Судья Егоркина Г.В. Дело № 2-4/2019
№ 33-272/2019
16 апреля 2019 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Адаркина И.А.,
судей Баюры Л.Н., Филенко М.А.,
при секретаре судебного заседания Гельман И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Министерства внутренних дел России по <N- скому> району, Управлению Министерства внутренних России по Магаданской области о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение <N- ского> районного суда Магаданской области от 22 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Адаркина И.А., пояснения истца ФИО1 (участвующего в судебном заседании посредством видео-конференц связи), представителя Управления Министерства внутренних России по Магаданской области ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в <N- ский> районный суд Магаданской области с иском к Отделению Министерства внутренних России по <N- скому> району (далее - Отд МВД России по <N- скому> району) о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указывал, что в период с <дата> по <дата> проходил службу в органах внутренних дел. Жилого помещения по договору социального найма либо в собственности не имеет. Проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, по договору найма от 1 сентября 2016 года (в дальнейшем пролонгированному), заключенному между ним и собственником указанного жилого помещения - Т.
За период с 1 ноября 2017 года по 31 мая 2018 года по договору найма оплатил Т. 37 800 руб., из расчета 5 400 руб. в месяц.
В возмещении денежной компенсации за наем указанного жилого помещения в сумме 37 800 руб. Отд МВД России по <N- скому> району ему было отказано.
Просил взыскать с Отд МВД России по <N- скому> району денежную компенсацию за наем жилого помещения в размере 37 800 руб. за период с 1 ноября 2017 года по 31 мая 2018 года.
Также полагал, что действиями Отд МВД России по <N- скому> району ему причинен моральный вред, компенсацию которого в размере 100 000 руб. просил взыскать с ответчика.
Определением <N- ского> районного суда от 19 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел России по Магаданской области (далее – УМВД России по Магаданской области, Управление), одновременно Управление освобождено от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением <N- ского> районного суда от 22 января 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Ссылаясь на положения статьи 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228, Правил обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и возмещения указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения, утв. постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 № 1103, выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что право на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения имеет только сотрудник органа внутренних дел, проходящий службу.
Полагает, что указанные выше нормативные акты не содержат запрета на возмещение расходов по найму жилого помещения уволенному сотруднику органа внутренних дела, который в период прохождения службы затратил личные средства на эти цели.
Обращает внимание на то, что он после назначения в порядке ротации на должность в другой регион (из Отд МВД России по <R-скому> району в Отд МВД России по <N- скому> району Магаданской области), должен был быть обеспечен служебным жильем.
Поскольку такого жилья ему предоставлено не было, то он заключил договор найма жилого помещения и расходы на наем жилого помещения должны быть возмещены за период с 1 ноября 2017 года до 31 мая 2018 года.
Считает, что исходя из общих норм гражданского законодательства он вправе обратиться за компенсацией расходов за найм жилого помещения в пределах установленного срока исковой давности и после увольнения из органов внутренних дел.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика - Отд МВД России по <N- скому> району Магаданской области, указанное лицо о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещено надлежаще. Представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом начальника УМВД России по Магаданской области от <дата>№... л/с истец ФИО1 назначен с <дата> на должность <.......> отделения МВД России - <.......> следственной группы Отд МВД России по <N- скому> району.
В соответствии с приказом начальника УМВД России по Магаданской области от <дата>№... л/с ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации <дата>.
После увольнения - 16 августа 2018 года ФИО1 обратился в Отд МВД России по <N- скому> району с заявлением о возмещении денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 ноября 2017 года по 31 мая 2018 года в размере 37 800 рублей, из расчета 5 400 рублей за один месяц.
Письмом Отд МВД России по <N- скому> району от 24 августа 2018 года ФИО1 отказано в возмещении денежной компенсации за наем жилого помещения, в связи с тем, что на дату обращения - 16 августа 2018 года, он не являлся сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации.
11 сентября 2018 года истец обратился с аналогичным заявлением в УМВД России по Магаданской области, где ему также было отказано в возмещении денежной компенсации за наем жилого помещения по такому же основанию.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - жилое помещение специализированного жилищного фонда).
Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда (пункт 3).
В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Таким образом, в силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на получение выплаты в размере денежной компенсации за наем жилого помещения предоставляется сотруднику, не имеющему в пользовании жилого помещения, только в случае, если сотрудника невозможно обеспечить по месту службы служебным жилым помещением.
Согласно пункту 2 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1228, денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства установлен расчета размера денежной компенсации ежемесячной платы за жилое помещение, предусмотренной договором найма (поднайма) жилого помещения.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1228, для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения, в котором он проходит службу (далее - орган), к которому прилагаются следующие документы:
а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;
в) справки территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о наличии (отсутствии) у сотрудника и членов его семьи в собственности жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.
Рапорт и документы, указанные в пункте 4 данных Правил, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа.
На основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии издается приказ руководителя органа о выплате денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной компенсации.
Таким образом, выплата указанной компенсации носит заявительный характер и предполагает предоставление сотрудником соответствующих документов, рассмотрение их соответствующей комиссией, издание приказа о выплате денежной компенсации.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В материалах дела доказательств обращения истца за предоставлением жилого помещения в специализированном жилищном фонде в период прохождения службы с 1 ноября 2017 года по 31 мая 2018 года не имеется, как не имеется и доказательств обращения с рапортом о начислении компенсации за наем жилого помещения за указанный период.
Таким образом, принадлежащее ему право на обеспечение служебным жильем истец реализовал по своему усмотрению и оснований для удовлетворения требований об оплате расходов по найму жилого помещения по договору от 1 ноября 2017 года у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы о том, что у ФИО1 имеется право на обращение за компенсацией за наем жилого помещения в пределах установленного гражданским законодательством срока исковой давности и после увольнения из органов внутренних дел, во внимание принят быть не может, поскольку в связи с изложенными выше обстоятельствами, а именно не соблюдением установленного порядка обращения, отсутствием соответствующего решения уполномоченного органа о сроках выплаты и размере денежной компенсации, у ответчика не возникло обязанности по ее выплате.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены и изменения решения суда первой инстанции, все обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. Других доказательств, которые могли бы повлиять на законность принятого решения, суду не представлено, нарушений норм материального права, влекущих отмену и изменение решения, по делу не установлено.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержат указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а :
решение <N- ского> районного суда Магаданской области от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи