ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4/2022 от 21.06.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Рыжова Н.А. УИД 38RS0031-01-2021-004782-21

Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-5131/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2022 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Скубиевой И.В.,

судей Шишпор Н.Н., Кулаковой С.А.,

при секретаре Федоровой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело № 2-4/2022 по иску Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун», ФИО1 о признании соглашения недействительным, прекращении права собственности, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, применении последствий недействительности соглашения

по апелляционной жалобе ответчика ФИО1

на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 10 февраля 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование требований истец указал, что по адресу: , - расположено одноэтажное нежилое кирпичное здание площадью 176,6 кв.м. По данным ЕГРН, земельный участок и здание являются собственностью ответчика ФИО1 Здание эксплуатируется под ритуальный зал. С целью увеличения площади земельного участка 30.10.2020 ответчиками заключено соглашение о перераспределении земельных участков, в собственность ФИО1 передан земельный участок площадью 485 кв.м из земель населенных пунктов, относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. 05.10.2020 на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 900 кв.м с кадастровым номером Номер изъят, вид разрешенного использования: ритуальная деятельность. 09.11.2020 зарегистрировано право собственности ФИО1 На земельном участке расположено принадлежащее ФИО1 нежилое здание, фактически используется ФИО14 для осуществления ритуальной деятельности. В результате предоставления земельного участка путем перераспределения, а не на общих основаниях путем проведения торгов, могут быть нарушены права других субъектов предпринимательства, потенциально имеющих право участвовать в аукционе. По результатам прокурорской проверки мэру городского округа 17.12.2020 внесено представление.

Просил суд признать недействительными соглашение от 30.10.2020 № 71-20 «О перераспределении земельных участков Российской Федерации, Иркутской области город Тулун», право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 900 кв.м; возложить обязанность на Управление Росреестра по Иркутской области произвести снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 900 кв.м и восстановить на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 415 кв.м.

Определением суда от 14.05.2021 производство по делу в части требований к ответчику Управлению Росреестра по Иркутской области прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

С учетом уточнений, просил суд признать соглашение от 30.10.2020 «О перераспределении земельных участков Российской Федерации, Иркутской области город Тулун» недействительным; прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 900 кв.м; восстановить положение, существовавшее до нарушения прав, применить последствия недействительности соглашения от 30.10.2020 № 71-20 «О перераспределении земельных участков Российской Федерации, Иркутской области город Тулун» в виде прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, снятия его с государственного кадастрового учета, восстановления сведений о государственном кадастровом учете на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят и восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят.

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 10.02.2022 исковые требования удовлетворены

Признано недействительным соглашение от 13.10.2020 № 71-20 «О перераспределении земельных участков Российская Федерация, Иркутская область, город Тулун», заключенное между муниципальным учреждением «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун» и ФИО1

Прекращено право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят по адресу: », площадью 900 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов.

Восстановлено положение, существовавшее до нарушения права, применены последствия недействительности соглашения от 13.10.2020 № 71-20 «О перераспределении земельных участков Российская Федерация, Иркутская область, город Тулун» в виде прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, снятия его с государственного кадастрового учета, восстановлены сведения о государственном кадастровом учете на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, восстановлены в Едином государственном реестре недвижимости сведения о праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 415 кв.м по адресу: местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , категория земель: земли населенных пунктов.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение, мотивируя тем, что соглашение о перераспределении земельных участков заключено на законных основаниях, поскольку доказательств, что возможно выделение в указанных границах самостоятельного земельного участка, не представлено. Обращает внимание, что вокруг части присоединенного участка располагается лесной массив, что делает его использование третьими лицами невозможным, так как проход, либо проезд может быть осуществлен только через участок, принадлежащий ей на праве собственности. Суд не учел, что представление прокурора и предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в адрес администрации внесены исключительно по формальным признакам. Суд пришел к ошибочному выводу, что решение Арбитражного суда Иркутской области по делу № А 19-11855/2021 имеет преюдициальное значение, поскольку предметом рассмотрения не являлось нарушение прав неограниченного круга лиц, равно как и нарушение прав ФИО6 Обращает внимание на нарушение сроков изготовления мотивированного решения по делу, неуказание даты его изготовления в окончательной форме, позднее направление копии решения суда.

В письменных возражениях Тулунский межрайонный прокурор Бузикова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад, объяснения представителя ответчика ФИО1 – ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Тулунского межрайонного прокурора – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Зиминой Ю.Р., просившей об оставлении решения суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене постановленного судом решения не находит, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, а также находящееся на нем одноэтажное кирпичное нежилое здание по адресу: .

13.10.2021 МУ «Администрация г. Тулуна» в лице председателя КУМИ администрации городского округа ФИО3, с одной стороны, и ФИО1, с другой стороны, заключили соглашение о перераспределении земельных участков.

В соответствии с п. 1.1 соглашения ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: , с кадастровым номером Номер изъят, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания общей полезной площадью 415 кв.м (выписка из ЕГРН).

