ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5042/19 от 15.07.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Кантимир И.Н. Дело № 33-18088/2021 (№2-5042/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» июля 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего Одинцова В.В.

и судей Тимофеева В.В., Поповой С.К.

по докладу судьи Одинцова В.В.

при секретаре - помощнике судьи Слюсареве А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 <ФИО>9 к АО «Краснодаргоргаз» о защите прав потребителей c апелляционной жалобой ФИО1 <ФИО>10 на решение Советского районного суда г. Краснодара от 16 сентября 2019 года

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Краснодаргоргаз» о защите прав потребителей.

В обоснование иска указал, что зарегистрирован и проживает по адресу: <Адрес...>, <Адрес...><Адрес...>.

С 2012 по 2015 годы он участвовал в долевом строительстве газораспределительных сетей поселка ДНТ «Нижний казачий хутор», внеся денежные средства в размере 50 000 рублей.

В октябре 2015 года в рамках исполнения процедуры подключения к газопроводу по его заявлению подготовлены технические условия на газификацию принадлежащего ему жилого дома, который к этому времени окончен строительством.

Между тем, до настоящего времени он не может пользоваться газопроводом и получать природный газ для личных нужд ввиду отказа газотранспортной организации - АО «Краснодаргоргаз» в присоединении его газоиспользующего оборудования в виде двухконтурного газового котла для отопления и приготовления горячей воды, газовой плиты к поселковому газопроводу из-за несоответствия высоты его кухни и жилых комнат архитектурным рекомендациям пункта 4.4. СНИП 31-02-2002 «Жилые дома одноквартирные».

Для установки газоиспользующего котла на кухне ответчиком предъявлено требование сломать дом и довести его стены до высоты 2 метра 30 сантиметров.

В установке газовой плиты в пристройке к дому под навесом с защитой горелок от задувания ветром ему отказано, поскольку такие нормы не применяются в г. Краснодаре.

В связи с предъявлением к нему незаконных и невыполнимых требований условий газификации дома истец просил суд возложить на Акционерное общество «Краснодаргоргаз» обязанность подготовить и выдать новые технические условия, выполненные в соответствии с Правилами подключения № 1314 и их типовой формой, не препятствовать выполнению работ по технологическому подключению принадлежащему ему дома к газораспределительным сетям поселка ДНТ «Нижний Казачий Хутор», взыскать с Акционерного общества «Краснодаргоргаз» в его пользу убытки в размере 756 030 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 рублей.

Решением Советского районного суда г. Краснодара от 16 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что им, т.е. ФИО1 представлены многочисленные доказательства нарушения его прав как потребителя, однако суд не должным образом исследовал доказательства, представленные им, занял позицию ответчика, который злоупотребляет своим положением на рынке, выставляя условием газификации его жилища слом жилища, что абсурдно.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец подал кассационную жалобу в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.11.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Краснодарского краевого суда от 04.02.2020 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.

Поступившее после отмены в кассационной инстанции гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Краснодаргоргаз» о защите прав потребителей, назначено к рассмотрению определением судебной коллегии по гражданским делам от 15.07.2021.

В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель <ФИО>1 просили удовлетворить апелляционную жалобу, исковые требования удовлетворить.

Представитель АО «Краснодаргоргаз» по доверенности <ФИО>4 просил решение оставить без изменения.

Выслушав объяснения представителей сторон, допросив специалиста <ФИО>5, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 24.11.2015 ФИО1 обратился в АО «Краснодаргоргаз» с заявкой <№...> о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <Адрес...><Адрес...>.

<Дата ...> истцу были подготовлены технические условия <№...>.<№...> на первичную газификацию указанного выше жилого дома.

Техническими условиями предусмотрено подключение к газопроводу низкого давления Де 110 мм, проходящему по <Адрес...>, который был построен по заказу ДНТ «Нижний казачий хутор», в связи с чем договор о подключении (технологическом присоединении) между АО «Краснодаргоргаз» и ФИО1 не заключался.

<Дата ...> между ФИО1 и АО «Краснодаргоргаз» был заключен договор на выполнение проектных работ <№...>-проект.

<Дата ...> представителем Общества был осуществлен выезд на объект капитального строительства, принадлежащий истцу, для определения варианта прокладки газопровода и расстановки газовых приборов, по результатам которого было выявлено несоответствие помещения, предусмотренного владельцем для размещения теплогенератора, требованиям СП 55.13330.2011.

В соответствии с требованиями п. 4.3. СП 55.13330.2011. «Дома жилые одноквартирные», в случае установки теплогенератора на кухне одноквартирного жилого дома, минимальная высота кухни должна составлять 2,3 метра. В связи с тем, что на момент обследования объекта газификации истцом не были предоставлены документы отопительного прибора с указанием требований предприятия-изготовителя о возможности его установки в помещении высотой 2,1м, то представитель Общества, руководствуясь данным нормативным актом, принял решение о приостановлении дальнейших работ по газификации.

<Дата ...> в адрес ФИО1 было направлено письмо <№...>.<№...> о приостановлении проектирования в рамках договора <№...>-проект от <Дата ...> и устранении причин приостановления.

Причиной приостановления послужило то обстоятельство, что высота помещения кухни, в которой предполагалось разместить газоиспользующее оборудование, составляет 2,14 м., тогда как в соответствии с п. 4.4 СП 55.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» высота помещения кухни должна быть не менее 2,5м. Допускается при необходимости, определяемой застройщиком, принимать высоту кухни не менее 2,3м.

<Дата ...> в АО «Краснодаргоргаз» поступило обращение (вх. <№...>) ФИО1 о расторжении договора на выполнение проектных работ, а также выдаче новых технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, расположенного по указанному адресу.

В ответ на поступившее заявление ФИО1 было предложено заключить соглашение о расторжении договора на выполнение проектных работ и возврате денежных средств, поступивших в АО «Краснодаргоргаз» в счет оплаты указанного договора и о необходимости подачи заявки на подключение (технологическое присоединение) в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.

Не согласившись с требованиями общества, ФИО1 обратился в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о нарушении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.

По результатам рассмотрения обращения ФИО1 антимонопольной службой, нарушений выявлено не было.

Истцу неоднократно предлагалось расторгнуть договор, однако, мер, направленных на решение вопроса по существу, не принято.

В заседании судебной коллегии был опрошен специалист АО «Краснодаргоргаз» <ФИО>5, который пояснил, что согласно действующем нормам свода правил СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 725/пр (далее - СП 55.13330.2016), высота потолков для установки газового оборудования составляет 2,5 метра, допускается 2 метра 30 сантиметров если это помещение находится на мансарде или потолки являются наклонными. Этот СНиП действует с 2017 года, до этого действовал такой же СНиП, но от 2011 года. В своей деятельности АО «Краснодаргоргаз» СНиПы обязано применять.

Опрос специалиста <ФИО>5 судебной коллегией принят в качестве нового доказательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 410 от 14 мая 2013 г. утверждены Правила о мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении-коммунальной услуги по газоснабжению, согласно пункту 4 которых безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования обеспечиваются, в том числе путем осуществления его технического обслуживания.

В силу пункта 77 Правил в случае поступления исполнителю информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, в том числе получения такой информации в ходе выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом заказчика; о наличии указанной угрозы свидетельствуют в том числе несанкционированное подключение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети. О наличии указанной угрозы свидетельствуют следующие факторы:

а) отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах;

б) отсутствие притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газоиспользующего оборудования;

в) неисправность или вмешательство в работу предусмотренных изготовителем в конструкции газоиспользующего оборудования устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы (если такое вмешательство повлекло нарушение функционирования указанных устройств) при невозможности незамедлительного устранения такой неисправности;

г) использование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования при наличии неустранимой в процессе технического обслуживания утечки газа;

д) пользование неисправным, разукомплектованным и не подлежащим ремонту внутридомовым или внутриквартирным газовым оборудованием;

е) несанкционированное подключение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети.

Пункт 78 Правил предоставляет исполнителю право приостановить подачу газа без предварительного уведомления заказчика в следующих случаях:

а) совершение действий по монтажу газопроводов сетей газопотребления и их технологическому присоединению к газопроводу сети газораспределения или иному источнику газа, а также по подключению газоиспользующего оборудования к газопроводу или резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установке сжиженных углеводородных газов без соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации (самовольная газификация);

б) невыполнение в установленные сроки вынесенных органами жилищного надзора (контроля) письменных предписаний об устранении нарушений содержания внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;

в) проведенное с нарушением законодательства Российской Федерации переустройство внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, ведущее к нарушению безопасной работы этого оборудования, дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного дома или домовладения.

Анализ приведенных законоположений указывает на то, что главной целью регламентации правоотношений в области снабжения газом, является безопасность такого снабжения.

Пунктом 6.17 СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" (далее - СП 42-101-2003) определено, что помещения, предназначенные для установки газоиспользующего оборудования, должны отвечать требованиям СНиП 42-01 и других нормативных документов.

В помещении, где устанавливается отопительное газоиспользующее оборудование, в качестве легкосбрасываемых ограждающих конструкций допускается использование оконных проемов, остекление которых должно выполняться из условия: площадь отдельного стекла должна быть не менее 0,8 мСП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб при толщине стекла 3 мм, 1,0 мСП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб - при 4 мм и 1,5 мСП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб - при 5 мм.

В пункте 6.18 содержатся рекомендации для помещений, предназначенных для установки отопительного газоиспользующего оборудования, в виде соблюдения следующих условий:

- высота не менее 2,5 м (2 м - при мощности оборудования менее 60 кВт);

- естественная вентиляция из расчета: вытяжка - в объеме 3-кратного воздухообмена в час; приток - в объеме вытяжки и дополнительного количества воздуха на горение газа. Для оборудования мощностью св. 60 кВт размеры вытяжных и приточных устройств определяются расчетом;

- оконные проемы с площадью остекления из расчета 0,03 м СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб на 1 м СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб объема помещения и ограждающие от смежных помещений конструкции с пределом огнестойкости не менее REI 45 - при установке оборудования мощностью св. 60 кВт или размещении оборудования в подвальном этаже здания независимо от его мощности;

- выход непосредственно наружу - для помещений цокольных и подвальных этажей одноквартирных и блокированных жилых зданий при установке оборудования мощностью св. 150 кВт в соответствии с требованиями МДС 41-2.

Кроме этого требования для газификации частного дома также отражены в СП 402.1325800.2018.

При установке в кухне газовой плиты и проточного водонагревателя или отопительного котла с закрытой камерой сгорания объем кухни следует принимать согласно п. 5.1 СП 402.1325800.2018.

При установке в кухне газовой плиты и емкостного водонагревателя, газовой плиты и отопительного котла с открытой камерой сгорания (одноконтурного или двухконтурного) объем кухни должен быть на 6 м3 больше объема, предусмотренного в п. 5.1 СП 402.1325800.2018.

При установке газового оборудования, предназначенного для отопления и горячего водоснабжения, в отдельном помещении (теплогенераторной) площадь этого помещения (теплогенераторной) должна определяться из условий удобства монтажа и обслуживания оборудования, но быть не менее 15 м3 при высоте не менее 2,5 м (для отопительного котла с открытой камерой сгорания) (п. 5.5).

Как следует, из материалов дела и подтверждается в ходе судебного заседания АО «Краснодаргоргаз» готово было возобновит процесс проектирования системы газоснабжения при предоставлении истцом документов (паспорта с инструкции по установке) от предприятия-изготовителя отопительного котла о возможности его установки в помещении высотой 2,1 м., также подключить газовую плиту на улице под навесом при наличии защиты от задувания горелок.

Однако истец не выполнил данные условия и не предоставил доказательств, паспорта с инструкцией по установке и наличия защиты от задувания горелок для установки газовой плиты на летней кухне.

Приходя к выводу о законности и обоснованности решения, принятого судом первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание то, что приведенные выше требования СНиПов, а также Правил являются обязательными для ответчика и именно на него возлагается ответственность как на исполнителя по установке газоотопительного оборудования в жилых домах и домовладениях граждан, и в частности в таких же объектах, принадлежащих истцу при невыполнении (несоблюдении) требований СНиП и Правил, следствием которого может быть пожар, отравление газом либо иными вредными (токсичными) веществами, остающимися после сгорания газа.

Таким образом, отказ ответчика от газификации жилого дома и домовладения истца на условиях, предложенных истцом, является обоснованным и соответствующим требованиям нормативных актов.

Доказательств обратного истцом суду не представлено.

Стороны ознакомлены в установленном порядке с материалами дела, в том числе и с указаниями, данными апелляционной инстанции Четвертом кассационным судом общей юрисдикции в определении от 03 ноября 2020 г, выразившимися в использовании при разрешении спора специальных познаний, а также в обсуждении с сторонами необходимости назначения и проведения по делу экспертизы.

Исследовав доказательства, как являвшимися предметом оценки судом первой инстанции, так и представленные апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значения, правильно определены судом первой инстанции, и эти же обстоятельства подтверждены новыми доказательствами.

Также коллегия учитывает и то, что судебные заседания в апелляционной инстанции проводились неоднократно, разбирательство дела откладывалось с целью представления сторонами новых доказательств и разрешения ходатайств. Как истец, так и его представитель судебной коллегии неоднократно поясняли, что принадлежащее им процессуальные права и обязанности им известны и понятны в полной мере, но в ходе проведения судебных заседаний ни один из них ходатайств о назначении и проведении по делу экспертизы не заявил. Следовательно, назначение и проведение экспертизы по инициативе суда с последующим взысканием расходов за проведение экспертизы с федерального бюджета нельзя признать необходимым.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Краснодара от 16 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Одинцов

Судьи: В.В. Тимофеев

С.К. Попова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июля 2021 г.