ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5015/20 от 15.06.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Морокова Е.О. Дело № 2-5015/2020 (первая инстанция)

Дело № 33-6606/2021 (вторая инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 15 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Столбова Е.М., Соколова Д.В.

при секретаре судебного заседания Лозгачёвой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.

гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода

на решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 15 декабря 2020 года

по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода о признании права на назначение страховой пенсии

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода о признании права на назначение страховой пенсии, просил суд:

- признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 06.04.2020 № 27;

- включить в страховой стаж периоды работы с 18.07.1977 по 24.04.1978 - подсобным рабочим СУ [номер], с 04.07.1979 по 02.08.1989 - продавцом, поваром <данные изъяты>, с 14.08.1989 по 25.10.1993 - рабочим Общественного пищевого склада;

- обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода назначить пенсию с даты повторного обращения – с 25.10.2019.

Заявленные требования истца мотивированы тем, что 13 ноября 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста. Решением ответчика от 19 марта 2019 года № 48 в назначении страховой пенсии было отказано, при этом ответчик не включил в страховой стаж истца период работы с 18.07.1977 по 24.04.1978 - подсобным рабочим СУ [номер]; с [дата] по [дата] - продавцом, поваром <данные изъяты>; с 14.08.1989 по 25.10.1993 - рабочим Общественного пищевого склада. Причиной не включения периодов работы указано нарушение требований Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятии, в учреждении, организации.

Для подтверждения спорных периодов работы по трудовой книжке и проверки сведений о начислениях заработной платы с 01.01.1988 по 31.12.1992 в Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики <данные изъяты> были направлены запросы от 17.08.2018 № 01-17/6925 и от 19.11.2018 № 01-17/10861.

25 октября 2019 года истец вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением ответчика от 6 апреля 2020 года ему было вновь отказано в назначении пенсии по тем же основаниям и ввиду отсутствия ответов на направленные пенсионным органом запросы в компетентные органы Республики <данные изъяты> о подтверждении трудового стажа и заработка. Вместе с тем, по имеющимся в распоряжении истца сведениям, правопреемник работодателя <данные изъяты> – АОЗТ «<данные изъяты>» направляло ответы с подтверждением трудового стажа истца и сведений о заработке, о чем истцу был представлен полный комплект отправленных документов в копиях и чек об отправке бандероли в УПФР в Автозаводском районе г. Н.Новгорода.

Не согласившись с отказом в назначении пенсии, 10 июня 2020 года истец обратился в порядке подчиненности в Отделение Пенсионного фонда по Нижегородской области с жалобой о пересмотре решения об отказе с предоставлением документов, подтверждающих трудовой стаж.

18 июля 2020 года поступило сообщение от 07.07.2020 № П-2326-1402/243220 о том, что при изучении личного дела было установлено, что отказ является обоснованным.

Приведенные обстоятельства и отказ в назначении истцу страховой пенсии по старости, явились для истца основанием для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.

Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 15 декабря 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Судом постановлено: признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода № 27 от 06.04.2020. Обязать ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода включить в страховой стаж периоды работы ФИО1 с 18.07.1977 по 24.04.1978 - подсобным рабочим СУ [номер]; с 04.07.1979 по 02.08.1989 - продавцом, поваром <данные изъяты>; с 14.08.1989 по 25.10.1993 - рабочим Общественного пищевого склада. Обязать ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода назначить ФИО1 страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25.10.2019.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что судом не учтено, что Управлением переписка с республикой <данные изъяты> ведется с 2018 года и поступающие в ответ на запросы справки, выданные АОЗТ «<данные изъяты>» и дублирующие сведения вызывают сомнения, из ответов Национального архива <данные изъяты> следует, что документы личного состава <данные изъяты>[адрес] за 1979-1993 года не сохранились, представленный Государственной службой Социального обеспечения Министерства труда Социальных вопросов Республики <данные изъяты> ответ на запрос Управления о проверке достоверности справки о заработной плате истца, вызывает сомнение, поскольку бланк ответа не соответствует предыдущим бланкам, сопроводительное письмо заверено подписью без указания наименования должностного лица. Судом не учтено, что с 01.11.1993 ФИО1 работал на территории Российской Федерации ([адрес]), а начисления сумм заработка за 1989 год полностью совпадают с начислениями помесячно за 1990 год. Национальный архив Республики <данные изъяты> данными о работе истца за период 1979-1996 годы не располагает, записи в трудовую книжку истца внесены с нарушением Инструкции, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда - www.oblsudnn.ru.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность решения суда первой инстанции, проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, [дата] года рождения, является гражданином <данные изъяты>.

