Председательствующий по делу Дело №33-1520/2022
Судья Осипова О.В.
(дело в суде первой инстанции №2-496/2021,
УИД 75RS0013-01-2021-000802-59)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Процкой Т.В.
судей Куклиной И.В., Трифонова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Кореневой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 02 июня 2022 года гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, уменьшении платы за техническое содержание, компенсации морального вреда, взыскании штрафа
по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Фортуна» ФИО2, дополнению к апелляционной жалобе представителя ООО «Фортуна» ФИО3
на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2021 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» по непринятию мер к устранению неполадок в системе водоснабжения.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» произвести ФИО1 перерасчет платы за услугу «холодное водоснабжение» за период с 27.01.2021 г. по 19.08.2021 г. путем уменьшения платы за указанный период на 75%.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» в пользу ФИО1 штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 2500 (две тысячи пятьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» в местный бюджет муниципального района «Карымский район» государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, ФИО1 ссылалась на то, что с 23 декабря 2020 года в квартире №, собственником которой она является, после подачи холодной воды с большим содержанием ржавчины, песка и иных посторонних примесей, забит водосчетчик. В квартире на вводе стоит три фильтра, которые из-за ненадлежащего качества воды приходится менять каждый месяц. После 23 декабря 2020 года вода перестала подаваться в квартиру с надлежащим напором, так как система водоснабжения окончательно забилась. С 23 декабря 2020 года истец многократно звонила ответчику для вызова сотрудников и незамедлительного устранения неполадок. 14 января 2021 года слесари прочистили водосчетчик, трубы холодного водоснабжения в ванной комнате, однако напор воды так и не соответствует необходимому, надлежащим образом пользоваться водой для бытовых потребностей не представляется возможным. Слесари сделали вывод, что грязью и ржавчиной забит стояк и водоотвод из стояка в квартирах № и №, однако по различным причинам работы по прочистке трубопровода не выполнены, в том числе по причине того, что ответчик не принимает действенных мер для обязания собственников квартир №, № обеспечить доступ в квартиры. Бездействием ответчика истцу причинен моральный вред, компенсацию которого она оценила в 15000 рублей. Просила признать бездействие и ненадлежащее оказание услуг ООО «Фортуна» по непринятию мер для устранения неполадок в системе водоснабжения квартиры истца незаконным; обязать ответчика устранить технические неполадки по холодному водоснабжению квартиры истца путем замены пришедшего в негодность из-за подачи некачественной воды стояка, находящегося в квартирах № и №, являющегося общим имуществом в многоквартирном доме, и отводов, ведущих в квартиру истца; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей; обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за техническое содержание и уменьшить оплату за техническое содержание на 75% за период с 27 января 2021 года до дня устранения технических неполадок в системе водоснабжения принадлежащего истцу жилого помещения; взыскать с ответчика штраф в размере 50% от взысканной судом суммы в связи с отказом в добровольном удовлетворении требований, изложенных в претензиях (т. 1, л.д. 3-6).
Протокольным определением суда от 17 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО4, ФИО5 (л.д. 29-32).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 106-113).
Апелляционным определением от 29 марта 2022 года ответчику восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы (т. 1, л.д. 236-242).
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Фортуна» ФИО2 выражает несогласие с решением суда. Общество не является управляющей организацией многоквартирного дома № по . Собственниками принято решение о непосредственном способе управления многоквартирным домом, поэтому за качество предоставления коммунальных услуг отвечает ресурсоснабжающая организация, предоставляющая услугу холодного водоснабжения, по вине которой произошли неполадки в системе подачи воды. ООО «Фортуна» не взимает плату за услугу холодного водоснабжения, поэтому не может произвести перерасчет. В материалах дела имеются доказательства ненадлежащего поведения потребителей, поэтому общество не имело возможности активно содействовать в рамках заключенного договора, потребители оказывали препятствия в осуществлении действий со стороны работников общества. Просит отменить или изменить решение районного суда полностью или в части и принять по делу новое решение (т. 1, л.д. 119-120).
В дополнении к апелляционной жалобе представитель ООО «Фортуна» ФИО3 выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и норм процессуального права, суд дал неверную оценку представленным доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Жильцами дома реализован непосредственный способ управления, поэтому между собственниками и ресурсоснабжающими организациями как исполнителями коммунальных услуг складываются прямые отношения, ресурсоснабжающая организация вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей. Поэтому общество не может отвечать за качество поставляемого коммунального ресурса и не может произвести перерасчет. Также суд не определял размер перерасчета платы, ответчик не согласен с удовлетворением требования о производстве перерасчета, в деле отсутствуют доказательства соблюдения истцом порядка, предусмотренного пунктами 15, 16 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, являющегося основанием изменения платы за период с 27 января 2021 года по 19 августа 2021 года. Исполнитель, обеспечивающий надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, вправе требовать допуска в жилое помещение, а потребители, в том числе и истец, обязаны предоставить такой допуск, и данная обязанность истца не могла быть обусловлена ссылкой на предоставление потребителями доступа к общему имуществу только в жилых помещениях №, №. Истцу вручалось и направлялись почтой уведомления с требованием обеспечения доступа в квартиру для осмотра и проведения ремонтных работ на общедомовом имуществе – стояке холодного водоснабжения, предложено уведомить обслуживающую организацию о готовности обеспечить доступ в жилое помещение, направленные почтой уведомления вернулись за истечением срока хранения, письма считаются доставленными адресату. Информационные листы о начале ремонтных работ были развешаны на дверях подъезда многоквартирного дома, что подтверждает надлежащее оповещение о проводимых работах. Сотрудники требовали от истца предоставить доступ к общедомовому имуществу, находящемуся в ее квартире, однако такой доступ не предоставлен, что также подтверждается показаниями свидетеля (ФИО 1) Ответчик не отказывался от проведения ремонтных работ, неоднократно предпринимал необходимые действия. Исполнение обязанности по обеспечению доступа в квартиру истец ставила в зависимость от решения вопроса о предоставлении такого доступа собственниками квартир №, №, данная позиция истца противоречит требованиям действующего законодательства и свидетельствует о нежелании предоставить доступ к общедомовому имуществу до разрешения обозначенного вопроса. Ответчик представил доказательства обращения к истцу с требованием об обеспечении допуска к общедомовому имуществу для осмотра и производства работ, истец такой доступ не предоставила. Истец и третьи лица создавали препятствия обслуживающей организации в осуществлении содержания дома, нарушили права и законные интересы иных лиц, проживающих в доме. Со стороны истца имеется злоупотребление правом (т. 2, л.д. 15-18).
В суд апелляционной инстанции ответчик, третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав истца ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования о признании незаконным бездействия ООО «Фортуна» по непринятию мер к устранению неполадок в системе холодного водоснабжения, суд исходил из того, что имело место существенное нарушение компанией условий договора, что повлекло за собой нарушение прав собственников на получение качественных услуг. Поскольку при рассмотрении дела установлен факт предоставления ООО «Фортуна» собственнику жилого помещения услуги в виде обеспечения холодного водоснабжения в неполном объеме, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца о перерасчете платы за техническое содержание за период с 27 января 2021 года по 19 августа 2021 года путем уменьшения платы за указанный период на 75%. При этом суд возложил обязанность на ООО «Фортуна» произвести истцу перерасчет платы за услугу «холодное водоснабжение» за период с 27 января 2021 года по 19 августа 2021 года путем уменьшения платы за указанный период на 75%. В связи с нарушением прав потребителя с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, а также штраф в размере 2500 рублей. Также с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей в доход местного бюджета.
Судебная коллегия полагает решение суда о признании незаконными бездействия ООО «Фортуна» по непринятию мер к устранению неполадок в системе холодного водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда, штрафа правильным.
Вместе с тем, с решением суда в части возложения обязанности на ООО «Фортуна» произвести истцу перерасчет платы за услугу «холодное водоснабжение» за период с 27 января 2021 года по 19 августа 2021 года путем уменьшения платы за указанный период на 75%, судебная коллегия согласиться не может, доводы апелляционной жалобы в указанной части заслуживают внимания.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Из приведенных правовых норм следует, что внутридомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения до первого отключающего устройства, а также это устройство включаются в состав общего имущества многоквартирного дома.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 30 Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.
Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, установлено, что для целей этих Правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами (пункт 6).
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8).
Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (пункт 9).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15).
Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу требований пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, а также пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
ФИО1 зарегистрирована по адресу:, что следует из паспорта № (т.1, л.д.13).
По сведениям ЕГРН от 19 мая 2021 года квартира с кадастровым номером № площадью 42 кв.м по адресу: принадлежит на праве собственности ФИО1, о чем 19 мая 2012 года сделана запись регистрации № (т.1, л.д.24-25).
Как следует из акта от 29 января 2021 года, составленного работниками ООО «Фортуна», в жилом доме № по не могли произвести прочистку стояков, так как нет воды по всему жилому фонду (т.1, л.д.64).
09 февраля 2021 года ФИО1 обратилась в адрес ООО «Фортуна» с претензией, ссылаясь на то, что после 23 декабря 2020 года в квартире № по вода перестала подаваться в квартиру с надлежащим напором, система водоснабжения забилась грязью. 23 декабря 2020 года заявитель обращалась по телефону об устранении недостатков. 14 января 2021 года слесари прочистили трубы, находящиеся в квартире заявителя, однако напор воды не увеличился.
Слесари сделал вывод, что забит стояк и водовод из стояка, которые находятся в квартире № и №, из которых осуществляется подача воды в квартиру заявителя.
На 27 января 2021 года на 14 часов были назначены работы по прочистке трубопровода системы холодного водоснабжения специальным прибором под давлением, однако работы не были выполнены.
Работы вновь назначены на 29 января 2021 года с 9 часов, но не проведены в отсутствие воды.
Назначена дата работ 02 февраля 2021 года с 9 часов, однако жильцы 14 квартиры не были извещены.
Более месяца у заявителя отсутствует надлежащее водоснабжение, нарушаются права.
Просит незамедлительно устранить технические неполадки по холодному водоснабжению квартиры № путем замены пришедшего в негодность из-за подачи некачественной воды стояка, находящегося в кв.№ и №, являющегося общим имуществом в МКД, и отводов, ведущих в квартиру (т.1, л.д.7).
ООО «Фортуна» в ответе от 18 февраля 2021 года на претензию ссылалось на невозможность проведения работ 27 и 29 января 2021 года. Указано на недопуск работников организации в жилое помещение для проведения работ 02 февраля 2021 года и 18 февраля 2021 года, работы назначены на 02 марта 2021 года.
Ответ направлен в адрес ФИО1 (т.1, л.д.72-76).
25 июня 2021 года от ФИО1 в адрес ООО «Фортуна» поступила претензия, аналогичная претензии от 09 февраля 2021 года. Кроме того, заявитель указала на бездействие организации, некачественное оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, что причиняет ей как потребителю моральный вред.
Просила незамедлительно устранить технические неполадки по холодному водоснабжению квартиры № путем замены пришедшего в негодность стояка, находящегося в кв.№ и №, являющегося общим имуществом в МКД, и отводов, ведущих в квартиру; компенсировать моральный вред в размере 15000 рублей; уменьшить оплату за техническое содержание на 75% за период с 27 января 2021 года до дня устранения технических неполадок в системе водоснабжения принадлежащего заявителю помещения (т.1, л.д.8).
Из акта осмотра от 07 июля 2021 года, составленного техниками ООО «Фортуна» (ФИО 9), (ФИО 2), следует, что в квартире № дома на момент осмотра качества подачи холодной воды выявлено – напор воды очень слабый, вода бежит тонкой струйкой (т.1, л.д.23, 67).
В адрес собственника жилого помещения № дома были направлены уведомления о необходимости обеспечить допуск к общедомовому стояку холодного водоснабжения для осуществления запланированных работ по прочистке стояка холодного водоснабжения организацией ООО «Фортуна»:
-уведомление от 28 января 2021 года о проведении работ 02 февраля 2021 года в 9 часов;
- уведомление от 11 февраля 2021 года о проведении работ 18 февраля 2021 года с 9 часов;
- уведомление от 11 февраля 2021 года о проведении работ 18 февраля 2021 года с 9 часов;
-уведомление от 18 февраля 2021 года о проведении работ 02 марта 2021 года в 9 часов;
- уведомление от 25 июня 2021 года о проведении работ 07 июля 2021 года с 9 часов (т.1, л.д.40, 43, 45, 47-48, 52).
Из актов от 28 января 2021 года, 02 февраля 2021 года, составленных работниками ООО «Фортуна», следует, что в кв.№ дома не был проведен осмотр технического состояния инженерного оборудования жилого помещения, так как представитель нанимателя (ФИО 3) к внутриквартирному оборудованию и общему трубопроводу холодного водоснабжения не допустил (т.1, л.д.55, 56).
17 февраля 2021 года работником ООО «Фортуна» (ФИО 2) в присутствии свидетеля (ФИО 1) составлен акт о том, что в жилом доме № по на подъезде дома было размещено объявление о прочистке либо замене трубопровода холодного водоснабжения в квартирах №, №, № (т.1, л.д.68-69).
Согласно акту от 18 февраля 2021 года составленному работниками ООО «Фортуна» и свидетелем (ФИО 1), следует, что собственник кв.№ дома отказался предоставить допуск в квартиру для проведения ремонтных работ по прочистке, либо замене трубопровода холодного водоснабжения в жилом помещении. От получения акта отказался (т.1, л.д.58).
24 февраля 2021 года работником ООО «Фортуна» (ФИО 2) в присутствии свидетеля (ФИО 5) составлен акт о размещении в доме № по объявления о проведении 02 марта 2021 года осмотра общедомовой системы холодного водоснабжения (т.1, л.д.78-79).
Из акта от 02 марта 2021 года, составленного работниками ООО «Фортуна» в присутствии свидетелей (ФИО 4), (ФИО 5), следует, что собственник кв.№ дома отказался предоставить допуск в квартиру для проведения ремонтных работ по прочистке, либо замене трубопровода холодного водоснабжения в жилом помещении. На стуки дверь никто не открыл. Через 2 минуты наниматель вышел из квартиры, на просьбу предоставить допуск в квартиру для проведения ремонтных работ не отреагировал, покинув подъезд.
От получения акта отказался (т.1, л.д. 61).
28 июня 2021 года работником ООО «Фортуна» (ФИО 9) составлен акт о размещении в доме № по объявления о проведении 07 июля 2021 года осмотра общедомовой системы холодного водоснабжения (т.1, л.д.71).
Также в адрес собственника жилого помещения № дома были направлены уведомления о необходимости обеспечить допуск к общедомовому стояку холодного водоснабжения для осуществления запланированных работ по прочистке стояка холодного водоснабжения организацией ООО «Фортуна»:
- уведомление от 09 февраля 2021 года о проведении осмотра внутриквартирных сетей 15 февраля 2021 года в 9 часов,
- уведомление от 10 февраля 2021 года о проведении работ 11 февраля 2021 года с 9 до 12 часов, от получения которого ФИО4 отказалась;
-уведомление от 11 февраля 2021 года о проведении работ 18 февраля 2021 года с 9 часов;
-уведомление от 18 февраля 2021 года о проведении работ 02 марта 2021 года с 9 часов;
-уведомление от 25 июня 2021 года о проведении работ 07 июля 2021 года с 9 часов (т.1, л.д.41, 42, 44, 50, 54).
Из акта осмотра от 10 февраля 2021 года, составленного работниками ООО «Фортуна» в жилом доме № по ул. предоставила допуск для осмотра. Труба холодного водоснабжения была заменена на полипропилен в 2012 году. Уголок уходит в квартиру №. Напор воды слабый на момент осмотра, собственника устраивает напор воды. Квартира № согласилась предоставить допуск только после того, как проведут работы в квартире № и это не даст результата. Акт пописан (ФИО 6) (т.1, л.д.66).
