 628, которым также установлен тариф при безналичном способе оплаты за проезд ниже, чем при оплате наличными денежными средствами.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Д. Халиулин

Судьи Е.В. Кольцова

А.А. Ваулин

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.