Судья Королева Н.М. Дело № 33-10342/2023
№ 2-496/2023
64RS0019-01-2023-000659-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2023 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Гладченко А.Н., Сугробовой К.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Грибановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о признании незаконными и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий, восстановлении квалификационного звания, взыскании материального ущерба,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 30 августа 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано,
заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ФИО2, возражавшей по доводам жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее – УФСИН России по Саратовской области) о признании незаконными и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий, восстановлении квалификационного звания, взыскании материального ущерба.
Требования истца мотивированы тем, что по результатам проведенной в федеральном казенном учреждении «Колония – поселение № 11 УФСИН России по Саратовской области» (далее – ФКУ КП-11) 01 апреля 2023 года проверки организации надзора за осужденными и качества несения службы личным составом надзора за осужденными, а также организации мероприятий по профилактике побегов, был составлен рапорт о выявленных нарушениях. На основании данного рапорта по УФСИН России по Саратовской области издан приказ от 06 апреля 2023 года № «О создании комиссии и проведении служебной проверки». С данным приказом истец был ознакомлен 07 апреля 2023 года. Однако в данном приказе не указаны конкретные пункты должностной инструкции, а также пункты и подпункты должностной инструкции, в также пункты и подпункты Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, Порядка проведения обысков и досмотров, Инструкции по профилактике побегов, Указания ФСИН России, которые истцом были нарушены. В ходе проведения данной служебной проверки никто из членов комиссии не предлагал истцу дать письменные объяснения по фактам выявленных недостатков. Кроме этого, на основании указанного выше рапорта, внутри колонии проведена служебная проверка, по результатам которой врио начальника ФКУ КП-11 ФИО8 28 апреля 2023 года утверждено заключение, в котором вины сотрудников не установлено и к дисциплинарной ответственности истца не привлекли. 16 июня 2023 года в ФКУ КП-11 поступил приказ УФСИН России по Саратовской области от 16 мая 2023 года №-к «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО26 и ФИО1» которым на истца наложено дисциплинарное взыскание – строгий выговор, а также отмечено, что в соответствии с п. 4 Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 16 августа 2021 года №, премию за добросовестное выполнения служебных обязанностей в течение календарного месяца следующего за месяцем наложения взыскания не выплачивать (9 189 руб.). При изучении заключения служебной проверки истцом обнаружен акт об отказе им от дачи письменных объяснений по выявленным фактам нарушений, однако членами комиссии в ходе проверки дать письменные объяснения ему не предлагалось. 08 апреля 2023 года в ФКУ КП-11 проведена проверка организации надзора за осужденными и качества несения службы личным составом дежурной смены учреждения. В ходе данной проверки выявлены недостатки и составлен рапорт, на основании которого по УФСИН России по Саратовской области издан приказ от 17 апреля 2023 года № «О создании комиссии и проведении служебной проверки». В тот же день данный приказ поступил в ФКУ КП-11, однако истец был ознакомлен с ним лишь 15 мая 2023 года. В данном приказе также отсутствовали конкретные пункты внутренних нормативных актов. Никто из членов комиссии не предлагал истцу дать письменное объяснение по фактам выявленных недостатков, до него не доведены недостатки, выявленные в ходе проверки 08 апреля 2023 года в ФКУ КП-11. С результатами данной проверки истец ознакомлен 06 июня 2023 года. Из заключения по результатам проверки от 16 мая 2023 года ему стало известно о наличии акта об отказе им дать письменное объяснение по выявленным 08 апреля 2023 года нарушениям в ФКУ КП-11. С самим актом его ознакомили лишь по его ходатайству 16 июня 2023 года, после того как 05 июня 2023 года в ФКУ КП-11 поступил приказ УФСИН России от 05 июня 2023 года №-к «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО8, ФИО26 и ФИО1», согласно которому на истца было наложено дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии, отмечено, что премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей в течение месяца следующего за месяцем наложения взыскания (9 189 руб.) истцу не выплачивать, и в связи с наложением дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии истец лишен квалификационного звания «специалист третьего класса» (1 144 руб. 80 коп. ежемесячно). В данном приказе от 05 июня 2023 года №-к, по мнению истца, не указанны конкретные нарушения, допущенные им. Кроме этого, при ознакомлении с материалами служебной проверки, истец обнаружил акт от 18 апреля 2023 года о том, что 18 апреля 2023 года в 09 час.00 мин. в кабинете отдела кадров ФКУ КП-11 он отказался от ознакомления с приказом от 17 апреля 2023 года № «О создании комиссии и проведении служебной проверки», тогда как в указанное в акте время, он с другими сотрудниками учреждения следовал в СИЗО-1 города Саратова. Также истец указывает на то, что сам факт составления актов от 18 апреля 2023 года об отказе им дать объяснения 18 апреля 2023 года, нарушает его право предоставить письменные объяснения в течение двух рабочих дней.