11.07.2018 ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода с заявлением о предварительной оценке пенсионных прав.

Согласно уведомлению пенсионного органа, истцу было разъяснена необходимость предоставить в срок до 04.11.2018 дополнительные документы: справку о заработной плате за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002; справку о стаже, уточняющую периоды работы, за период работы в <данные изъяты>, так как нет даты заполнения трудовой книжки. Для написания запроса рекомендовано представить заявление с указанием города нахождения организаций: с 01.11.1993 по 06.01.1998 – на титульном листе трудовой книжки нет даты заполнения, с 13.01.1998 по 01.04.2001 – исправление в основание увольнения не заверено печатью. На титульном листе трудовой книжки исправлено отчество, рекомендовано обратиться к работодателю с паспортом для исправления отчества. Исправленную трудовую книжку и копию исправленного листа рекомендовано представить в пенсионный орган (л.д.10-11).

13 ноября 2018 года ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста (л.д.13).

Для подтверждения трудового стажа помимо трудовой книжки истец представил документы: справку о стаже № АН-186/18 от 09.10.2018, выданную АОЗТ <данные изъяты>» Республики <данные изъяты>, в <данные изъяты><данные изъяты>[адрес] с 04.07.1979 по 29.02.1996; справки о заработной плате за период работы с 01.01.1988 по 31.12.1992 № АН-186/15 и № АН-186/15 от 09.10.2018, выданные АОЗТ Гегторгуслуг Республики <данные изъяты>.

Решением ответчика от 19 марта 2019 года № 48 в назначении страховой пенсии истцу было отказано из-за отсутствия необходимого ИПК (не менее 13,8). Истцу был рассчитан ИПК в размере 8,744 и страховой стаж 12 лет 4 месяца на дату 13.11.2018.

В страховой стаж истца были включены периоды работы: с 01.02.1977 по 15.02.1978 – учеба, с 01.11.1978 по 01.02.1979 – транспортный рабочий СМУ ПТО «<данные изъяты>», с 01.11.1993 по 06.01.1998 – заместитель директора ТОО <данные изъяты>, с 13.01.1998 по 31.03.2001 – заместитель директора ООО «<данные изъяты>», с 01.09.2001 по 30.09.2001 – ООО «<данные изъяты>», с 01.12.2001 по 31.12.2003, с 01.01.2007 по 31.12.2007, с 01.10.2011 по 31.12.2011, с 01.10.2016 по 31.12.2017 – ООО «<данные изъяты>».

Не были включены в страховой стаж следующие периоды:

- с 18.07.1977 по 24.04.1978 – подсобный рабочий Строительного Управления [номер], поскольку номера приказов в основании на прием и увольнение отсутствуют, печать при увольнении нечитаемая;

- с 04.07.1979 по 02.08.1989 – продавец, повар <данные изъяты>, поскольку запись об увольнении не заверена подписью ответственного лица и печатью организации;

- с 14.08.1989 по 25.10.1993 – рабочий Общественного пищевого склада, продавец универсама [номер], поскольку запись об увольнении заверена печатью без подписи должностного лица, вносившего запись об увольнении.

Для подтверждения данных периодов работы по трудовой книжке и проверки сведений о начислениях заработной платы с 01.01.1988 по 31.12.1992 были направлены запросы: 17.08.2018 № 01-17/6925 и 19.11.2018 № 01-17/10861 в Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения № 01-17/2504, однако ответы на запросы до настоящего времени не поступили.

