КОПИЯ
УИД 89 RS 0002-01-2023-000368-74
Гражданское дело № 2-496/2023
Судья Исхаков Р.М.
Апелляционное дело № 33-2859/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 ноября 2023 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Байкиной С.В.,
судей коллегии Курманова Э.Р., Селиверстовой Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного Пановой Я.С.,
с участием прокурора Писаревой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района на решение Лабытнангского городского суда постоянное присутствие в с. Аксарка от 01 июня 2023 года по иску прокурора Приуральского района в интересах Беловой Ирины Игоревны к администрации Приуральского района о признании незаконным решения об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, возложении обязанности, которым постановлено:
«Иск прокурора Приуральского района Уткина И. А. - удовлетворить частично.
Признать за семьей Беловой Ирины Игоревны право на признание участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Возложить на управление строительства и жилищной политики администрации Приуральского района и администрацию Приуральского района обязанность признать семью Беловой Ирины Игоревны участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Байкиной С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приуральского района, действуя в интересах Беловой И.И., обратился в суд с иском к администрации Приуральского района и Управлению строительства и жилищной политики администрации Приуральского района о признании незаконным решения от 30 ноября 2022 года об отказе Беловой И.Г. в признании молодой семьи участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, признании за семьей Беловой И.И. права на признание участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, возложении обязанности о признании семьи Беловой И.И. участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой района по обращению Чаленко Н.А. проведена проверка исполнения администрацией Приуральского района требований жилищного законодательства. В результате проверки установлено, что 23 ноября 2022 года Белова И.И. обратилась в администрацию Приуральского района с заявлением о признании ее семьи составом 2 человека участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО, государственной программы ЯНАО «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1099-П. По результатам рассмотрения этого заявления 30 ноября 2022 года принято решение об отказе в признании молодой семьи участницей указанного мероприятия. Основанием для принятия указанного решения, по мнению уполномоченного органа, послужило ее участие в составе семьи матери Чаленко (Беловой) Н.А. в 2010 году в получении социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на строительство жилого помещения в <адрес>, в рамках договора участия в долевом строительстве от 25.10.2010, заключенного с ООО «Юниверс». Вместе с тем, установлено, что жилое помещение, расположенное в <адрес> Чаленко (Беловой) Н.А. не принято, указанный договор участия в долевом строительстве расторгнут, ООО «Юниверс» социальная выплата в размере 2384370 рублей возвращена 14 ноября 2012 года в департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, что подтверждается платежным поручением от 14.11.2012 № 00471. Указанные обстоятельства следуют из материалов гражданского дела № 2-153/2013 по иску Чаленко (Беловой) Н.А. к ООО «Юниверс» о признании решения о расторжении договора долевого участия в строительстве незаконным, признании права долевой собственности на жилое помещение, взыскании неустойки по договору долевого участия, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя. Кроме того, Беловой И.И. на момент участия Чаленко (Беловой) Н.А. в 2010 году в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» исполнилось 10 лет, в связи с чем она находилась в зависимом положении от действий матери, была лишена возможности отказа от участия с программе. С учетом этих обстоятельств отказ Беловой И.И. в признании молодой семьи участницей мероприятия по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Белова И.И. состоит в управлении по труду и социальной защите населения администрации Приуральского района на учете по категории «Малоимущая семья». В целях восстановления нарушенных прав Беловой И.И. 11.01.2023 в адрес главы Приуральского района внесено представление об устранении нарушений закона, которое оставлено без удовлетворения.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель Управления строительства и жилищной политики администрации Приуральского района Конева Е.В. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку Белова И.И. в составе семьи матери Чаленко (Беловой) Н.А. в 2010 году воспользовалась социальной выплатой в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на строительство жилого помещения по адресу: <адрес>. Ссылалась на ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилым помещением граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в соответствии с которой гражданам, получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, повторное ее предоставление не осуществляется, а также на Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденный постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 № 112-П, по условиям которого для участия в окружном мероприятии с учетом указанного случая минимальный состав членов молодой семьи, которые не получали меры финансовой или имущественной помощи, не должен быть менее двух человек. Семья Беловой И.И. не удовлетворяет этому условию, так как в неполной семье Беловой И.И. 2 человека (мать и дочь) и финансовой помощью Белова И.И. воспользовалась. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в признании Беловой И.И. участницей окружного мероприятия. Также указала, что Белова И.И. сможет принять участие в окружном мероприятии после исключения ее из реестра, в связи с чем необходимо подать в суд соответствующее исковое заявление. Полагала, что обжалуемое решение не нарушает права членов молодой семьи Беловой И.И.
Представитель Администрации Приуральского района Бушков А.В. направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать, признать Администрацию района ненадлежащим ответчиком. В обоснование возражений указал, что истцом выбран неверный способ защиты права и дело должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства. Привел доводы, аналогичные возражениям представителя Управления строительства и жилищной политики администрации Приуральского района. Также отметил, что ссылка истца в исковом заявлении, что Беловой И.И. на момент участия Чаленко (Беловой) Н.А. в 2010 году в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» исполнилось 10 лет, в связи с чем она находилась в зависимом положении от действий матери, была лишена возможности отказа от участия в программе является необоснованной, поскольку в силу статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и _детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Факт противоречия между интересами родителей и детей не установлен. Указал, что Администрация Приуральского района является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Муниципальные услуги по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям из окружного бюджета; предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям из федерального бюджета осуществляет управление строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района (п/п. 2.2. Положения об управлении строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района, утв. решением Думы Приуральского района от 01.11.2021 года № 46). Управление строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района является структурным подразделением Администрации Приуральского района, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере муниципальных капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, градостроительной деятельности и жилищной политики. Управление обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество в оперативном управлении, бюджетную смету и лицевые счета, открываемые ему в соответствии с бюджетным законодательством, круглую печать с изображением герба муниципального округа и со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
В дополнении к отзыву Бушков А.В. указал, что ведение реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере, в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа. Исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, является департамент строительства и жилищной политики ЯНАО (пункт 1.4 Положения о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, утв. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года № 89-П). Отметил, что семья Беловой И.И. сможет принять участие в окружном мероприятии после исключения ее из реестра. В департамент строительства и жилищной политики ЯНАО Белова И.Н. за исключением ее из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, не обращалась. Требование о восстановлении в списке участников мероприятий и признании права на предоставление социальной выплаты не может быть исполнено без исключения Беловой И.И. из реестра.
Представитель Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н. в возражениях на исковое заявление привел доводы, аналогичные возражениям представителя Управления строительства и жилищной политики администрации Приуральского района. Кроме того, указал, что Департаментом агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа была предоставлена информация о гражданах, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, для включения таких граждан в Реестр. Согласно указанным сведениям, в 2010 году Белова Ирина Игоревна в составе семьи Беловой Натальи Анатольевны в рамках программы «Социальное развитие села» за счет средств окружного (924 210 руб.) и местного бюджета (1 460 160 руб.) получила социальную выплату для приобретения жилого помещения по адресу: <адрес>. На основании данных, представленных Департаментом агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа включил истца в реестр. Сведений о том, что субсидия была возвращена и необходимо исключить Белову И.И. из реестра, Департаментом агропромышленного комплекса в Департамент строительства и жилищной политики не направлялось. Полагал, что исковые требования должны быть предъявлены к Департаменту агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности по направлению информации и документов в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа об исключении Беловой И.И. из реестра граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Определением от 04.05.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена ФИО1
Определением от 16.05.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
В судебном заседании и.о. прокурора Приуральского района Исламгулова А.Ф. и материальный истец Белова И.И. поддержали заявленные требования.
Третьи лица Чаленко Н.А., ФИО1 представители Департамента агропромышленного комплекса ЯНАО и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчика Администрации Приуральского района Бушков А.В. с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представители ответчика Управления строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района Конева Е.В. и Чирко И.В., не согласились с заявленными требованиями.
На основании частей ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласилась представитель ответчика Управления строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района Конева Е.В., просила отменить решение суда первой инстанции. Указала, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В целях совершенствования программно-целевого планирования при реализации государственной политики в градостроительной сфере постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы». В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2019 № 112-П (далее - Порядок), определяет механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям (далее - социальные выплаты) в рамках реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П (далее - государственная программа, окружное мероприятие, автономный округ), (п.1.1 Порядка). Согласно пункту 1.12. Порядка молодые семьи, у которых один или несколько членов молодой семьи ранее реализовали право на получение финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий и в соответствии с подпунктами 1-3 части 2 статьи 15-1 Закона автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее - Закон № 36-ЗАО) внесены в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер государственной поддержки в рамках окружного мероприятия в следующих случаях: если в молодой семье, состоящей из супруга, супруги и одного ребенка, меры финансовой или имущественной помощи получил один из указанных членов молодой семьи; если в молодой семье, состоящей из супруга, супруги и детей, меры финансовой или имущественной помощи получили один из супругов и один или более детей; если в молодой семье, состоящей из одного родителя в неполной семье и детей, меры финансовой или имущественной помощи получили один или более детей. Для участия в окружном мероприятии с учетом указанных случаев минимальный состав членов молодой семьи, которые не получали меры финансовой или имущественной помощи, не должен быть менее двух человек. Одним из оснований (п.1.6 Порядка) для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия является установление в соответствии с подпунктами 1-3 части 2 статьи 15-1 Закона № 36-ЗАО факта отнесения одного или нескольких членов молодой семьи к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, указанных в пункте 1.12 настоящего Порядка. Также не подлежат включению в список претендентов молодые семьи, в которых один или несколько членов семьи в соответствии с подпунктами 1-3 части 2 статьи 15- 1 Закона № 36-ЗАО относятся к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, указанных в пункте 1.12 настоящего Порядка (п. 4.5 Порядка). Ведение Реестра осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере, в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа. Исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, является департамент строительства и жилищной политики (пункт 1.4 Положения о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий). Поскольку бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, оспариваемое решение, предусматривающее невключение молодой семьи в список претендентов подпрограммы, принято в целях недопущения неоднократного получения ими за счет средств федерального или окружного бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат. Согласно части 5 статьи 15.1. Закона № 36-ЗАО гражданам, получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, повторное ее предоставление не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами автономного округа. В молодой семье Беловой И.И., состоящей из 2-х человек (родитель и дочь), финансовой помощью воспользовалась родитель - Белова И.И. Вышеуказанное обстоятельство служит основанием для отказа в признании молодой семьи Беловой И.И. участницей Окружного мероприятия. Семья Беловой И.И. сможет принять участие в окружном мероприятии после исключения ее из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий. Ссылка истца в исковом заявлении, что «Беловой И.И. на момент участия Чаленко (Беловой) Н.А. в 2010 году в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» исполнилось 10 лет, в связи с чем она находилась в зависимом положении от действий матери, была лишена возможности отказа от участия в программе» является необоснованной. Согласно статье 64 Семейного кодекса защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Факт противоречия между интересами родителей и детей не установлен. Белова И.И. не обращалась в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО об исключении ее из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, действие (бездействие) по исключению таких сведений из Реестра Истцом не оспорены. Кроме того, требования Истца о восстановлении в списке участников молодых семей и признании права на предоставление социальной выплаты не может быть исполнено без исключения Беловой И.И. из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах молодая семья Беловой не соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, у комиссии имелись основания для отказа в признании их семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Полагает, что основания для удовлетворения исковых требований прокурора отсутствовали.
Прокурор Приуральского района в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика Администрации Приуральского района Бушков А.В. в отзыве на апелляционную жалобу просил удовлетворить жалобу Управления, отменить решение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Писарева О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Истец Белова И.И., представители ответчиков Администрации Приуральского района, Управления строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района, третьи лица Чаленко Н.А., ФИО1 представители Департамента агропромышленного комплекса ЯНАО и департамента строительства и жилищной политики ЯНАО при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы также заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. Бушковым А.В. направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика Администрации Приуральского район. Конева Е.В. в письменном ходатайстве также просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района. В соответствии с частями 3,5 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав прокурора Писареву О.В., проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что 23 ноября 2022 года Белова И.И. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась с заявлением о признании ее семьи составом 2 человека участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1099-П.
Решением от 30 ноября 2022 года начальником отдела жилищной политики управления строительства и жилищной политики администрации Приуральского района принято решение о признании семьи Беловых составом из 2 человек (Белова И.И. мать и Белов В.Р. сын) нуждающейся в жилом помещении для цели участия в окружном мероприятии.
30 ноября 2022 года принято решение об отказе в признании молодой семьи Беловых участницей мероприятия по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, по основаниям, предусмотренным п. 2.7.1 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2019 № 112-П, а именно: ее участие в составе семьи матери Чаленко (ранее Беловой) Н.А. в 2010 году в получении социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на строительство жилого помещения по адресу: <адрес>, в рамках договора участия в долевом строительстве от 25 октября 2010 года, заключенного с ООО «Юниверс».
Белова (Чаленко) Н.А., составом семьи три человека: Белова Ирина Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), решением от 24.04.2009 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по основанию, установленному п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Беловой (Чаленко) Н.А. Департаментом по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 15.10.2010 выдано свидетельство № 111 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, которым удостоверено, что Белова Н.А. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В соответствии с условиями программы ей предоставлена социальная выплата в размере 2 384 370 рублей на приобретение жилого помещения, участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в с. Аксарка Приуральского района.
25.10.2010 между ООО «Юниверс» и Беловой Н.А., действующей от себя и своих несовершеннолетних детей Беловой И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен договор участия в долевом строительстве № 24, по условиям которого застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами или с привлечением третьих лиц построить «Восьмиквартирный жилой дом №» в селе Аксарка по строительному адресу: <адрес>» и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать соответствующую квартиру участнику долевого строительства, который обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять квартиру при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. По окончанию строительства, после ввода в эксплуатацию объекта, в срок до 30.12.2010 застройщик предоставляет в собственность участника долевого строительства его долю в праве собственности на квартиру в виде изолированной двухкомнатной квартиры №, общей площадью 34,31 кв.м. На момент подписания договора квартира оценена в 3 562 520 рублей. Оплата стоимости квартиры осуществляется в следующем порядке: Белова Н.А. в течение 10 дней с момента подписания договора вносит за счет собственных средств или заемных из расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере 6 % в соответствии с условиями программы «Социальное развитие села до 2012 года», что составляет 168 480 рублей на расчетный счет застройщика; в течение 30 дней с момента государственной регистрации договора часть стоимости квартиры в размере 2 384 370 рублей Белова Н.А. уплачивает застройщику в виде представленной социальной выплаты, в том числе за счет федерального бюджета - 924 210 рублей, за счет окружного бюджета - 1 460 160 рублей, путем перечисления на счет застройщика.
В случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, перечисленные денежные средства социальной выплаты в размере 2 384 370 рублей, подлежит возврату путем перечисления Участником долевого строительства в УФК по ЯНАО департамент финансов автономного округа (Департамент по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО), а сумма оставшихся денежных средств возвращается ООО «Юниверс» Беловой Н.А.
Оставшаяся часть денежных средств от стоимости квартиры в размере 1 009 670 рублей погашается Беловой Н.А. за счет собственных или заемных денежных средств до 31.12.2010, после окончания строительства и подписания разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.
25.10.2010 Беловой Н.А. оплачено по договору 168 480 рублей.
18.11.2010 произведена оплата по договору за счет социальной выплаты в размере 2 384 370 рублей.
Белова (Чаленко) Н.А. и члены ее семьи: Белова И.И. (истец), ФИО1 включены в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Белова (Чаленко) Н.А. отказалась от подписания акта приема-передачи жилого помещения, а также акта об устранении недостатков в квартире.
06.03.2012 застройщиком ООО «Юниверс» в адрес Беловой Н.А. направлено уведомление о расторжении договора долевого участия в строительстве в одностороннем порядке в связи с неисполнением требования об оплате задолженности за квартиру.
Не соглашаясь с расторжением договора, Белова (Чаленко) Н.А. обратилась в Приуральский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском о признании решения застройщика о расторжении договора долевого участия в строительстве незаконным, признании права долевой собственности на квартиру <адрес> за Беловой Н.А., Беловой И.И., ФИО1, взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
Определением суда от 12.04.2013 производство по делу прекращено в связи с заключением сторонами мирового соглашения, по условиям которого Белова (Чаленко) Н.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Беловой И.И., ФИО1 отказывается от заявленных требований, ООО «Юниверс» выплачивает Беловой Н.А. 169 000 рублей.
Платежным поручением от 14.11.2012 № 00471 денежные средства ООО «Юниверс» возвращены Департаменту по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО в размере 2 384 370 рублей с указанием основания платежа - возврат по договору долевого участия от 25.10.2010 № 24 с Беловой Натальей Анатольевной, свидетельство о предоставлении социальной выплаты № 11 от 15.10.2010.
Полагая отказ в признании молодой семьи участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям незаконным, мать Беловой И.И. - Чаленко Н.А. обратилась в прокуратуру с целью проведения проверки по указанному факту, что послужило основанием для обращения прокурора в интересах Беловой И.И. в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания за семьей Беловой И.И. права на признание участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, возложения на Управление строительства и жилищной политики администрации приуральского района и администрацию приуральского района обязанность признать семью Беловой участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, руководствуясь статьей 15-1 Закона автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», положениями государственной программы ЯНАО «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1099-П, Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 12 февраля 2019 года № 112-П, исходил из того, что мать Беловой И.И. - Чаленко (Белова) Н.А. фактически не воспользовалась мерами социальной поддержки на приобретение (строительство) жилого помещения, в связи с чем у Беловой И.И. возникло право на признание ее участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения.
При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части отказа в признании решения об отказе в признании семьи Беловой И.И. участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, пришел к выводу, что семья Беловых, несмотря на возврат социальной выплаты в Департамент агропромышленного комплекса ЯНАО не была исключена из соответствующего реестра. Кроме того, при рассмотрении Приуральским районным судом Ямало-Ненецкого автономного округа гражданского дела № 2-153/2013 по иску Беловой Н.А., действующей в интересах несовершеннолетних Беловой И.И., ФИО1 к ООО «Юниверс» о признании решения о расторжении договора долевого участия в строительстве незаконным, признании права долевой собственности на жилое помещение, взыскании неустойки по договору долевого участия, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины, ответчики по настоящему делу не были привлечены к участию в деле, и как следствие, не могли знать о существовании этого гражданского дела, а потому руководствовались имеющимися в реестре данными, в связи с чем не усмотрел оснований для признания отказа незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» определяет порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, устанавливает отдельные категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда автономного округа, порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа и порядок предоставления, отчуждения жилых помещений жилищного фонда автономного округа коммерческого использования, а также регулирует отдельные общественные отношения, связанные с переселением граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, а также жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, обеспечением жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки, обеспечением граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, реализацией на территории автономного округа мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из автономного округа в Тюменскую область.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» реализация прав граждан на жилые помещения осуществляется: путем предоставления малоимущим гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; путем предоставления отдельным категориям граждан, установленным настоящим Законом, жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда автономного округа; путем предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда автономного округа, муниципального и частного жилищных фондов; путем предоставления гражданам жилых помещений жилищного фонда автономного округа коммерческого использования; путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа; иными способами, предусмотренными действующим законодательством.
Согласно ч. 2 названной статьи категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений из жилищного фонда Российской Федерации либо имеющих право на получение государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, определяются законодательством Российской Федерации.
Граждане, не отнесенные к категориям, указанным в частях 1, 2 настоящей статьи, вправе реализовать право на жилище следующими способами: путем получения в установленном порядке социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет бюджетных средств в рамках реализации государственных и муниципальных жилищных программ, подпрограмм и мероприятий; путем приобретения жилых помещений с использованием ипотечного жилищного кредитования; путем создания жилищных и жилищно-строительных кооперативов с целью приобретения (строительства) жилых помещений; путем создания жилищных накопительных кооперативов с целью приобретения (строительства) жилых помещений; путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; иными способами, не запрещенными действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» граждане, получившие финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, включаются в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 2 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» к гражданам, получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, относятся:
1) граждане, улучшившие жилищные условия за счет средств окружного и федерального бюджетов или средств хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является автономный округ, а также за счет средств бюджета Тюменской области в рамках государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество», утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года № 705-п;
2) граждане, получившие имущественную помощь в виде переданных в их собственность жилых помещений от хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является автономный округ;
3) граждане, получившие жилые помещения по договорам социального найма или в собственность не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования в автономном округе либо установленной статьей 18 настоящего Закона, соответственно из муниципального жилищного фонда или жилищного фонда автономного округа, приобретенные (переданные) в собственность муниципальных образований в автономном округе либо в собственность автономного округа за счет средств окружного бюджета либо средств хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является автономный округ;
4) граждане, получившие жилые помещения специализированного жилищного фонда автономного округа как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Исходя из ч. 4 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» ведение Реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, осуществляется исполнительным органом автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере (далее - уполномоченный орган в сфере жилищной политики), в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа.
Гражданам, получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, повторное ее предоставление не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами автономного округа (ч. 5 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»).
Постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1099-П утверждена государственная программа ЯНАО «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», в числе мероприятий предусмотрено предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержден постановлением Правительства ЯНАО от 12 февраля 2019 года № 112-П (далее - Порядок № 112-П).
Порядок № 112-П определяет механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО, государственной программы ЯНАО «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1099-П.
Из пункта 1.2 Порядка № 112-П следует, что молодые семьи имеют право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года№ 1710, или окружном мероприятии.
При этом, в соответствии с пунктом 1.1-1 Порядка № 112-П, под молодой семьей понимается семья, состоящая в зарегистрированном браке, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного ребенка и более, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не достиг 36 лет.
Согласно пункту 1.7 Порядка № 112-П участницей окружного мероприятия может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: наличие регистрации по месту жительства всех членов молодой семьи на территории автономного округа (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации); возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - претендентов окружного мероприятия на получение социальной выплаты по муниципальному образованию в планируемом году не достиг 36 лет; признание семьи нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Право молодой семьи - участницы окружного мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством (пункт 1.11 Порядка № 112-П).
В соответствии с пунктом 1.12 Порядка № 112-П молодые семьи, у которых один или несколько членов молодой семьи ранее реализовали право на получение финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий и в соответствии с подпунктами 1 - 3 части 2 статьи 15-1 Закона автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» внесены в реестр, имеют право на получение мер государственной поддержки в рамках Окружного мероприятия в следующих случаях:
если в молодой семье, состоящей из супруга, супруги и одного ребенка, меры финансовой или имущественной помощи получил один из указанных членов молодой семьи;
если в молодой семье, состоящей из супруга, супруги и детей, меры финансовой или имущественной помощи получили один из супругов и один или более детей;
если в молодой семье, состоящей из одного родителя в неполной семье и детей, меры финансовой или имущественной помощи получили один или более детей.
Для участия в окружном мероприятии с учетом указанных случаев минимальный состав членов молодой семьи, которые не получали меры финансовой или имущественной помощи, не должен быть менее двух человек.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года № 89-П утверждено Положение о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1.2 Положения реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий (далее - реестр), - список, содержащий информацию о гражданах, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, указанных в части 2 статьи 15-1 Закона.
Исполнительным органом автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, является Департамент строительства и жилищной политики автономного округа (п. 1.4).
Согласно Постановлению Правительства ЯНАО от 13.10.2011 № 754-П «Об утверждении Административного регламента департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий», департамент строительства и жилищной политики автономного округа также был ранее уполномочен на ведение реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3.1 Положения исходными данными для внесения в реестр является информация, представляемая учреждением федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на реализацию комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, исполнительными органами автономного округа, уполномоченными на предоставление финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий, органами местного самоуправления городских округов либо муниципальных округов в автономном округе, хозяйственными обществами и некоммерческими организациями, единственным учредителем которых является автономный округ (далее - уполномоченные органы), в исполнительный орган автономного округа, уполномоченный на ведение реестра.
Согласно п. 3.2 Положения информация, указанная в пункте 3.1 настоящего Положения, представляется уполномоченными органами ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Информация, указанная в пункте 3.1 настоящего Положения, представляется федеральным учреждением в порядке и сроки, установленные Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.
Документы, послужившие основанием для представления сведений о гражданах, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и соответственно послужившие основанием для внесения в реестр, находятся в распоряжении уполномоченных органов.
Уполномоченные органы несут ответственность за достоверность представленных в реестр сведений в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из п. 3.3 Положения исключение из реестра имеющейся в нем информации осуществляется исполнительным органом автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, на основании информации, поступившей от федерального учреждения, уполномоченных органов.
В силу п. 2.1 Порядка № 112-П для участия в окружном мероприятии молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту регистрации по месту жительства заявление и ряд документов.
Согласно п. 2.4-1 Порядка № 112-П при приеме заявления и документов на участие в окружном мероприятии специалист, осуществляющий прием документов, проводит первичную проверку представленных документов на предмет наличия статуса «молодой семьи» в соответствии с пунктом 1.1-1 настоящего Порядка, а также соответствия требованиям, установленным подпунктами «а», «б» пункта 1.7 настоящего Порядка.
В случае установления отсутствия статуса «молодой семьи» или факта несоответствия семьи одному из требований, установленных подпунктами «а», «б» пункта 1.7 настоящего Порядка, специалист отказывает семье в приеме документов.
Отказ в приеме документов оформляется в произвольной письменной форме, подписывается сотрудником, осуществляющим прием документов, и в день приема документов на участие в мероприятии вручается (направляется) семье способом, позволяющим подтвердить факт и дату представления такого отказа.
В соответствии с п. 2.8 Порядка № 112-П в рамках окружного мероприятия для признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении молодая семья в заявлении указывает необходимость принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в окружном мероприятии и предоставления социальной выплаты.
Признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в окружном мероприятии не влечет постановку данной семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 2.13 Порядка № 112-П органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от молодой семьи заявления и документов, указанных в пунктах 2.1, 2.9, 3.2 настоящего Порядка организуют работу по направлению запросов на получение документов (сведений), получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка, и документов (сведений) в соответствии с пунктом 2.7-1 настоящего Порядка.
Орган местного самоуправления в течение 30 рабочих дней со дня получения от молодой семьи заявления и документов, указанных в пунктах 2.1, 2.9, 3.2 настоящего Порядка, принимает решение:
- о признании либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для цели участия в окружном мероприятии по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
- о признании либо об отказе в признании молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка;
- о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.
Как указано выше, семья Беловой (Чаленко) Н.А., составом 3 человека, в том числе ее дочери Белова И.И. (истец), ФИО1, была признана участницей программы федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года».
Однако фактически социальной выплатой Белова (Чаленко) Н.А. не воспользовалась в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве в результате чего социальная выплата, перечисленная застройщику, была возвращено ООО «Юниверс» в Департамент агропромышленного комплекса ЯНАО.
В силу ст. 15-1 Закона ЯНАО от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, подлежат включению граждане, получившую такую помощь.
Поскольку Белова (Чаленко) Н.А. не воспользовалась социальной выплатой, а денежные средства были возвращены, ее семья подлежала исключению из реестра.
Таким образом, поскольку основанием для отказа в признании Беловой И.И. участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках окружного мероприятия послужило получение Беловой И.И., являющейся членом семьи Беловой Н.А. социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», которая в свою очередь выплатой не воспользовалась, Белова И.И. права на признание ее участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям не утратила.
Включение в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, само по себе не исключает признание граждан участником программы в случае возврата социальной выплаты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно возложил на ответчиков обязанность признания семьи Беловой И.И. участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Поскольку Белова И.И. не была исключена из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции отказал в признании незаконным решения от 30.11.2022 об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, в этой части решение суда не обжалуется.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов и возражений, приводимых ответчиками, сделаны правильные выводы по делу.
В целом доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к переоценке исследованных и получивших оценку в решении суда доказательств. При этом нарушений правил оценки доказательств судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: