ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-502/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-502/2022 № 33-6501/2022

Председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Собещанская Н.В.Старова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Старовой Н.А.,

судей Белинчук Т.Г., Рошка М.В.,

при секретаре Медовнике И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сакского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,- ООО «Крымская водная компания», по апелляционной жалобе ООО «Крымская водная компания» на решение Сакского районного суда Республики Крым от 18.03.2022 года,-

УСТАНОВИЛА:

Заместитель межрайонного прокурора обратился в суд с иском, в котором просил: обязать администрацию Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым осуществить государственную регистрацию объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым: линейного сооружения - сети водоснабжения (водоотведения) с. Абрикосовка, линейного сооружения - сети водоснабжения (водоотведения) с. Молочное, сети водоснабжения с. Витино, магистрального водопровода от водозабора «7 км трассы Евпатория-Мирный» до с. Витино через с. Абрикосовка, с. Хуторок, артезианской скважины с. Абрикосовка, артезианской скважины № с. Абрикосовка, артезианской скважины б/н 1 (7 км трассы Евпатория- Мирный), артезианской скважины № с. Молочное, артезианской скважины № с. Молочное, артезианской скважины № с. Молочное, наружного канализационного коллектора от с. Молочное до КОС г. Евпатория, канализационной насосной станции СКП №476; провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом.

Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью при передаче хозяйствующим субъектам водоснабжения (водоотведения) муниципальных образований, по результатам которой установлено, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым зарегистрированы указанные линейные сооружения, сведения о которых до настоящего времени не внесены в ЕГРН.

Молочненским сельским советом Сакского района АР Крым 04.05.2011 года заключён концессионный договор с ООО «Сакская водная компания», согласно которому концессионеру сроком на 10 лет предоставлено право управления (эксплуатации) системой водоснабжения Молочненского сельского поселения с целью удовлетворения общественных нужд в сфере водоснабжения, сроком действия до 04.05.2021 года.

Между администрацией Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым с ООО «Крымская водная компания» заключено дополнительное соглашение (без даты), которым продлён срок действия концессионного договора до 04.05.2026 года, сторона концессионера ООО «Сакская водная компания» заменена на ООО «Крымская водная компания».

Поскольку ООО «Сакская водная компания» на территории Российской Федерации не зарегистрирована, а ООО «Крымская водная компания» является с 04.07.2014 года вновь созданным юридическим лицом, ответчиком не соблюдены требования закона о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с положениями ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 18.03.2022 года исковые требования удовлетворены частично. Постановлено: обязать администрацию Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым осуществить государственную регистрацию объектов водоснабжения и водоотведения в ЕГРН, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, а именно: артезианскую скважину № в с. Молочное Сакского района; артезианскую скважину № в с. Молочное Сакского района; артезианскую скважину №4271 в с. Молочное Сакского района; артезианскую скважину б/н 1 (7 км. трассы Евпатория-Мирный);артезианскую скважину б/н 2 (7 км. трассы Евпатория-Мирный);наружный канализационный коллектор от с. Молочное до КОС г. Евпатория; канализационную насосную станцию СКП №

Обязать администрацию Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом зарегистрированных в реестре муниципальной собственности, а именно линейного сооружения - сети водоснабжения (водоотведения) с. Абрикосовка; линейного сооружения - сети водоснабжения (водоотведения) с. Молочное; линейного сооружения - сети водоснабжения (водоотведения) с. Витино; артезианской скважины №4272 в с. Молочное Сакского района; артезианской скважины №4274 в с. Молочное Сакского района; артезианской скважины №4271 в с. Молочное Сакского района; артезианской скважины б/н 1 (7 км. трассы Евпатория-Мирный); артезианской скважины б/н 2 (7 км. трассы Евпатория-Мирный); наружного канализационного коллектора от с. Молочное до КОС г. Евпатория; канализационной насосной станции СКП №476.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, ООО «Крымская Водная Компания» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части возложения обязанности на ответчика провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что 04.05.2011 года между Молочненским сельским советом Сакского района АР Крым 04.05.2011 года заключён концессионный договор с ООО «Сакская водная компания», впоследствии заключено дополнительное соглашение, которым продлён срок действия концессионного договора до 04.05.2026 года, сторона концессионера ООО «Сакская водная компания» заменена на ООО «Крымская водная компания». Доказательств, подтверждающих незаконность концессионного договора суду не представлено, судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что ООО «Крымская водная компания» является правопреемником ООО «Сакской водной компании». Также апеллянт считает, что прокурором не доказано нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В иной части решение суда первой инстанции не обжалуется.

В возражениях на апелляционную жалобу межрайонный прокурор отмечает, что довод апеллянта о правопреемстве основан на неверном толковании норм права.

Представитель ООО «Крымская водная компания» Шостак Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Прокурор Шалева М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель ответчика администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения таких нарушений допущено не было.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на протяжении длительного времени ответчик не предпринимает меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно выписки ЕГРН от 20.01.2022 года, право собственности на объект - линейное сооружение - сеть водоснабжения (водоотведения) с. Молочное, расположенное по адресу: кадастровый номер , зарегистрировано 20.01.2022 года за Муниципальным образованием Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым (т.1 л.д.78-81).