Кроме того, не включены периоды работы на территории Российской Федерации: с 01.01.2001 по 31.08.2001, с 01.10.2001 по 31.12.2001 – директор ООО «<данные изъяты>», поскольку отсутствуют сведения о заработной плате на лицевом счете после даты регистрации в системе персонифицированного учета (дата регистрации в ПУ – 01.06.2000); с 14.06.2001 по 30.11.2001 – ООО «<данные изъяты>», поскольку отсутствуют сведения о заработной плате на лицевом счете после даты регистрации в системе персонифицированного учета; с 01.07.2016 по 30.09.2016 – административный отпуск без сохранения заработной платы.

25.10.2019 ФИО1 вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (л.д.16).

Решением ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода от 06.04.2020 №27 истцу было вновь отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого ИПК (л.д.18-19).

Управлением указано, что могут быть приняты к зачету в страховой стаж по трудовой книжке до распада СССР следующие периоды работы на территории Республики <данные изъяты>: с 01.02.1977 по 24.07.1977 - учеба; с 25.07.1977 по 25.03.1978 - подсобный рабочий Строительного Управления [номер], с 01.11.1978 по 01.02.1979 - транспортный рабочий СМУ ПТО «<данные изъяты>».

Периоды работы, которые могут быть приняты к зачету в страховой стаж по трудовой книжке: с 01.11.1993 по 06.01.1998 - заместитель директора ТОО <данные изъяты>.

Периоды работы, которые могут быть приняты к зачету по сведениям индивидуального лицевого счета:

- с 13.01.1998 по 31.03.2001 - заместитель директора ООО «<данные изъяты>»; с 01.09.2001 по 30.09.2001 - ООО «<данные изъяты>»; с 01.12.2001 по 31.12.2003, с 01.01.2007 по 31.12.2007, с 01.10.2011 по 31.12.2011, с 01.10.2016 по 31.12.2017 - ООО «<данные изъяты>».

Не включены в страховой стаж периоды работы по трудовой книжке до распада СССР, поскольку нарушены требования Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятии, в учреждении, организации:

- с 04.07.1979 по 02.08.1989 - продавец, повар <данные изъяты>, поскольку запись об увольнении не заверена подписью ответственного лица и печатью организации;

- с 14.08.1989 по 25.10.1993 - рабочий Общественного пищевого склада, продавец универсама [номер], поскольку запись об увольнении заверена печатью без подписи должностного лица, вносившего запись об увольнении;

Управлением указано, что для подтверждения данных периодов работы по трудовой книжке и проверки сведений о начислениях заработной платы с 01.01.1988 по 31.12.1992 были направлены запросы: 17.08.2018 № 01-17/6925, 19.11.2018 № 01-17/10861, 26.04.2019 № 01-16/37 и 18.12.2019 № 01-16/301 в Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики <данные изъяты>, однако ответы на запросы не поступили.

Не включены в страховой стаж периоды работы на территории РФ: с 01.04.2001 по 31.08.2001, с 01.10.2001 по 30.11.2001 - директор ООО «<данные изъяты>», поскольку отсутствуют записи в трудовой книжке по организации ООО «<данные изъяты>», а так же отсутствуют сведения о заработной плате на лицевом счете после даты регистрации в системе персонифицированного учета (дата регистрации в ПУ-01.06.2000); с 14.06.2001 по 30.11.2001 - ООО «<данные изъяты>», поскольку не совпадают сведения в системе персонифицированного учета и трудовой книжке, кроме того, отсутствуют сведения о заработной плате на лицевом счете после даты регистрации в системе персонифицированного учета; с 01.07.2016 по 30.09.2016 - административный отпуск без сохранения заработной платы.

Управлением на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости 25.10.2019 стаж ФИО1 определен как 13 лет 0 месяца 2 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 8,834.

Полагая свое право нарушенным, ФИО1 обратился с настоящими исковыми требованиями.

Рассматривая требование о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода от 06.04.2020 № 27, и включения в страховой стаж периоды работы с 18.07.1977 по 24.04.1978 - подсобным рабочим СУ [номер], с 04.07.1979 по 02.08.1989 - продавцом, поваром <данные изъяты>, с 14.08.1989 по 25.10.1993 - рабочим Общественного пищевого склада, суд первой инстанции, придя к выводу, что работа истца в спорные периоды подтверждена трудовой книжкой и справками правопреемника работодателя, отклонив доводы ответчика, что в трудовой книжке отсутствуют номера приказов в основании на прием и увольнение, печать при увольнении нечитаемая, приняв во внимание, что на момент обращения в пенсионный орган 25.10.2019, страховой стаж истца подтвержден надлежащими документами, оснований сомневаться в их достоверности у пенсионного органа не имелось, установив, что 03.09.2019 (штамп входящей корреспонденции) в адрес ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода поступили из АОЗТ «<данные изъяты>» справки, подтверждающие трудовой стаж истца с 04.09.1979 по 29.02.1996, пришел к выводу о включении в страховой стаж истца периодов работы с 18.07.1977 по 24.04.1978 - подсобным рабочим СУ [номер], с 04.07.1979 по 02.08.1989 - продавцом, поваром <данные изъяты>, с 14.08.1989 по 25.10.1993 - рабочим Общественного пищевого склада.

Установив также, что с учетом включения указанных периодов, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца составит 22,380, суд удовлетворил требования истца о назначения страховой пенсии по старости с даты обращения – 25.10.2019.

Данный вывод является правильным.

С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике <данные изъяты>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в определении по делу № 81-КГ18-18 от 24 сентября 2018 года, к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

В материалах имеются документы, подтверждающие период и характер работы (страховой стаж) истца:

- справка от 09.10.2018 № АН-186/17, выданная обществом закрытого типа «<данные изъяты>», согласно которой АОЗТ «<данные изъяты>» [адрес] является правопреемником <данные изъяты>[адрес] на основании приказа Минторга РА № 220 от 17 июня 1996 года (л.д.25);

- справка от 09.10.2018 № АН-186/18, выданная обществом закрытого типа «<данные изъяты>», согласно которой ФИО1 действительно работал в <данные изъяты><данные изъяты>[адрес] в качестве должности зам. отпуска за период с 04.07.1979 по 29.02.1996. Справка выдана на основании книги приказов и платежных ведомостей (л.д.34);

- справки от 09.10.2018 № АН-186/15 и № АН-186/16, выданные обществом закрытого типа «<данные изъяты>», о размере заработной платы ФИО1 за период с января 1988 года декабрь 1992 года (л.д.26-27);

- сообщение АОЗТ «<данные изъяты>» в адрес ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода, согласно которому в ответ на запрос от 26.04.2019 повторно подтверждают, что ФИО1, [дата] года рождения, действительно работал в <данные изъяты><данные изъяты>[адрес] в качестве зам. отпуска за период с 04.07.1979 по 02.08.1989 со ссылкой на приказы о приеме и увольнении с работы. Приказом от 14.08.1989 № 688 принят на работу общественного пищевого склада в качестве рабочего, приказом № 800 от 02.10.1991 переведен в универсам [номер] в качестве продавца, освобожден от работы 29.02.1996 приказом от 29.02.1996 № 32. Период работы по справке о стаже № АН-186/14 от 18.06.2019 и достоверность сведений, содержащихся в справках о заработной плате № АН-186/15 от 18.06.2019 года, выданные на ФИО1, совпадают с действительностью. Соцстраховые взносы выплачены за все периоды работы (л.д.30);

- согласно сопроводительному письму без даты, АОЗТ «<данные изъяты>» в ответ на запрос от 26.04.2019 № 01-16/37 высылают в адрес ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода справки о стаже работы, о переименовании организации, о заработной плате на имя ФИО1 (л.д.32);

- согласно сопроводительному письму от 01.02.2019, АОЗТ «<данные изъяты>» в ответ на запрос от 17.08.2018 № 01-17/6925 высылают в адрес ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода справки о стаже работы, о заработной плате на имя ФИО1 (л.д.33).

Указанные документы содержатся также в пенсионном деле ФИО1, копия которого принята судебной коллегией, исходя из доводов апелляционной жалобы и обстоятельств, подлежащих установлению по данной категории спора, в качестве дополнительных доказательств в порядке статьи 327.1 ГПК РФ.

Кроме того, в деле содержатся ответы национального архива республики <данные изъяты>:

- согласно архивной справке от 15 марта 2019 года, поступившей в Управление 16 апреля 2019 года, по книгам приказов СУ [номер][адрес], ФИО1 ([дата] рождения) 25 июля 1977 (пр. № 128 §3 от 25.07.1977) принят на работу рабочим по 1-му разряду, временно и 25 марта 1978 (пр.№46 §2 от 25.03.1978) освобождён от работы, 1 ноября 1978 (пр. № 146 от 01.11.1978) принят на работу транспортным рабочим по 2-му разряду и 1 февраля 1979 (пр. № 17 §4 от 02.02.1979) освобождён от работы.

Документы личного состава горторга [адрес] за 1979-1933гг. не сохранились, в связи чем, предоставить справку о трудовой деятельности ФИО1 за 1979-1993гг. и проверить сведения о начислении заработной платы ФИО1 за 1988-1992гг. не представляется возможным;

- согласно ответу от 5 мая 2020 года документы личного состава горторга [адрес] за 1979-1993 гг. в Национальный архив <данные изъяты> не сданы.

По имеющимся сведениям документы личного состава горторга [адрес] за 1979-1993 гг. не сохранились. Не имеют отношение к справкам, выданным АОЗТ «<данные изъяты>» <данные изъяты> области Республики <данные изъяты> на имя ФИО1 ([дата] рождения).

Документы личного состава универсама [номер] горторга [адрес] в Национальный архив <данные изъяты> не сданы, в связи с чем, предоставить справку о трудовой деятельности ФИО1 ([дата] рождения) за 1991-1996 гг. не представляется возможным.

Поиски обнаружения местонахождения этих документов положительных результатов не дали.

В тоже время, учитывая, что ФИО1 в подтверждение спорного периода работы представлены архивные справки, выданные, помимо работодателя, также Государственной службой Социального обеспечения Министерства труда Социальных вопросов Республики <данные изъяты>, суд первой инстанции обосновано включил данные периоды в страховой стаж и признал за истцом право на страховую пенсию.

Поскольку ответы получены пенсионным органом от организации, в которую был направлен соответствующий запрос, данный документ в соответствии с требованиями статьей 12, 56 и 67 ГПК РФ в их взаимосвязи также подтверждает факт работы истца в спорные периоды и сведения о размере заработной платы истца в данных организациях.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, который правильно применил к правоотношениям сторон нормы материального права и оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, при этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, сведения о периодах трудовой деятельности в трудовой книжке истца и в вышеуказанных справках соответствуют друг другу, в связи с чем, судебная коллегия, как и суд первой инстанции, приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения таких требований истца имелись.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы ответчика о том, что справки содержат недостоверные сведения, судом первой инстанции правомерно не были приняты во внимание, поскольку ставить под сомнения информацию, изложенную в справках, оснований не имеется.

В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правила оценки доказательств соблюдены.

Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что с 1 ноября 1993 года истец работал в [адрес] не опровергают данных о его работе по 25 октября 1993 года в Республике <данные изъяты>. При этом отсутствие в архивах документов за спорный период, учитывая, что в настоящее время организация является действующей, не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде не включения определенного периода работы в страховой стаж и не может быть постановлена в вину работнику, при наличии у него записи в трудовой книжке.

Кроме того, как указано в пункте 5 Рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Спорный период работы имел место до 01.01.2002, следовательно, факт оплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение согласно указанным разъяснениям не подлежит обязательному подтверждению.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений приведенных выше положений законодательства, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, вышеизложенных выводов суда не опровергают и сводятся к их переоценке, а также изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи