Судья Авраменко О.В. УИД 57RS0024-01-2022-000442-52
Дело № 33-1740/2022, № 2-502/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2022 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Второвой Н.Н., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Алешиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орла к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома,
по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на решение Железнодорожного района г. Орла от 12 апреля 2022 г., которым исковые требования прокурора Советского района г. Орла удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории » (далее НО «РФКР») об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения НО «РФКР» требований законодательства при организации и проведении капитального ремонта многоквартирного .
Проведенная проверка показала, что требования закона НО «РФКР» в полной мере не соблюдаются и не исполняются.
Постановлением от № утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории » в 2018 - 2020 годах» (далее - Краткосрочный план).
Согласно приложению к Краткосрочному плану проведение капитального ремонта крыши и фасада в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , запланировано на 2020 год.
Договор с проектной организацией закрытое акционерное общество «Горпроект» (далее – ЗАО «Горпроект») заключен , срок сдачи по договору
Несмотря на установление срока окончания проведения капитального ремонта (2020 г.) многоквартирного дома, расположенного по адресу: , проведение аукциона по отбору подрядной организации на проведение строительно-монтажных работ не было осуществлено, соответственно работы по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома до настоящего времени не начаты.
Прокурор полагает, что НО «РФКР» не принят весь исчерпывающий комплекс мер для скорейшего проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение указанных работ в целях осуществления их в установленных срок. Затягивание срока проведения капитального ремонта нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать НО «РФКР» организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: , путем проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение указанных работ.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе НО «РФКР» просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на то, что в соответствии с постановлением от № все виды работ: ремонт крыши; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома; проведение проверки достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; осуществление строительного контроля; проведение проверки технического состояния многоквартирного жилого дома, предусмотренные краткосрочным планом, НО «РФКР» исполнены.
Приводит доводы о том, что НО «РФКР» является исполнителем программы капитального ремонта и краткосрочных планов ее реализации, утверждаемых , по многоквартирным домам, находящихся на счете регионального оператора, и в своей деятельности обязан руководствоваться данными правовыми актами.
Обращает внимание на то, что по спорному дому подготовлена проектно-сметная документация, проведены работы по оценке технического состояния жилого дома.
Указывает на то, что постановлением от г. № (в рею от г) « Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории в 2021-2023г.г.» капитальный ремонт жилого дома по адресу: запланирован на 2023год, внесены изменения в перечень работ по капитальному ремонту.
Поскольку срок, в течение которого НО «РФКР» обязан организовать проведение капитального ремонта, не наступил и не истек, то оснований для возложения обязанности по организации и проведению капитального ремонта не имелось.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного вследствие неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением №-р от г. в целях обеспечения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах была создана Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории » (далее Фонд капитального ремонта, НО «НФКР») выполняющая функции регионального оператора на территории .
Уставом Фонда определены функции регионального оператора, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счетах регионального оператора, финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии со статьей от г. « Об отдельных правоотношениях в сфере организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории » региональный оператор создается в целях реализации обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории , а также обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории .
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением от № утверждена областная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории с 2014 г. по 2044 г.
В указанную программу включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: , 1962 года постройки, сроком реализации 2018-2020 г.г. (приложение № к программе).
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на бездействие Фонда капитального ремонта, выразившееся в непринятии исчерпывающего комплекса мер для скорейшего проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение указанных работ в целях осуществления их в установленный срок, поскольку затягивание срока проведения капитального ремонта нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что НО «РФКР» не был принят своевременно весь исчерпывающий комплекс мер для скорейшего проведения электронного аукциона и заключения по его результатам договора подряда с подрядной организацией на выполнение работ по капитальному ремонту в целях осуществления их в установленный срок, в результате чего нарушены права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статей 170, 175 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.
При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.
Согласно части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет, средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. «Об отдельных правоотношениях в сфере организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», в ред. Закона Орловской области от 26 декабря 2017 г. № 2193-ОЗ, региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Орловской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области.
Согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона Орловской области очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: год проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
В целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом МКД органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Орловской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96.
Как указывалось выше, региональная программа капитального ремонта, утверждена Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов (далее – МКД) на территории Орловской области», всего программой предусмотрен капитальный ремонт 4362 многоквартирных домов общей площадью 14 802 279,82 кв.м.
В целях реализации областной адресной программы на основании ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области», в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96 «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» был утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в 2018-2020 гг.
Согласно приложению к краткосрочному плану капитальный ремонт МКД, расположенному по адресу: <...>, запланирован на 2020 году с предусмотренными следующими видами работ: ремонт крыши; ремонт фасада; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; проведение проверки достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома; осуществление строительного контроля; проверка технического состояния дома;
В соответствии с разделом 9 Постановления Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 (в ред. от 26 апреля 2022 г.) «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» конкретная стоимость капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в приложении 3 (перечень многоквартирных домов) к региональной программе, уточняется на основании утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.
Для определения конкретной стоимости капитального ремонта, между НО «РФКР» и ООО «Горпроект» заключен договор №080-ПСД/2020 от 28 апреля 2020 г. на проведение оценки технического состояния и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах».
приемочной комиссией в установленном договором порядке приняты работы по проведению оценки технического состояния и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах выше указанного объекта, и подписаны соответствующие акты по форме КС-2, КС-3 с выполненными видами работ: разработка и исполнение проектной документации (в том числе прохождение проверки достоверности определения сметной стоимости).
В последующем, постановлением от № в редакции постановления от № «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории » в 2021-2023 г.г. утвержден новый краткосрочный план реализации областной адресной программы на 2021-2023 г.г.
Согласно данному краткосрочному плану в включен в перечень домов, капитальный ремонт которых перенесен на 2023 год и внесены изменения, которыми в перечень работ по капитальному ремонту дома включены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро- тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши; ремонт фасада; разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; провести проверку достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома; осуществить строительный контроль; провести проверку технического состояния дома.
Оспаривая заявленные требования представитель Фонда капитального ремонта многоквартирных домов , ссылался на то, что указанные срок реализации региональной программы, указанный в краткосрочном плане, не наступил и оснований для возложения обязанности не имеется.
Однако, суд первой инстанции, удовлетворяя иск прокурора, оставил данные доводы возражений без должного внимания и не учел, что перечисленные выше нормативно-правовые акты, установившие новые сроки реализации региональной программы по капитальному ремонту многоквартирного в , являются действующими, никем не оспорены и не отменены в установленном порядке, а указанные в них требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами, в том числе НО «РФКР».
Поскольку срок, в течение которого НО «РФКР» обязан в соответствии с требованиями Жилищного законодательства, организовать проведение капитального ремонта спорного жилого дома не наступил и не истек, то оснований для удовлетворения иска прокурора у суда первой инстанции не имелось.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативно-правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Между тем, приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявленных прокурором, суд первой инстанции в принятом решении оставил без правового обоснования возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Орловской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта вопреки сроку, определенному краткосрочным планом.
В связи с чем, оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об оставлении иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» удовлетворить.
Решение Железнодорожного района г. Орла от 12 апреля 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Прокурора Советского района г. Орла к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: , – оставить без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 29 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи