ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-501/2022 от 14.04.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Исакова Е.И. Дело № 33-3516/2022 (№ 2-501/2022)

Докладчик Сорокин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 14 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Латушкиной Е.В.,

судей Сорокина А.В., Савинцевой Н.А.,

при секретаре Свининой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово

на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 января 2022 года по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово о понуждении исполнить требования охранного обязательства,

У С Т А Н О В И Л А:

Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово о понуждении исполнить требования охранного обязательства.

В обоснование требований указал, что в г. Кемерово на ул. Абызова, 4, расположен объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой автономной индустриальной колонии «Кузбасс» (далее по тексту - объект культурного наследия).

Объект культурного наследия включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 № 358 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры) вновь выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Кемеровской области». Номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации .

Одноэтажный жилой дом построен в 1926-1927 годах по проекту Й.Б. ван Лохема, состоит из 22 квартир. Архитектор, используя полученный в Голландии опыт строительства дешевого жилья для рабочих, спроектировал этот тип дома с набором минимальных санитарных удобств. Дом является ярким образцом первого применения опыта европейской архитектуры и строительных технологий в г. Кемерово - это одна из первых жилых построек из кирпича, первых сблокированных по европейскому типу домов, один из первых в городе дом для рабочих с коммунальными удобствами.

В период с 2008 г. по 2014 г. дом расселен как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ОАО «Шахта Северная», помещения переданы в фонд муниципального имущества. Здание не используется, никому не передано.

По заявлению Главы г. Кемерово от 06.11.2014 департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области выдано охранное обязательство собственника, иного законного владельца объекта культурного наследия от 30.12.2014 с актом технического состояния от 12.11.2014, являющегося приложением к охранному обязательству. Пункт 3 акта технического состояния содержит план ремонтно-реставрационных работ, предусматривающий проведение следующих работ:

В 2016-2017 годах выполнить проект ремонтно-реставрационных работ памятника;

В 2017-2020 годах провести ремонтно-реставрационные работы здания согласно проекту реставрации.

Указанные работы по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени не проведены.

При проведении 20.11.2020 Комитетом по охране объектов культурного наследия Кузбасса (далее - Комитет) систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия выявлено следующее.

Здание находится в руинированном состоянии. Оконные и дверные заполнения утрачены. Со стороны улицы Абызова (западный фасад) оконные проемы зашиты различным материалом (доски, ДВП). Первоначальные выходы на приквартирные участки со стороны улицы Абызова утрачены (заложены). Плоскость западного фасада закрыта поздними пристройками, в настоящее время практически полностью разрушена.

Кровельные конструкции, цокольные и чердачные перекрытия сохранились фрагментарно. Наружные стены кирпичные, оштукатуренные - наблюдается массовое отпадение отделочных слоев, массовые участки разрушения, фиксируются сквозные трещины, замокание кирпичной кладки.

Состояние объекта культурного наследия аварийное.

С учетом уточнения требований просил обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово не позднее 01.09.2023 представить на согласование в Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой автономной индустриальной колонии «Кузбасс» по адресу: <...>, организовать проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой автономной индустриальной колонии «Кузбасс» по адресу: <...> посредством заключения договора (договоров) на проведение производственных работ по сохранению объекта культурного наследия не позднее 01.07.2024.

Определением суда от 13.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Кемерово.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 12 января 2022 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово ФИО1, действующая на основании доверенности от 15.12.2021, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что до настоящего времени Комитет не провёл работы по сохранению объекта культурного наследия, поскольку в смете Комитета на 2022 г. данные расходы не предусмотрены, так как бюджет города на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 гг. принят с дефицитом. Предусмотреть данные расходы на 2022 г. не представляется возможным. В условиях дефицита бюджета принятие новых расходных обязательств подлежит рассмотрению в общем порядке формирования проекта бюджета г. Кемерово на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг. при условии дополнительных расходов бюджета на 2022 г. и обеспечении в приоритетном порядке ранее принятых обязательств с исполнением на 2022 г.

Кроме того, учитывая аварийное состояние объекта на проведение ремонтно-реставрационных работ Комитету понадобится длительное время.

Считает, что требования не могут быть удовлетворены, поскольку КУМИ является бюджетной организацией и лимиты бюджетных обязательств строго определены и ограничены, в смете КУМИ не были предусмотрены бюджетные средства на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В бюджете г. Кемерово отсутствуют средства на проведение ремонтно-восстановительных работ, из иных бюджетов средства на эти мероприятия также не выделены. В связи с отсутствием выделенных средств, Комитет не может обеспечить проведение работ.