В соответствии с п. 1.2 соглашения земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: , общей площадью 485 кв.м, находящийся в кадастровом квартале Номер изъят, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п. 1.3 соглашения ФИО1 переходит в собственность земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: , с кадастровым номером Номер изъят, вид разрешенного использования: ритуальная деятельность, в границах, указанных в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости площадью 900 кв.м (п. 1.3)

Таким образом, на основании оспариваемого прокурором соглашения ФИО4 перешел в собственность земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, вид разрешенного использования: ритуальная деятельность, из земель населенных пунктов по адресу: в границах, указанных в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, общей площадью 900 кв.м, сформированный путем перераспределения принадлежащего на праве собственности ФИО1 земельного участка с кадастровым номером Номер изъят общей площадью 450 кв.м и земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из материалов дела, до заключения обжалуемого соглашения о перераспределении земель ФИО1 17.04.2019 в целях облагораживания в дальнейшем территории вокруг вышеуказанного здания, а также в целях организации парковочных мест и постройки гаражного бокса обратилась в администрацию г. Тулуна с заявлением о принятии решения о подготовке документации по планировке территории в целях дальнейшего увеличения площади земельного участка путем перераспределения.

На основании заявления ФИО1 администрацией 22.05.2019 принято постановление № 740 «О подготовке документации по планировке территории», ограниченной трассой Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, , расположенной в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения кадастрового квартала Номер изъят, ФИО1 разрешено осуществить подготовку по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории).

На основании постановления администрации от 26.02.2020 № 849 в период с 27 февраля по 2 апреля 2020 года назначены публичные слушания по документации по планировке территории, ограниченной трассой Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, , расположенной в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения кадастрового квартала 38:30:011901, в составе проекта планировки и проекта межевания.

Как следует из заключения от 03.04.2020 № 7 о результатах публичных слушаний по документации по планировке территории, организационная комиссия оценила представленные материалы и посчитала целесообразным их утверждение.

Постановлением администрации от 09.04.2020 № 1593 утверждена документация по планировке указанной территории.

17.12.2020, по результатам рассмотрения обращения ФИО6 по факту незаконного предоставления без проведения торгов земельного участка ответчику ФИО1, Тулунским межрайонным прокурором внесено представление мэру городского округа МО «город Тулун».

Как следует из представления, предусмотренные ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации основания для перераспределения земельных участков в данном случае отсутствовали, в результате предоставления ФИО1 земельного участка для осуществления фактически предпринимательской деятельности путем перераспределения, а не путем проведения торгов нарушены права других субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право участвовать в аукционе.

Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 26.02.2021 за № 038/15/21 МУ «Администрация г. Тулуна» предупреждено о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства – ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашения от 13.10.2021 № 71-20 «О перераспределении земельных участков» в отношении муниципального земельного участка площадью 485 кв.м (кадастровый номер Номер изъят).

Администрацией городского округа муниципального образования «город Тулун» издано постановление от 24.03.2021 № 444 «Об отмене постановления администрации городского округа от 09.04.2020 № 1593 «Об утверждении документации по планировке территории».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Иркутской области от 17.12.2021 отказано в удовлетворении требований ФИО1 об отмене постановления администрации от 24.03.2021 № 444

Разрешая спор и признавая соглашение о перераспределении земельных участков недействительным, применяя последствия недействительности в виде прекращения права собственности ФИО1 на образованный в результате перераспределения земельный участок, суд первой инстанции руководствовался нормами п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 11.2, ст. 39.2, п. 1 ст. 39.28, ст. 39.29 ЗК РФ, регулирующих случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

Оценив представленные доказательства по правилам главы 6 ГПК РФ, при установленных Арбитражным судом Иркутской области в деле № А19-11855/2021 обстоятельствах, являющихся обязательными в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ по данному делу, а именно – отсутствие правовых оснований для перераспределения и предоставления земельного участка ФИО1 без проведения торгов, пришел к обоснованному выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что предусмотренные ст. 39.28 ЗК РФ основания для перераспределения земельных участков отсутствовали, поскольку приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы не требовалось, из материалов дела следует лишь намерение ответчика увеличить территорию принадлежащего ей земельного участка, используемого для осуществления ритуальной деятельности, в целях благоустройства, а такое намерение к предусмотренным ст. 39.29 ЗК РФ основаниям для перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, не относится, выводы суда являются правильными.

Выводы суда мотивированы, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Судебная коллегия учитывает, что о недействительности оспариваемого соглашения свидетельствует установленный факт отсутствия предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ оснований для перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, подтвержденный совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ решение Арбитражного Суда Иркутской области имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела. При этом факт отсутствия предусмотренных ст. 39.28 ЗК РФ оснований для перераспределения подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 1266-О о том, что Земельным кодексом Российской Федерации в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытее распределение объектов публичной собственности, доводы апелляционной жалобы о невозможности образовать самостоятельный земельный участок, иные доводы апелляционной жалобы ответчика, законность выводов суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого соглашения требованиям закона не опровергают, являются несостоятельными.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 10 февраля 2022 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.В. Скубиева

Судьи Н.Н. Шишпор

С.А. Кулакова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28.06.2022

Судья Рыжова Н.А. УИД 38RS0031-01-2021-004782-21

Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-5131/2022