Согласно актам от 18 февраля 2021 года, 02 марта 2021 года, 07 июля 2021 года составленным работниками ООО «Фортуна», в том числе с участием ФИО1, следует, что собственник квартиры № отказался предоставить допуск к общему имуществу дома для проведения ремонтных работ по прочистке, либо замене трубопровода холодного водоснабжения в жилом помещении. Собственника квартиры № дома ФИО4 не было дома, дверь никто не открыл (т.1, л.д.57а, 59, 63).
Из акта от 10 февраля 2021 года, составленного работниками ООО «Фортуна», следует, что в жилом доме № по на момент осмотра в квартире № было выявлено, что труба холодного водоснабжения полипропилен, напор воды соответствует норме. Акт подписан (ФИО 7) (т.1, л.д.65).
В адрес собственника жилого помещения № дома были направлены уведомления о необходимости обеспечить допуск к общедомовому стояку холодного водоснабжения для осуществления запланированных работ по прочистке стояка холодного водоснабжения организацией ООО «Фортуна»:
-уведомление от 18 февраля 2021 года о проведении работ 02 марта 2021 года в 9 часов;
- уведомление от 25 июня 2021 года о проведении работ 07 июля 2021 года с 9 часов (т.1, л.д.51, 53).
Согласно актам от 18 февраля 2021 года, 02 марта 2021 года, 07 июля 2021 года, составленным работниками ООО «Фортуна» в присутствии свидетелей (ФИО 1), (ФИО 4), (ФИО 5), с участием ФИО1, собственник квартиры № дома отказался предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома для проведения ремонтных работ (т.1, л.д.57, 60, 62).
В адрес собственника жилого помещения № дома были направлены уведомления о необходимости обеспечить допуск к общедомовому стояку холодного водоснабжения для осуществления запланированных работ по прочистке стояка холодного водоснабжения организацией ООО «Фортуна»:
-уведомление от 25 января 2021 года о проведении работ 27 января 2021 года в 14 часов.
Уведомление получено (ФИО 8) (т.1, л.д.39).
Из обращения ООО «Фортуна» в адрес главы администрации городского поселения «Карымское» от 16 февраля 2021 года, от 18 февраля 2021 года, 09 марта 2021 года о содействии в проведении запланированных ремонтных работ следует, что наниматель жилого помещения ФИО1 02 февраля 2021 года, 18 февраля 2021 года, 02 марта 2021 года от прочистки трубопровода холодного водоснабжения в жилом помещении отказалась (т.1, л.д.46, 49, 77).
12 августа 2021 года работником ООО «Фортуна» (ФИО 9) в присутствии свидетеля (ФИО 8) составлен акт о том, что 19 августа с 9 часов в помещениях №, №, № будет проводиться прочистка холодного водоснабжения (т.1, л.д.81).
В наряд-задании ООО «Фортуна» от 19 августа 2021 года по произведена замена стояка холодной воды. Имеется подпись жильца, указано, что напор воды хороший (т.1, л.д.80).
19 августа 2021 года работник ООО «Фортуна» (ФИО 9), собственники квартир №, №, № по составили акт о том, что сотрудниками компании произведены следующие виды работ в помещениях №, №, №: прочистка стояков холодного водоснабжения, проверка подачи холодного водоснабжения. Произвели полную замену стояков холодного водоснабжения в помещениях №, №, №. Напор воды очень хороший, собственников устраивает. Имеются подписи ФИО5, ФИО4, ФИО1 (т.1, л.д.70).
Так из материалов дела следует, что потребитель ФИО1 с декабря 2020 года неоднократно обращалась в ООО «Фортуна» за проведением ремонта стояка холодного водоснабжения, поскольку он забит ржавчиной и грязью, что препятствует течению воды, уменьшило напор воды, вода идет тонкой струйкой.
При этом, замена стояка холодного водоснабжения была произведена ответчиком только 19 августа 2021 года.
Ответчиком в обоснование извещения истца ФИО1 о проведении ремонта в назначенное время представлены уведомления в адрес истца.
Вместе с тем, доказательств получения истцом ФИО1 данных уведомлений материалы дела не содержат.
Представленные акты о том, что двери в квартире истца никто не открывает, наниматель не допустил работников общества в квартиру для ремонта, обоснованно не были приняты судом, поскольку доказательств согласования с истцом ФИО1 проведения работ в даты составления актов ответчиком не представлено.
Указанное свидетельствует об отсутствии со стороны ответчика надлежащего извещения ФИО1 о дате проведения ремонтных работ по замене стояка.
Так, из вышеизложенных обстоятельств следует, что в период с 27 января 2021 года по 19 августа 2021 года ответчиком не были проведены работы по замене стояка холодного водоснабжения.
Ответчиком не оспорены данные обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу вручалось и направлялись почтой уведомления с требованием обеспечения доступа в квартиру для осмотра и проведения ремонтных работ на общедомовом имуществе – стояке холодного водоснабжения, предложено уведомить обслуживающую организацию о готовности обеспечить доступ в жилое помещение, направленные почтой уведомления вернулись за истечением срока хранения, письма считаются доставленными адресату; информационные листы о начале ремонтных работ были развешаны на дверях подъезда многоквартирного дома, что подтверждает надлежащее оповещение о проводимых работах; сотрудники требовали от истца предоставить доступ к общедомовому имуществу, находящемуся в ее квартире, однако такой доступ не предоставлен, что также подтверждается показаниями свидетеля (ФИО 1); ответчик не отказывался от проведения ремонтных работ, неоднократно предпринимал необходимые действия; исполнение обязанности по обеспечению доступа в квартиру истец ставила в зависимость от решения вопроса о предоставлении такого доступа собственниками квартир №, №, данная позиция истца противоречит требованиям действующего законодательства и свидетельствует о нежелании предоставить доступ к общедомовому имуществу до разрешения обозначенного вопроса; ответчик представил доказательства обращения к истцу с требованием об обеспечении допуска к общедомовому имуществу для осмотра и производства работ, истец такой доступ не предоставила; истец и третьи лица создавали препятствия обслуживающей организации в осуществлении содержания дома, нарушили права и законные интересы иных лиц, проживающих в доме; со стороны истца имеется злоупотребление правом, не являются основанием к отмене решения суда.
Так, из представленных ответчиком уведомлений не следует, что истец был уведомлен о дате, времени проведения работ до 19 августа 2021 года.
Следовательно, ссылки ООО «Фортуна» в актах на то, что истец не предоставила доступ в жилое помещение в даты указанные в уведомлении не могут быть приняты, поскольку истец не была надлежаще уведомлена о проведении работ в спорные даты и необходимости предоставления доступа в квартиру.
При этом, ответчиком не представлено доказательств надлежащего уведомления истца и третьих лиц на одну дату для предоставления доступа в квартиры №, №, № в период до 19 августа 2021 года.
При таком положении, судебная коллегия соглашается с выводами суда о признании незаконным бездействия ООО «Фортуна» по непринятию мер к устранению неполадок в системе холодного водоснабжения, поскольку имело место существенное нарушение обществом условий договора, что повлекло за собой нарушение прав истца на получение качественной услуги за техническое содержание общего имущества.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что требования истца о перерасчете платы за техническое содержание обоснованные.
При этом, судебная коллегия считает, что достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда в размере 5000 рублей и штрафа в размере 2500 рублей за ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома является факт обращения истца ФИО1 с требованием об устранении выявленных недостатков и несвоевременности их устранения.
Данные обстоятельства доказательно подтверждены.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части периода, за который должен быть проведен перерасчет, и способ проведения перерасчета.
Так, учитывая, что стояк холодной воды был заменен 19 августа 2021 года и с 19 августа 2021 года вода в квартиру истца поступала в том объеме, в котором хотел истец, перерасчет платы за техническое содержание надлежит произвести за период с 27 января 2021 года по 18 августа 2021 года.
Кроме того, истец просил уменьшить плату за техническое содержание на 75%.
Судебная коллегия полагает подлежащим частичному удовлетворению данное требование, поскольку в размер платы за содержание жилого помещения включены не только работы по трубопроводу холодного водоснабжения.
Из ответа администрации городского поселения «Карымское» от 30 мая 2022 года № на запрос суда апелляционной инстанции следует, решение Совета городского поселения № от 26 ноября 2020 года «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений и собственников жилых помещений на 2021 год» устанавливает размер платы за содержание жилого помещения для помещений собственников многоквартирных домов, которые не выбрали способ управления МКД и тех, которые выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией. МКД по адресу: имеет непосредственный способ управления многоквартирным домом. А значит вышеуказанный нормативно-правовой акт не регулирует размер платы за содержание жилого помещения данного МКД.
Многоквартирный жилой дом по адресу: имеет коэффициент благоустройства К-0,6: многоэтажные капитальные дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта, мусоропровода и горячего водоснабжения.
Так как многоквартирный жилой дом по адресу: имеет непосредственный способ управления, собственники заключают договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества на основании решений общего собрания указанных собственников. Собственники многоквартирного дома по адресу: заключили договор с управляющей компанией ООО «Фортуна» на техническое содержание дома (т.2, л.д. 60-61).
Так, согласно информации о стоимости каждой услуги, работы в составе платы за содержание жилого помещения за период с 27 января 2021 года по 19 августа 2021 года, представленной ООО «Фортуна», общая стоимость услуги по содержанию жилого помещения составляет 11,55 рублей за 1 кв.м., в том числе:
- уборка придомовой территории (подметание территории в дни без осадков) 0,80 рублей за 1 кв.м.,
-уборка лестничных клеток 0,80 рублей за 1 кв.м.,
-мытье лестничных площадок и маршей 0,20 рублей за 1 кв.м.,
-обметание пыли с потолков 0,15 рублей за 1 кв.м.,
-мытье окон 0,40 рублей за 1 кв.м.,
-влажная протирка подоконников 0,25 рублей за 1 кв.м.,
-влажная протирка стен, дверей, плафонов и прочее 0,25 кв.м. за 1 кв.м.,
-устранение незначительных неисправностей в системах центрального теплоснабжения (регулировка терехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре в подвальном помещении, разборка, осмотр и очистка регулирующих вентилей, задвижек, кранов) 1,20 рублей за 1 кв.м.,
-проверка исправности канализационного лежака и канализационных вытяжек, их прочистка 0,50 рублей за 1 кв.м.,
-промазка суриковой замазкой свисшей в местах протечки, участков гребней кровли 0,30 рублей за 1 кв.м.,
- проверка заземления оболочки элекрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводов, мелкий ремонт электропроводки в местах общего пользования многоквартирного дома 0,70 рублей за 1 кв.м.,
-устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации в местах общего пользования многоквартирного дома 0,70 рублей за 1 кв.м.,
-укрепление водосточных труб, колен и воронок, снятие пружин на входных дверях, консервация системы отопления, ремонт просевших отмосток 0,80 рублей за 1 кв.м.,
-замена разбитых стекол окон мест общего пользования жилого дома из стекла 0,50 рублей за 1 кв.м.,
-утепление чердачных перекрытий и трубопроводов в подвальных помещениях 0,45 рублей за 1 кв.м.,
-регулировка, мелкий ремонт и испытание систем центрального отопления в подвальных помещениях 0,60 рублей за 1 кв.м.,
-прочистка вентиляционных каналов 0,50 рублей за 1 кв.м.,
-ремонт и укрепление входных дверей 0,30 рублей за 1 кв.м.,
-побелка и покраска подъездов 0,90 рублей за 1 кв.м.,
-укрепление трубопроводов, проверка канализационных вытяжек, мелкий ремонт изоляции в местах общего пользования 0,40 рублей за 1 кв.м.,
-смена перегоревших электролампочек на лестничных клетках 0,30 рублей за 1 кв.м.,
-смена перегоревших электролампочек в технических подпольях 0,10 рублей за 1 кв.м.,
-регулировка и наладка систем вентиляции, центрального отопления, водоснабжения, водоотведения в местах общего пользования 0,45 рублей за 1 кв.м. (т.2, л.д. 57-59).
В соответствии с пунктом 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 в случаях, указанных в пункте 6 Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (пункт 10).
За устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации в местах общего пользования многоквартирного дома установлена плата 0,70 рублей за 1 кв.м.
Площадь квартиры истца 42 кв.м., что следует из выписки ЕГРН.
Количество дней в периоде с 27 января 2021 года по 18 августа 2021 года составляет 204 дня. Количество дней в месяце 30 дней.
Следовательно, размер платы за техническое содержание жилого помещения должен быть уменьшен на 199,92 рублей (0,70 рублей Х 42 кв.м. /30 дней в месяце Х 204 дня за обозначенный период).
Таким образом, ООО «Фортуна» надлежит обязать произвести ФИО1 перерасчет платы за техническое содержание за период с 27 января 2021 года по 18 августа 2021 года путем уменьшения платы за указанный период на 199,92 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в деле отсутствуют доказательства соблюдения истцом порядка, предусмотренного пунктами 15, 16 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, являющегося основанием изменения платы, не могут повлечь отказ в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет платы за техническое содержание путем уменьшения платы.
Из дела следует, в претензии от 07 февраля 2021 года истец ФИО1 указала, что в случае неисполнения требований заявитель будет претендовать на проведение перерасчета платы за техническое содержание (т.1, л.д.7).
В своей претензии от 25 июня 2021 года истец просила уменьшить оплату за техническое содержание на 75% за период с 27 января 2021 года до дня устранения технических неполадок в системе водоснабжения (т.1, л.д.8).
Таким образом, факт обращения ФИО1 за проведением перерасчета платы за содержание жилого помещения установлен.
При этом, на момент обращения истца в суд с требованием о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет оплаты за техническое содержание и уменьшить оплату за техническое содержание за период с 27 января 2021 года до дня устранения технических неполадок в системе водоснабжения принадлежащего истцу жилого помещения ответчиком не были осуществлены работы по замене стояка холодного водоснабжения и только после получения искового заявления ответчиком проведены обозначенные ремонтные работы.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен быть отражен в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.
Ненадлежащее качество услуг по содержанию жилого помещения ответчиком подтверждены самими действиями ответчика о попытках прочистить трубы холодного водоснабжения 27 января 2021 года, 29 января 2021 года, направлением уведомлений о назначении дат проведения ремонта, актом от 07 июля 2021 года.
Данные обстоятельства не оспорены ответчиком.
При таком положении, судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции о признании за истцом ФИО1 права на такой перерасчет платы за техническое содержание исходя из обстоятельств длительного неисполнения ООО «Фортуна» обязательств по устранению недостатков стояка холодного водоснабжения и неоднократного обращения ФИО1 к ответчику с требованием об устранении указанных недостатков и проведении перерасчета платы за техническое содержание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела имеются доказательства ненадлежащего поведения потребителей, поэтому общество не имело возможности активно содействовать в рамках заключенного договора, потребители оказывали препятствия в осуществлении действий со стороны работников общества, не могут быть приняты.
Несогласование срока устранения недостатка услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества с собственником жилого помещения не может освобождать исполнителя от необходимости своевременного устранения недостатков, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома, поскольку их целью является предотвращение причинения возможного ущерба имуществу собственника помещения.
Так, материалами дела подтверждено, что ответчик не устранял недостатки оказываемой услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в период с января 2021 по 18 августа 2021 года.
Учитывая обстоятельства дела, судебная коллегия полагает, что обозначенный срок устранения недостатков не может считаться разумным, поскольку в материалы дела ответчиком не представлено доказательств невозможности устранения недостатков в более короткие сроки.
Как следует из дела, ответчик направлял только уведомления, извещения о дате проведения работ, иные действия по понуждению лиц к обеспечению доступа к общедомовому имуществу не предпринимались.
Кроме того, принимая во внимание положения статьи 103 ГПК РФ, статьи 333.19 НК РФ решение суда в части взысканной государственной пошлины подлежит изменению, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2021 года изменить в части перерасчета платы, государственной пошлины.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» произвести ФИО1 перерасчет платы за техническое содержание за период с 27 января 2021 года по 18 августа 2021 года путем уменьшения платы за указанный период на 199,92 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: Т.В.Процкая
Судьи: И.В.Куклина
В.А.Трифонов
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2022 года