Считая свои права нарушенными, ФИО1, с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать незаконными акты об отказе дачи письменных объяснений от 18 апреля 2023 года; отменить приказ УФСИН России по Саратовской области от 16 мая 2023 года №-к «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО1» в виде строгого выговора; отменить приказ УФСИН России по Саратовской области от 05 июня 2023 года №-к «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО1» в виде предупреждения о неполном служебном соответствии; восстановить его в квалификационном звании «Специалист третьего класса»; взыскать с УФСИН России по Саратовской области причиненный ущерб в размере 21 812 руб. 40 коп., с учетом удержаний за август 2023 года в размере 1 140 руб. 80 коп.
Решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 30 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что ему не предлагалось дать объяснения относительно нарушений, выявленных в ходе проверок. Также ссылается на то, что не был ознакомлен с должностной инструкцией дежурного помощника начальника учреждения.
В судебное заседание явились истец ФИО1, поддержавший доводы жалобы, представитель ответчика ФИО2, возражавшая по доводам жалобы.
Представитель третьего лица ФКУ КП-11 УФСИН России по Саратовской области на заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки судебной коллегии не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходит службу в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) РФ с июня 2007 года, в должности дежурного помощника начальника учреждения дежурной части отдела безопасности ФКУ КП-11, с 01 января 2023 года, что подтверждается послужным списком ФИО1, приказом УФСИН России по Саратовской области №лс от <дата>, контрактом № о службе в УИС РФ, (том 1 л.д. 100, 101-103, 104-118).
Должностные обязанности дежурного помощника начальника учреждения дежурной части отдела безопасности ФКУ КП-11 определены в должностной инструкции, утвержденной врио начальника ФКУ КП-11 ФИО3 18 января 2023 года (том 1 л.д. 177-193).
Согласно должностной инструкции, в должностные обязанности ФИО1, в числе прочего, входит: при заступлении на службу проконтролировать своевременное обеспечение сотрудников дежурной смены средствами связи, специальными средствами и персональными видеорегистраторами; организовать лично или через своего заместителя контроль заступления на службу (смену на постах) младших инспекторов; руководить дежурной сменой и иными сотрудниками, назначенными для осуществления надзора за осужденными; знать численность осужденных в жилой и производственной зонах, на объектах работ, а также лиц, склонных к побегу, и места их нахождения; контролировать постоянное ношение и использование сотрудникам дежурной смены по назначению средств связи, специальных средств и персональных видеорегистраторов, вести учет из выдачи и приема; организовать проведение обысков на объектах учреждения в соответствии с суточной ведомостью надзора; при производстве погрузочно-разгрузочных работа на территории ФКУ КП-11 принимать меры к тому, чтобы: указанные работы производились только специально подобранными осужденными в строго отведенных местах, определенных приказом, погрузочно-разгрузочные бригады из числа осужденных были одеты в жилеты однотонного яркого цвета; контролировать поддержание надлежащего порядка и чистоты в помещениях дежурной части, на постах несения службы дежурной смены, а также в помещениях ШИЗО (п. 24); иметь контрольную картотеку на осужденных (п. 26). Кроме того, согласно п. 49 должностной инструкцией ФИО1 несет ответственность за ненадлежащее или не в полном объеме исполнение настоящей Инструкции и других указаний (поручений) прямых руководителей.
Согласно записи в данной должностной инструкции, ФИО1 ознакомлен с ней 18 января 2023 года (том 1 л.д. 193).