Относительно апелляционной жалобы представителем Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса принесены письменные возражения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово ФИО2, просившую решение суда отменить, представителя истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса – ФИО3, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, проверив в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

На основании ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

В силу ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Предметом такого надзора является, в том числе осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 № 358 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) вновь выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Кемеровской области» включен в единый реестр «Дом жилой автономной индустриальной колонии «Кузбасс», расположенный по адресу: <...> (л.д. 8-9)

По заявлению Главы города Кемерово ФИО4 от 06.11.2014 департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области Главе города Кемерово выдано охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия регионального значения от 30.12.2014 , вместе с ним акт технического состояния объекта культурного наследия. В пункте 3, указанного акта, предусмотрен план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры, так:

В 2016-2017 годах выполнить проект ремонтно-реставрационных работ памятника;

В 2017-2020 годах провести ремонтно-реставрационные работы здания согласно проекту реставрации.

20.11.2020 Комитетом по охране объектов культурного наследия Кузбасса составлен Акт систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия, согласно которому выявлено следующее.

Здание находится в руинированном состоянии. Оконные и дверные заполнения утрачены. Со стороны улицы Абызова (западный фасад) оконные проемы зашиты различным материалом (доски, ДВП). Первоначальные выходы на приквартирные участки со стороны улицы Абызова утрачены (заложены). Плоскость западного фасада закрыта поздними пристройками, в настоящее время практически полностью разрушена.

Кровельные конструкции, цокольные и чердачные перекрытия сохранились фрагментарно. Наружные стены кирпичные, оштукатуренные - наблюдается массовое отпадение отделочных слоев, массовые участки разрушения, фиксируются сквозные трещины, замокание кирпичной кладки.

Состояние объекта культурного наследия аварийное. (л.д. 12-16, 17-22, 26-28).

Согласно ответу от 19.08.2021 № 4920 администрации г. Кемерово квартиры, по адресу: <...>, , ул. Абызова д. 12, , являются муниципальной собственностью города Кемерово и значатся в Реестре муниципального имущества г. Кемерово (л.д. 53).

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе:

согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.

Удовлетворяя требования Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово представить на согласование в Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой автономной индустриальной колонии «Кузбасс» по адресу: <...>, не позднее 01.09.2023 года; организовать проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой автономной индустриальной колонии «Кузбасс» по адресу: <...>, посредством заключения договора (договоров) на проведение производственных работ по сохранению объекта культурного наследия не позднее 01.07.2024 года.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается. Учитывая предмет и основания заявленного иска, суд первой инстанции разрешая спор, правильно установил обстоятельства, имеющие юридическое значение, установленным по делу фактическим обстоятельствам в решении дана надлежащая оценка, материальный закон применен и истолкован правильно в оспариваемой части.

Как было указано ранее, объекты по адресу: <...>, , ул. Абызова д.12, , являются муниципальной собственностью города Кемерово и значатся в Реестре муниципального имущества г. Кемерово.

Учитывая вышеизложенное, учитывая наличия согласованной истцом проектной документации на производство работ по реставрации с приспособлением объекта культурного наследия под современное использование, наличие разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также принимая во внимание наличие установленных нарушений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком нарушен установленный порядок сохранения и использования объекта. Оснований полагать, что администрацией г. Кемерово требования сохранения и использования объекта культурного наследия были сохранены, не имеется.

Доказательств обратного, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Ссылки в жалобе на то обстоятельство, что у ответчика отсутствуют денежные средства на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой автономной индустриальной колонии «Кузбасс», также подлежат отклонению, поскольку отсутствие финансирования не является объективной причиной неисполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию, ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованием законодательства.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно установлены сроки для исполнения решения суда. Определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, суд первой инстанции не усмотрел наличия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок. Правомерно признаны разумными сроки предложенные истцом, в которые ответчик должен выполнить условия охранного обязательства. Ответчик не возражал против установления данных сроков и не представил доказательства о наличии оснований для установления иных сроков.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчик при наличии к тому оснований не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы фактически основаны на неверном толковании ответчиком норм законодательства об охране объектов культурного наследия.

По существу доводы жалобы повторяют правовую позицию ответчика, которые была предметом оценки суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся к несогласию с той оценкой доказательств, которая уже была дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.

Процессуальных нарушений, которые в силу ч 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Латушкина

Судьи А.В. Сорокин

Н.А. Савинцева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 апреля 2022 года.