Судья Шевердова Н.А. | № 33-1920-2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 09 сентября 2020 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 |
Бойко Л.Н. | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-502/2020 по иску ФИО4 к государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» о понуждении устранить допущенное нарушение прав путем выплаты субсидии и ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 16 июня 2020 года,
заслушав доклад судьи Бойко Л.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» (далее - ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН») о выплате субсидии и ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты (ЕЖКВ).
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном труда, имеет право на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Между тем, ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» ему отказано в предоставлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты за период с 1 декабря 2016 г. по 27 июля 2017 г. в связи с отсутствием регистрации на территории Мурманской области; субсидии за период с 1 августа 2019 г. по 28 февраля 2020 г. ввиду отсутствия заявления.
Указывая, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием прекращения мер социальной поддержки, просил суд обязать ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» выплатить ему субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: Мурманская область, Кандалакшский район, п. ..., дом *, квартира *, за период с 1 августа 2019 г. по 28 февраля 2020 г., а также ежемесячную жилищно-коммунальную выплату за период с 1 декабря 2016 г. по 27 июля 2017 г.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО4 к ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» об обязании устранить допущенное нарушение прав путем выплату субсидии за период с 01 августа 2019 года по 28 февраля 2020 года и ЕЖКВ с 01 декабря 2016 года по 27 июля 2017 года оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец ФИО4, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на наличие у него как ветерана труда права на получение льгот, настаивая, что наличие регистрации либо отсутствие таковой при фактическом проживании в пределах Мурманской области не может служить основанием для ограничения прав на получение мер социальной поддержки.
Выражает несогласие со ссылкой ответчика на постановление Правительства Мурманской области «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Мурманской области», полагая, что право на получение мер социальной поддержки предусмотрено Федеральным законом и не может быть ограничено актами субъектов Российской Федерации.
Полагает, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В письменном отзыве представитель ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4, представитель ответчика ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН», представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирует отношения, связанные с предоставлением на территории Мурманской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2, 9.1 названного Закона ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на предоставление мер социальной поддержки.
К таким мерам относится ежемесячная жилищно-коммунальная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и предоставляется ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от его формы собственности, осуществляется по месту жительства или месту пребывания данных граждан государственным областным учреждением, уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки населению.
Правила предоставления и порядок определения размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты установлены Постановлением Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года № 160-ПП «О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Мурманской области и правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области» (в редакции от 2 сентября 2011 года), (действовавшие на момент первоначального обращения истца за получением ЕЖКВ) (далее – Правила).
Как установлено пунктом 1.4 Правил, ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется гражданам, проживающим на территории Мурманской области. При перемене места жительства в пределах Мурманской области ежемесячная жилищно-коммунальная выплата по новому месту жительства предоставляется с даты регистрации по новому месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление со всеми необходимыми документами об установлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты по новому месту жительства.
Согласно пункту 2.1. Правил основанием для первичного установления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты является обращение граждан в государственное областное учреждение, уполномоченное на предоставление мер социальной поддержки населению, по месту жительства или месту пребывания с представлением перечня документов, отраженного в пункте 2.2 Правил.
Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата устанавливается с месяца, в котором приняты соответствующие заявление и документы, но не ранее возникновения права граждан на указанную выплату и не ранее апреля 2010 года. Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата устанавливается бессрочно либо на срок, в течение которого гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 2.12 Правил).
Пунктом 4.4 Правил предусмотрено, что учреждение прекращает предоставление гражданам ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в случае утраты гражданином права на ежемесячную жилищно-коммунальную выплату - со дня, следующего за днем наступления соответствующих обстоятельств.
Постановление Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года № 160-ПП утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Мурманской области от 10 февраля 2017 года № 62-ПП/2 «О Правилах предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Мурманской области», вступившего в силу с 25 февраля 2017 г., пунктами 1.3 которого ежемесячные денежные выплаты предоставляются гражданам, проживающим на территории Мурманской области, при предоставлении перечня документов, указанного в пункте 2.2 Правил, в частности копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, возраст, принадлежность к гражданству, подтверждающего проживание на территории Мурманской области. При обращении за получением ежемесячных денежных выплат по месту пребывания предоставляется копия документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания.
Гражданам, имеющим право на ежемесячные денежные выплаты, но по каким-либо причинам несвоевременно обратившимся за их установлением, ежемесячные денежные выплаты устанавливаются не более чем за три месяца до месяца, в котором подано (направлено по почте) заявление со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на указанные выплаты (пункт 2.11 Правил от 10 февраля 2017 года).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО4 по решению ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» № * от 9 апреля 2012 года установлена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата в категории «Ветеран труда» с 23 марта 2012 года по 30 ноября 2016 г. (л.д. 44).
На момент предоставления ЕЖКВ ФИО4 был зарегистрирован по месту пребывания с 23 марта 2012 г. по 30 ноября 2016 г. в жилом помещении по адресу: город Кандалакша, нп. ..., дом № *, квартира № * (л.д. 43). Указанное жилое помещение предоставлено истцу администрацией муниципального образования Кандалакшский район на основании договора коммерческого найма жилого помещения № * от 9 декабря 2011 года на срок с 01 декабря 2011 года по 30 ноября 2016 года.
Впоследствии, 24 апреля 2017 г. сторонами подписано дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому срок найма жилого помещения устанавливается на пять лет, с 01 декабря 2017 года по 30 ноября 2022 года.
