Судья Шуняева Н.А.
Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-8863/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Коваленко В.В. Кислицыной С.В.,
при секретаре Арефьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-496/2020 по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включении в специальный стаж спорных периодов, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе истца ФИО2
на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2020 года
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований истец ФИО1 указал, что решением ответчика Номер изъят от Дата изъята ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 10 ч.1 ст. 30 Федерального закона от Дата изъята № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы не менее 20 лет. При этом ответчиком не включены в стаж на соответствующих видах периоды работы: с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса Черемховского пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП), с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «Городское пассажирское автохозяйство», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «Пассажирские перевозки» <адрес изъят>, с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «Черемховский автобус», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «АвтоТранс» <адрес изъят>, с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя 2 класса автобуса городских маршрутов МУП «ТрансАвто» <адрес изъят>, с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса регулярных пассажирских автомобильных маршрутов МУП «ТрансАвто <адрес изъят>», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса регулярных автомобильных маршрутов МУП «ТрансСервис <адрес изъят>», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса регулярных пассажирских автомобильных маршрутов МУП «Пассажирские перевозки <адрес изъят>», всего 24 года 11 мес. 1 дн. С указанным решением ответчика он не согласен. Сведениями его трудовой книжки и вкладыша в нее, архивными справками, сведениями работодателя, лицензиями от Дата изъята , расчетными листками, картами маршрутов регулярных перевозок, схемами движения муниципального маршрута автобусов, а также путевыми листами подтверждена его занятость в спорные периоды в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах на автобусах ПАЗ. Организационными формами предприятий, на которых он работал и работает является МУП. Решением учредителей они неоднократно переименовывались, однако, предприятия находились по одному и тому же адресу, характер его работы в должности водителя автобуса на маршрутах не менялся. Основным видом деятельности Муниципальных предприятий Черемховского пассажирского автотранспортного предприятия с последующими его различными наименованиями было осуществление в соответствии с планом маршрутных перевозок, то есть регулярная перевозка пассажиров автобусами в городе и в пригороде. Впоследствии на предприятии фактически произошло изменение наименования должности водителя на должность водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, с учетом изменения которого в функциях и условиях труда водителей ничего не изменилось. Все водители, и он в том числе, работали на регулярных пассажирских перевозках на регулярных городских маршрутах, без привязки водителей к определенному маршруту. Регулярные автобусные маршруты были не только городские. Ранее он работал на автобусах ЛАЗ-695 (вместимость 55 человек), ЛИАЗ-677 (вместимость 110 пассажиров), сейчас ПАЗ (вместимость 43 пассажира). Указанные виды автобусов предназначены для городских пассажирских перевозок, всегда использовались на городских регулярных маршрутах, согласно установленному графику движения. Он работал на пассажирских автобусах с кондуктором и без него, на протяжении всего рабочего дня. Впоследствии была введена должность водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов. До этого все водители Черемховского ПАТП осуществляли деятельность на регулярных пассажирских автобусных перевозках, без указания на это в их трудовых книжках. Предприятие неоднократного банкротилось, ликвидировалось и реорганизовывалось, водители увольнялись и вновь принимались на работу. Однако, водители Черемховского ПАТП с последующими его организационными формами и наименованиями фактически работали на одних тех же автобусах регулярных пассажирских маршрутах и выполняли одну и ту же функцию по перевозке пассажиров, юридический адрес предприятия не менялся. Отсутствие в его трудовой книжке точного указания на занимаемую должность - водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах в период до 2015 г., не может являться основанием для отказа в защите его пенсионных прав. Ответственность за правильное оформление трудовой книжки, внесение в нее записей о характере работы лежит на работодателе. Он достиг возраста 55 лет и имеет необходимый страховой стаж 37 лет 6 мес. 29 дней, ИПК 63,083, что более требуемого значения 30, следовательно, считает подлежащим удовлетворению требования о включении в специальный стаж спорных периодов его работы для назначения досрочной страховой пенсии.
Истец ФИО1 просил суд признать решение ответчика Номер изъят от Дата изъята об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным. Обязать ГУ - Управление ПФР в <адрес изъят> и <адрес изъят> включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды его работы: с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса Черемховского пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП), с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «Городское пассажирское автохозяйство», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «Пассажирские перевозки» <адрес изъят>, с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «Черемховский автобус», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса 2 класса МУП «АвтоТранс» <адрес изъят>, с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя 2 класса автобуса городских маршрутов МУП «ТрансАвто» <адрес изъят>, с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса регулярных пассажирских автомобильных маршрутов МУП «ТрансАвто <адрес изъят>», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса регулярных пассажирских автомобильных маршрутов МУП «ТрансСервис <адрес изъят>», с Дата изъята по Дата изъята в должности водителя автобуса регулярных пассажирских автомобильных маршрутов МУП «Пассажирские перевозки» <адрес изъят>. Признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права, т.е. с Дата изъята .
Решением Черемховского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд неправильно оценил все значимые обстоятельства по делу, неправильно истолковал нормы материального права, подлежащие применению. Полагает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Настаивает, что представленными в материалы дела документами подтверждена занятость истца в спорные периоды в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах. При этом, основным видом деятельности предприятий, на которых он работал, было осуществление, в соответствии с планом, маршрутных перевозок пассажиров автобусами в городе и в пригороде.
Считает, что оснований полагать, что его работа на регулярных пассажирских маршрутах имела место не полный рабочий день, не имеется, сведения о принятии на работу на неполный рабочий день, на условиях совмещения или на полставки отсутствуют.
Кроме того, указывает, что при подсчете стажа, проверка занятости работника в течении полного рабочего дня в периоды до Дата изъята не требуется, а отсутствие в трудовой книжке истца точного указания на занимаемую должность, не предоставление работодателями сведений об особых условиях труда истца в спорный период работы, не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав. Ответственность за правильное оформление трудовой книжки, внесение в нее записей о характере работы, а также обязанность по предоставлению сведений об особых условиях труда возложена на работодателя, а не работника.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц администрации муниципального образования <адрес изъят>, МУП «Пассажирские перевозки <адрес изъят>», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили.
Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес изъят> и <адрес изъят> – ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и имеют страховой стаж соответственно не менее 25.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного Письмо Минтранса РФ от 02.07.1992 N 13-пр право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов. При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
В соответствии с п.1 и п.2 ст.14 Закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации граждан в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из анализа приведенных норм права следует, что юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат установлению судом при решении вопроса о включении периода работы в страховой стаж в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" являются установление факта осуществления работником в качестве водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, то есть участие в регулярных городских пассажирских перевозках, выполнение указанной работы в течение полного рабочего времени. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дата изъята истец обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст. 30 Федерального закона от Дата изъята №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области Номер изъят от Дата изъята ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ от Дата изъята № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», так как отсутствует стаж на соответствующих видах работ.
Из представленной трудовой книжки на имя ФИО1, архивных справок следует, что трудовая деятельность истца в спорные периоды протекала с Дата изъята в качестве водителя автобуса 2 класса Черемховского ПАТП, Дата изъята уволен переводом в МУП «ГПАХ», Дата изъята принят переводом водителем автобуса 2 класса в МУП «Городское пассажирское автохозяйство». Дата изъята уволен по собственному желанию. Дата изъята принят водителем автобуса 2 класса в МУП «Пассажирские перевозки» г. Черемхово. Дата изъята уволен. Дата изъята принят водителем автобуса 2 класса в МУП «Черемховский автобус». Дата изъята уволен. Дата изъята принят водителем автобуса 2 класса в МУП «АвтоТранс» г. Черемхово, Дата изъята уволен. Дата изъята принят водителем 2 класса на автобусы городских маршрутов в МУП «ТрансАвто» <адрес изъят>. Дата изъята уволен. Дата изъята принят в порядке перевода в МУП «ТрансАвто <адрес изъят>» водителем автобуса городских регулярных пассажирских автомобильных маршрутов. Дата изъята уволен. Дата изъята принят водителем автобуса городских регулярных пассажирских автобусных маршрутов в МУП «ТранСервис <адрес изъят>». Дата изъята уволен. Дата изъята принят водителем автобуса городских регулярных пассажирских автобусных маршрутов в МУП «Пассажирское предприятие <адрес изъят>», где работает по настоящее время.
Согласно расчетным листам ФИО1 за спорные периоды времени, усматривается, что истцом декабрь 2006г. отработано 200,25 час., за апрель 2012г. отработано 63 часа, июль 2012 г. – 172,08 час., октябрь 2012 г. – 134,12 час., февраль 2013 г. – 94,14 час., март 2013 г. – 74,64 час., апрель 2013 г. – 111,47 час., август 2013 г. – 104,48 час., сентябрь 2013 г. – 192,48 час., октябрь 2013 г. – 168,47 час., ноябрь 2013 г. – 133,39 час., январь 2014 г. – 113,9 час., февраль 2014 г. – 170,49 час., сентябрь 2014 г. – 184,9 час., октябрь 2014 г. – 145,33 час., декабрь 2016 г. – 193,2 час., май 2019г. – 178,91 час., июль 2020г. - 164,99 час. При этом, в указанных расчетных листах до декабря 2016. должность истца указана как «водитель». В расчетных листах за декабрь 2016г., январь 2017г., май 2019г. должность истца указана, как «водитель автобуса городских регулярных пассажирских автомобильных маршрутов».
Истец ФИО1 в обоснование своих доводов о его занятости в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах представил путевые листы: от Дата изъята с указанием маршрута «Трудовой», от Дата изъята с указанием маршрута «Мясокомбинат», от Дата изъята с указанием маршрута «пл. Ленина-Мясокомбинат», от Дата изъята с указанием маршрута «Разрез», от Дата изъята с указанием маршрута «сл.цех-Разрез 3», от Дата изъята и от Дата изъята с указанием маршрута «Трудовой», от Дата изъята и от Дата изъята с указанием маршрута «Слюд.цех-Разрез 3», от Дата изъята с указанием маршрута «ПП-Лермонтова», от Дата изъята с указанием маршрута «Мясокомбинат», от Дата изъята с указанием маршрута «Слюд.цех-Разрез», от Дата изъята с указанием маршрута «Касьяновка», от Дата изъята с указанием маршрута «Слюд.цех-Разрез 3», от Дата изъята с указанием маршрута «Разрез 3», от Дата изъята с указанием маршрута «Разрез», от Дата изъята с указанием маршрута «Слюд.цех-Разрез 3», от Дата изъята и от Дата изъята с указанием маршрута «Слюд.цех-Разрез 3», от Дата изъята с указанием маршрута «Слюд.цех-Разрез 3-Штольня», от Дата изъята с указанием маршрута «ПМС-Трудовой», от Дата изъята , от Дата изъята от Дата изъята с указанием маршрута «Разрез 3-Штольня», от Дата изъята , от Дата изъята , от Дата изъята , от Дата изъята с указанием маршрута «Разрез 3».
ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования Дата изъята . Страхователем, периоды работы, начиная с Дата изъята , представлены на общих основаниях, без льготной кодировки, позволяющей отнести спорный период к стажу на соответствующих видах работ. Уплата дополнительного тарифа, начиная с Дата изъята , в Пенсионный фонд РФ на ФИО1 страхователем МУП «Пассажирские перевозки <адрес изъят>» не производилась и не производится, что подтверждается справкой МУП «Пассажирские перевозки <адрес изъят>» от Дата изъята .
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, работодателями МУП «АвтоТранс», МУП «ТрансАвто», МУП «ТрансАвто <адрес изъят>», МУП «ТрансСервис <адрес изъят>», МУП «Пассажирские перевозки <адрес изъят>» индивидуальные сведения о стаже ФИО1 представлены на общих основаниях, т.е. без льготной кодировки.
По результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте истца комиссия по проведению специальной оценки условий труда в 2019г. не нашла оснований для признания за водителями автобуса регулярных пассажирских автобусных маршрутов в МУП «Пассажирские перевозки» права на досрочное назначение пенсии, что подтверждается картой Номер изъятА/2743 от Дата изъята специальной оценки условий труда, с которой истец ознакомлен Дата изъята .
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, поскольку занятость истца в спорные периоды времени не менее 80% рабочего времени, в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах не подтверждена совокупностью достаточных, относимых и допустимых доказательств, а представленные истцом расчетные и путевые листы за отдельные даты спорного периода не подтверждают его занятость на протяжении всех спорных периодов времени не менее 80% рабочего времени, в качестве водителя автобусов именно на регулярных городских пассажирских маршрутах, при этом, с Дата изъята по Дата изъята работодатели не уплачивали за истца дополнительный тариф.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленными в материалы дела документами подтверждена занятость истца в спорные периоды полный рабочий день в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как противоречит установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам. Так, в ходе рассмотрения дела истцом не представлено исчерпывающих доказательств, которые в совокупности подтверждают занятость истца полный рабочий день в спорные периоды на должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в том числе исходя из установленной специфики и вида деятельности организаций, в которых работал ФИО1
Ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что при подсчете стажа, проверка занятости работника в течении полного рабочего дня в периоды до Дата изъята не требуется, а отсутствие в трудовой книжке истца точного указания на занимаемую должность, не предоставление работодателями сведений об особых условиях труда, не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав, является несостоятельной, поскольку приведенными выше положениями нормативных актов прямо предусмотрено, что в качестве необходимого условия - осуществление трудовой деятельности в должности водителя автобусов на регулярном городском маршруте и выполнение указанной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Между тем, представленными в материалы дела документами не подтверждается факт постоянной занятости истца (не менее 80%) на работе с особыми условиями труда. Иных доказательств занятости в течение полного рабочего дня на регулярных городских маршрутах ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий | И.Л. Васильева |
Судьи | В.В. К. Кислицына |