Согласно выписки ЕГРН от 01.12.2021 года, право собственности на объект-линейное сооружение - сеть водоснабжения (водоотведения) с. Витино, расположенное по адресу: , кадастровый номер , зарегистрировано 30.11.2021 года за Муниципальным образованием Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым (т.1 л.д.73-76).

Согласно выписки ЕГРН от 17.01.2022 года, право собственности на объект - линейное сооружение - сеть водоснабжения (водоотведения) с. Абрикосовка, расположенное по адресу: , кадастровый номер , зарегистрировано 20.05.2020 года за Муниципальным образованием Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым (т.1 л.д.70-71).

Кроме того, в муниципальной собственности Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым находятся: артезианская скважина № в с. Молочное Сакского района; артезианская скважина № в с. Молочное Сакского района; артезианская скважина в с. Молочное Сакского района; артезианская скважина б/н 1 (7 км. трассы Евпатория-Мирный); артезианская скважина б/н 2 (7 км. трассы Евпатория-Мирный); наружный канализационный коллектор от с. Молочное до КОС г. Евпатория; канализационная насосная станция СКП № которые 04.05.2011 года были переданы Молочненским сельским советом Сакского района АР Крым ООО «Сакская водная компания» на основании акта-приема передачи (т.1 л.д. 61).

Из материалов дела следует, что 04.05.2011 года между Молочненским сельским советом Сакского района АР Крым и ООО «Сакская водная компания» заключён концессионный договор, согласно которому концессионеру сроком на 10 лет предоставлено право управления (эксплуатации) системой водоснабжения Молочненского сельского поселения с целью удовлетворения общественных нужд в сфере водоснабжения, сроком действия до 04.05.2021 года (т.1 л.д.12-15).

Судом первой инстанции было установлено, что между администрацией Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым с ООО «Крымская водная компания» заключено дополнительное соглашение (без даты), которым продлён срок действия концессионного договора до 04.05.2026 года, сторона концессионера ООО «Сакская водная компания» заменена на ООО «Крымская водная компания» (т. 1 л.д. 17-29).

Судебная коллегия считает выводы суда об удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности на ответчика провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения правильными, исходя из следующего.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Из положений п. 1 ч. 1 ст.50, ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 3 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ч. 11 ст. 4 ФЗ «О концессионных соглашениях», объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры; одним из объектов концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного Закона.

Довод апелляционной жалобы в той части, что ООО «Крымская водная компания» является правопреемником ООО «Сакской водной компании» судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

18.03.2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014 года.

В соответствии с частью первой статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ст. 2 Договора).

Согласно статье 10 ФКЗ от 21.03.2014 N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым» государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 №124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в состав Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 №6-ФКЗ.

Пунктом 5 ст. 19 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что указанные в п. 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом становится право Российской Федерации.

С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу судом апелляционной инстанции в Межрайонную ИФНС России № 9 по Республике Крым направлен запрос о предоставлении заверенных копий учредительных документов, поданных ООО «Крымская водная компания» (ОГРН 1149102017437) в регистрирующий орган с заявлением о создании юридического лица (форма №11001), а именно заявления по форме №Р-11001, устава, протокол общего собрания.

Из заявления по форме №Р-11001, протокола № 1 общего собрания учредителей ООО «Крымская Водная Компания» от 01.06.2014 года следует, что создано новое юридическое лицо ООО «Крымская Водная Компания», сведений о том, что вновь созданное юридическое лицо является правопреемником ООО «Сакская водная компания» не имеется.

Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Сакская водная компания» на территории Российской Федерации не зарегистрирована, согласно положениям ст.19 ФЗ от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» не реализовало свое право по приведению учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, вследствие чего с 01.03.2015 года утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, а ООО «Крымская водная компания» является с 04.07.2014 года вновь созданным юридическим лицом.

Следовательно, ООО «Крымская Водная компания» правопреемником ООО «Сакская водная компания» по всем обязательствам и правам не является.

Дополнительное соглашение между администрацией Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым и ООО «Крымская водная компания», которым продлён срок действия концессионного договора до 04.05.2026 года, заключено без проведения конкурса по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Между тем, истечение срока действия концессионного договора, заключенного между Молочненским сельским советом Сакского района АР Крым и ООО «Сакская водная компания», в связи с прекращением деятельности на территории Российской Федерации ООО «Сакская Водная Компания» обуславливало необходимость заключения нового концессионного соглашения по результатам конкурсных процедур.

Произведенный ответчиком порядок пролонгации соглашений не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в части в части возложения обязанности на ответчика провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.

В ходе рассмотрения дела доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение указанного соглашения в отношении спорных объектов ответчиком не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к верному выводу о нарушении ответчиком ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, с которой судебная коллегия не соглашается.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,-

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 18.03.2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Крымской Водной Компании» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий Н.А.Старова

Судьи Т.Г.Белинчук

М.В. Рошка