Данный договор коммерческого найма и дополнительное соглашение к нему предоставлены истцом в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» 10 января 2019 года. Дополнительных соглашений об установлении иного срока найма жилого помещения ответчику не предоставлялось, что истцом не оспаривалось.
С 1 декабря 2016 г. выплата ЕЖКВ ФИО4 прекращена в связи с истечением срока ее назначения, обусловленного временным характером регистрации истца на территории Мурманской области.
5 августа 2017 года ФИО4 обратился в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» с заявлением о возобновлении ЕЖКВ, выразил согласие с обоснованностью принятого ответчиком решения о приостановления выплаты по причине прекращения регистрации по месту проживания и представил свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: город Кандалакша, нп. ..., дом *, квартира *, с 28 июля 2017 года по 30 ноября 2022 года (л.д. 45, 46).
Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСНП» от 7 августа 2017 года № 532/2 истцу повторно установлена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата в категории «Ветеран труда» с 28 июля 2017 года по 30 ноября 2022 года (л.д. 47).
На основании поступившей информации о постоянной регистрации ФИО4 по месту жительства по адресу: Мурманская область, город Кандалакша, улица ..., дом *, с 4 декабря 2018 г. решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСНП» от 24 декабря 2018 г. № 532/4 ежемесячная жилищно-коммунальная выплата установлена с 1 января 2019 года пожизненно (л.д. 49).
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами права, проанализировав обстоятельства, с которыми ответчик связывал невозможность предоставления ЕЖКВ ФИО4 в спорный период, представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ответчика выплатить ЕЖКВ за период с 01 декабря 2016 года по 27 июля 2017 года.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда, который не опровергается доводами апелляционной жалобы истца.
Так, судом установлено, что на момент назначения ЕЖКВ ФИО4 фактически проживал по месту пребывания по адресу: Мурманская область, город Кандалакша, улица ..., дом *, квартира *.
По информации, предоставленной МКУ «МФЦ» администрации муниципального образования Кандалакшский район № 6082 от 1 июня 2020 года, ФИО4 был зарегистрирован по месту пребывания по вышеуказанному адресу - с 23 марта 2012 года по 30 ноября 2016 года, с 28 июля 2017 года по 3 октября 2017 года; по месту жительства: с 3 октября 2017 года по 06 февраля 2018 года, с 4 декабря 2018 года и по настоящее время (л.д. 78).
Из представленной в материалы дела копии паспорта ФИО4 следует, что 3 октября 2017 г. истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: Мурманская область, город Кандалакша, улица ..., дом *, квартира *, снят с регистрационного учета 6 февраля 2018 г. и указанной датой зарегистрирован по адресу: Мурманская область, город Кандалакша, улица ..., дом *, квартира *; 4 декабря 2018 г. снят с регистрационного учета и зарегистрирован по адресу: Мурманская область, город Кандалакша, улица ..., дом *, квартира * (л.д. 48).
При этом, с 1 декабря 2016 г. по 27 июля 2017 г. ФИО4 регистрации по месту жительства либо пребывания на территории Мурманской области не имел.
С заявлениями о повторном назначении ЕЖКВ с предоставлением документов, подтверждающих проживание на территории Мурманской области, к ответчику истец в период с 1 декабря 2016 года по 5 августа 2017 г. не обращался.
Данные обстоятельства истцом не оспаривались, доказательств иного суду не представлено.
Таким образом, с учетом положений вышеприведенных норм права, а также принимая во внимание, что в период с 1 декабря 2016 г. по 27 июля 2017 г. ФИО4 регистрации на территории Мурманской области не имел, сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания в указанный период представлено не было, оснований для сохранения на ним права на получение мер социальной поддержки в виде ЕЖКВ у ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» не имелось, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца в данной части.
Разрешая требования истца относительно выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства и оценив в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, с чем судебная коллегия соглашается.
В силу части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в силу пункта 3 которых право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил, то есть предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ФИО4 от 14 февраля 2019 г. решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от 22 февраля 2019 г. № 5-256 истцу предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2019 г.
С заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО4 вновь обратился 19 февраля 2020 г..
На основании заявления решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от 3 марта 2020 года № 5-302 ему предоставлена субсидия на период с 1 марта 2020 г. по 31 августа 2020 г.
Сведений о том, что истец обращался в уполномоченный орган с аналогичными заявлениями в период после 31 июля 2019 г. по февраль 2020 г., материалы дела не содержат, истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации таких доказательств суду первой инстанции не представлено. Не содержит ссылку на них и апелляционная жалоба.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что реализация права на получение субсидии носит заявительный характер и требует от граждан, имеющих право на получение субсидии, совершения определенных действий для ее получения, в то время как ФИО4 не обращался в установленном законом порядке в компетентные органы с заявлением о предоставлении ему субсидий в период с июля 2019 года по февраль 2020 года, в отношении истца каких-либо нарушений права на получение субсидии ответчиком не допущено, в связи с чем в удовлетворении заявленных ФИО4 требований судом первой инстанции обоснованно отказано.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом выбран неверный вид судопроизводства и данный спор подлежал рассмотрению в рамках КАС Российской Федерации, а не ГПК РФ, является необоснованным, поскольку заявленные истцом требования связаны с реализацией истцом права на получение мер социальной поддержки, в связи с чем данные требования подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке искового производства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 16 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий | |
Судьи |