Как следует из рапорта старшего инспектора по ОП режима и надзора УФСИН России по Саратовской области ФИО9, поданного на имя врио начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО10, о проверке 01 апреля 2023 года ФКУ КП-11 ФИО1 перед заступлением на службу в 07 часов 30 минут получил специальные средства, однако на момент проверки в 10 часов 45 минут специальные средства у данного сотрудника при себе отсутствовали и находились в сейфе дежурной части; на момент проверки в 11 часов 30 минут отсутствовал акт технического осмотра камер ШИЗО за 01 апреля 2023 года, однако в ходе просмотра видеоархива было установлено, что в 08 часов 30 минут 01 апреля 2023 года технический осмотр камер ШИЗО проводился, при обходе камеры ШИЗО № было выявлено наличие спальных принадлежностей (одеяло), рисунки и надписи на стенах, а также замазан смотровой глазок; на посту видеоконтроля находился младший инспектор отдела безопасности ФКУ КП-11, который согласно суточной ведомости заступивший 01 апреля 2023 года дежурным по сектору; на 11 часов 00 минут в журнале почасовых проверок осужденных «склонных к совершению побега», имелись росписи осужденных: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 за проверку в 14 часов 00 минут; в дежурной части отсутствовала контрольная карточка на осужденного ФИО12; при проверке видеоархива погрузо-разгрузочных работ на участке столовая, разгрузка автомобиля проводилась без ограждений, осужденные выполняли работу без оранжевых жилетов (том 1 л.д. 169-171).
На основании резолюции врио начальника УФСИН России по Саратовской области на вышеуказанном рапорте, 06 апреля 2023 года по УФСИН по Саратовской области издан приказ от № «О создании комиссии и проведении служебной проверки», которым определен состав комиссии по проведению служебной проверки: председателем комиссии назначен заместитель начальника УФСИН России по Саратовской области полковник внутренней службы ФИО16, заместителем председателя комиссии – начальник инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Саратовской области ФИО17, членом комиссии – заместитель начальника начальник отделения по борьбе с организованной преступностью и терроризму, экстремизму оперативного отдела УФСИН России по Саратовской области ФИО18 (том 1 л.д. 172-174),
С данным приказом истец ознакомлен 07 апреля 2023 года (том 1 л.д. 175), о чем также подтвердил истец в суде первой инстанции.
Согласно акту от 18 апреля 2023 года, составленному членом комиссии по служебной проверке ФИО18, в 11 часов 00 минут в актовом зале ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области в присутствии заместителя начальника организационно-аналитического отдела ФИО24 и заместителя начальника отдела режима и надзора УФСИН России по Саратовской области ФИО23, ФИО1 отказался от предоставления письменного объяснения (том 1 л.д. 194).
05 мая 2023 года начальником УФСИН России по Саратовской области утверждено заключение по результатам служебной проверки, проведенной по фактам выявленных нарушений служебной дисциплины при организации установленного порядка отбывания наказания и надзора за поведением осужденных в ФКУ КП-11. Согласно данному заключению в ходе проведения служебной проверки, доводы, указанные в рапорте старшего инспектора по ОП режима и надзора УФСИН России по Саратовской области ФИО9 за 01 апреля 2023 года, нашли свое подтверждение (том 1 л.д. 195-203).
Приказом начальника УФСИН России по Саратовской области от 16 мая 2023 года №-к ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора, также в приказе отражено: премию за добросовестное исполнение служебных обязанностей, установленную приказом ФСИН России от 16 августа 2022 года №, в течение календарного месяца, следующего за месяцем наложения взыскания, не выплачивать (том л.д. 154-157).
Кроме этого, согласно рапорту ответственного по УФСИН – заместителя начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО19 от 10 апреля 2023 года, оперативной группой УФСИН России по Саратовской области, в период с 09 часов 00 минут 08 апреля 2023 года до 09 часов 00 минут 09 апреля 2023 года осуществлена проверка несения службы дежурными сменами, в том числе дневная и ночная проверка ФКУ КП-11, в ходе которой, установлено, что на посту видеоконтроля в столе обнаружено спецсредство <данные изъяты>, которое выдано младшему инспектору КС, КДС и сдано по окончании служебного времени; в журнале учета нарушений, выявленных оператором ПВК на момент проверки не было записей с 06 апреля 2023 года, однако только беглый просмотр видеоархива выявил нарушения УПОН осужденными, содержащимися в ШИЗО и нарушения служебной дисциплины сотрудниками при выводе осужденных из камер (осужденные в камерах ШИЗО лежат на полу, закрывают объективы видеокамер, сотрудники при проведении технических осмотров содержимым пакетов в камерах не интересуются, санитарные узлы не проверяют, при выводе осужденных из камер не добиваются, чтобы последние располагали руки на стене, переносной металлообнаружитель при неполном личном обыске не используют; более 20 осужденных отряда № команду «отбой» не выполнили, занимались личной гигиеной; в камерах ШИЗО № на стенах имеются надписи, в том числе номер мобильного телефона, в камере № находились пакеты с банными принадлежностями, в камере № отсутствует плафон на светильнике дневного освещения (том 1 л.д. 204-208).
На основании резолюции врио начальника УФСИН России по Саратовской области, по выявленным 17 апреля 2023 года нарушениям по УФСИН России по Саратовской области издан приказ № «О создании комиссии и проведении служебной проверки», которым определен состав комиссии по проведению служебной проверки (том 1 л.д. 209-211).
Согласно акту старшим инспектором ФКУ КП-11 ФИО20, 18 апреля 2023 года в 09 часов 05 минут в служебном кабинете ГК и РЛС в присутствии врио начальника ФКУ КП-11 ФИО8, начальника отдела безопасности ФКУ КП-11 ФИО26, ФИО1 отказался от ознакомления с приказом УФСИН России № «О создании комиссии и проведении служебной проверки» (том 1 л.д. 213).
18 апреля 2023 года заместителем начальника оперативного отдела – начальником отделения по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, экстремизмом оперативного отдела УФСИН России по Саратовской области майором внутренней службы ФИО18 составлен акт о том, что в 11 часов 00 минут в актовом зале ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области в присутствии заместителя начальника организационно-аналитического отдела ФИО24 и заместителя начальника отдела режима и надзора УФСИН России по Саратовской области ФИО23, ФИО1 отказался от предоставления письменного объяснение в связи со служебной проверкой, проводимой на основании приказа от 17 апреля 2023 года № 260 (том 1 л.д.214).
16 мая 2023 года начальником УФСИН России по Саратовской области утверждено заключение по результатам служебной проверки, проведенной по фактам выявленных нарушений служебной дисциплины при организации установленного порядка отбывания наказания и надзора за поведением осужденных в ФКУ КП-11 (том 1 л.д. 216-225). Согласно данному заключению в ходе проведения служебной проверки, доводы, указанные в рапорте ответственного по УФСИН – заместителя начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО19 от 10 апреля 2023 года, нашли свое подтверждение.
Приказом начальника УФСИН России по Саратовской области от 05 июня 2023 года №-к ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, также в приказе отражено: премию за добросовестное исполнение служебных обязанностей, установленную приказом ФСИН России от 16 августа 2022 года № в течение календарного месяца, следующего за месяцем наложения взыскания, не выплачивать, в соответствии с п. 12 Порядка присвоения подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников УИС РФ, имеющих квалификационное звания, утвержденного приказом Минюста России от 06 марта 2020 года №, в связи с наложением дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии ФИО1 лишен квалификационного звания «специалист третьего класса» (том 1 л.д. 158-163).
Согласно показаниям свидетеля ФИО8, 17 апреля 2023 года он исполнял обязанности начальника колонии. Перед началом утренней планерки в учреждение поступил приказ УФСИН от 17 апреля 2023 года № о проведении служебной проверки. С данным приказом ФИО21 знакомила его (свидетеля) и ФИО1, который держал приказ в своих руках, фотографировал его, но в листе ознакомления не расписался.
Из показаний свидетеля ФИО21 следует, что утром 17 апреля 2023 года она предлагала ФИО1 ознакомиться с приказом УФСИН о назначении служебной проверки. ФИО1 ознакомился с данным приказом. 18 апреля 2023 года, ею был составлен акт об отказе от подписи об ознакомлении, в котором ошибочно указана дата ознакомления 18 апреля 2023 года, поскольку ждала, что ФИО1 придет и распишется об ознакомлении.
В материалы дела представлен акт от 18 апреля 2023 года об отказе ФИО1 от ознакомления с приказом от 17 апреля 2023 года № «О создании комиссии и проведении служебной проверки».
Свидетель ФИО22 суду пояснила, что присутствовала в кабинете отдела кадров 17 апреля 2023 года, когда ФИО21 предложила ФИО1 ознакомиться с приказом о проведении служебной проверки от 17 апреля 2023 года, ФИО1 прочитал этот приказ, но расписаться за ознакомление отказался.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля заместителя начальника оперативного отдела – начальника отделения по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, экстремизмом оперативного отдела УФСИН ФИО18, следует, что он являлся членом комиссии по проводимым в отношении ФИО1 служебным проверкам. 18 апреля 2023 года в здании СИЗО-1, он и ФИО23 предлагали ФИО1 дать объяснения по проводимым в отношении него проверкам. ФИО1 пояснил, что объяснения даст в УФСИН, однако в УФСИН ФИО1 не явился, в связи с чем составлены соответствующие акты.
Аналогичные показания о том, что ФИО1 18 апреля 2023 года в здании СИЗО-1 было предложено дать письменные объяснения по двум служебным проверкам, проводимым в отношении ФИО1, дали суду сотрудники УФСИН России по Саратовской области ФИО24 и ФИО23
Для подтверждения доводов истца о том, что в ходе служебных проверок ему не предлагалось дать письменных объяснений, по его ходатайству судом допрошены свидетели: ФИО25, ФИО26, ФИО27
Как пояснил в судебном заседании свидетель ФИО25, 18 апреля 2023 года находясь в помещении СИЗО-1 города Саратова на учебно-методических сборах, он не видел, чтобы кто-то подходил к ФИО1, однако постоянно рядом с ним не находился.
Свидетель ФИО26 пояснил, что в его присутствии 18 апреля 2023 года в СИЗО-1 города Саратова сотрудники УФСИН не требовали от ФИО4 объяснений. Находился ли он на территории СИЗО-1 все время рядом с ФИО4, не помнит.
Свидетель ФИО27 пояснила, что 18 апреля 2023 года она вместе с ФИО1, ФИО26, ФИО25, ФИО29 на одном автомобиле ездили в город Саратов на учебно-методические сборы, которые проходили в СИЗО-1. В СИЗО-1 к ФИО1 никто не подходил. Заходили в СИЗО -1 они не вместе.
При этом судом установлено, что сам факт допущения нарушений ФИО1 не оспаривается.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконными и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий, восстановлении квалификационного звания, взыскании материального ущерба, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что факт совершения истцом дисциплинарных проступков нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком не нарушен.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в УИС, ее прохождением и прекращением, также с определением положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 197).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в УИС, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ; настоящим Федеральным законом; Законом РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в УИС; нормативными правовыми актами Президента РФ; нормативными правовыми актами Правительства РФ; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа УИС в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, указанными в ч. 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в УИС, применяются нормы трудового законодательства РФ (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
В соответствии с п. 1, 6 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служба в УИС - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в УИС РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в УИС, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в УИС в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу п. 2, 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в УИС, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Статьей 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ закреплены требования к служебному поведению сотрудника. Так, данной статьей на сотрудника возлагаются, в том числе, следующие обязанности: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики (п. 1, 2, 4, 5 ч. 1).
Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 11 января 2012 года № 5, установлено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС (пп. «а», «г», «д», «ж», «к» п. 8 разд. II).
Приказом Министерства юстиции РФ от 12 сентября 2019 года № 202 утвержден Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы РФ, предусматривающий в числе других обязанность сотрудника знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (пп. «а», «в» п. 5 раздела II).
Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством РФ, Присягой сотрудника УИС, дисциплинарным уставом УИС, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа УИС, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа УИС, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Частью 1 ст. 49 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства РФ, Присяги сотрудника УИС, дисциплинарного устава УИС, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа УИС, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в УИС, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в УИС.
Строгий выговор в силу п. 3 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника УИС в случае нарушения им служебной дисциплины.
Для решения вопроса о законности привлечения сотрудника УИС к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, то есть по п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ юридически значимым обстоятельством является установление фактов ненадлежащего исполнения таким сотрудником возложенных по занимаемой должности обязанностей, соблюдении порядка привлечения к такой ответственности.
Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен ст. 52 Закона № 197-ФЗ.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке (ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания (ч. 8 ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка по решению руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника проводится служебная проверка (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС (ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (ч. 4 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа УИС или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя (п. 1 ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (ч. 8 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Частью 9 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ установлено, что порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства Юстиции РФ от 31 декабря 2020 года № 341 утвержден Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ.
В силу п. 2 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ задачами служебной проверки являются объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины (далее - дисциплинарный проступок), применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, гибели (смерти) сотрудника, получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, подтверждение наличия или отсутствия обстоятельств существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника (далее - нарушение условий контракта).
При проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению, в том числе фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности (п. 3 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ).
Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС и граждан принимается начальниками территориальных органов ФСИН России (лицами, их замещающими) (п. 7 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ).
Учреждения, органы УИС в течение 14 дней со дня, когда должностному лицу, указанному в п. 7 Порядка, стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки, вносят ему на рассмотрение проект решения о проведении служебной проверки - проект приказа (распоряжения) о проведении служебной проверки, который должен содержать: специальное звание, фамилию, имя и отчество (при наличии), замещаемую должность сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка; основание для проведения служебной проверки; предложения по составу комиссии по проведению служебной проверки (далее - комиссия) с указанием специальных званий (классных чинов), фамилий, имен и отчеств (при наличии) работников УИС, входящих в состав комиссии, и замещаемых ими должностей.
Решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), указанными в п. 7 Порядка, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки (п. 8 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ).
Сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: ознакомиться с приказом (распоряжением) о проведении служебной проверки; представлять заявления, ходатайства и иные документы в сроки, предусмотренные для проведения служебной проверки; обжаловать решения и действия (бездействие) членов комиссии должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки; ознакомиться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям законодательства РФ о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую Федеральным законом <данные изъяты>; потребовать провести служебную проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (п. 15 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ).
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении должностным лицом, указанным в п. 7 Порядка, за исключением случаев продления срока проведения служебной проверки в соответствии с п.п. 12, 19 Порядка или ее переноса в соответствии с п. 18 Порядка (п. 17 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ).
Заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки. Указанное должностное лицо не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения принимает решение об утверждении заключения (п. 21 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ).
Пунктом 22 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ установлено, что приказ о наложении дисциплинарного взыскания должен быть издан не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что факт допущения нарушений истцом не оспаривался.
Доводы жалобы о том, что истцу не предлагалось в ходе служебных проверок дать письменные объяснения по фактам допущенных нарушений, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку они опровергаются представленными в дело доказательствами.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 ознакомлен с приказами о создании служебной комиссии и проведении в отношении него служебных проверок в установленный законом срок, ему предлагалось дать объяснения, однако от дачи письменных объяснений он отказался, о чем составлены акты.
В соответствии с п. 8 ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Несогласие истца с оценкой, данной судом доказательствам, в частности показаниям свидетелей, не может служить основанием для отмены судебного решения, поскольку суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
У судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки доказательств, поскольку судом первой инстанции выполнены требования ст. 67 ГПК РФ: всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследованы имеющиеся в деле доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности; результаты оценки доказательств суд отразил в решении, в котором привел мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Учитывая характер дисциплинарных проступков и фактические обстоятельства их совершения, примененные меры дисциплинарной ответственности соразмерны тяжести совершенных ФИО1 дисциплинарных проступков.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывают.
Доводы истца о том, что он не ознакомлен со своей должностной инструкцией, повторяют позицию истца в суде первой инстанции. Судебная коллегия также признает их несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО1 ознакомлен с должностной инструкцией 18 января 2023 года (том 1 л.д. 177-193).
Кроме того, как пояснил истец в судебном заседании, ему хорошо известны положения Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной Приказом Минюста РФ от 13 июля 2006 года №-дсп, являющейся документом для служебного пользования, которая полностью дублирует его должностную инструкцию.
Из апелляционной жалобы следует, что истец оспаривает подпись в должностной инструкции, однако ходатайство о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы заявлено не было.
Приведенные истцом доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права по делу не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 30 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи