ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5053/19 от 03.06.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-3276/2020

В суде первой инстанции дело № 2-5053/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2020 года г.Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Разуваевой Т.А.,

судей Галенко В.А., Жельнио Е.С.,

при секретаре Шадрине Б.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 июня 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности утвердить положение (устав) подразделения транспортной безопасности.

Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Ванинский транспортной прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о возложении обязанности утвердить положение (устав) подразделения транспортной безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Высокогорная» Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», которой установлено, что объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Высокогорная» Федеральным агентством железнодорожного транспорта 11 февраля 2015 года присвоена 2 категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий. Росжелдором утверждены результаты оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Высокогорная», 26 декабря 2017 года утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости. До настоящего времени указанные организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Высокогорная», не утверждены, что свидетельствует о нарушении ОАО «РЖД» подпункта 9 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495.

Просит возложить обязанность на ОАО «РЖД» в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Высокогорная» Дальневосточной железной дороги (реестровый № ЖСУ601044) утвердить положение (устав) подразделения транспортной безопасности. Установить срок исполнения решения суда два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 июня 2019 года исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворены. На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить положение (устав) подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Высокогорная» Дальневосточной железной дороги (реестровый № ЖСУ601044). С ОАО «РЖД» в бюджет муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, ОАО «РЖД» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что полномочий утверждать устав или положение привлеченных подразделений транспортной безопасности ОАО «РЖД» действующим законодательством не наделено. Субъект транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» реализовывает подпункт 3 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, путем привлечения подразделений транспортной безопасности на основании договора оказания услуг. В свою очередь устав (положение) утверждается учредителем аккредитованной организации. Считает, что заявленные Ванинским транспортным прокурором требования не могут являться предметом рассмотрения в рамках гражданского судопроизводства, поскольку рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы.

Участвующая в судебном заседании представитель истца ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Высокогорная» Федеральным агентством железнодорожного транспорта 11 февраля 2015 года присвоена 2 категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий (реестровый № ЖСУ601044).

30 ноября 2015 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждены результаты оценки уязвимости ОТИ «Железнодорожная станция Высокогорная», 26 декабря 2017 года утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости.

Приказом Дальневосточной дирекции управления движением ОАО «РЖД» от 22 января 2018 года № ДВЛСТД-30 утверждены и приняты к исполнению внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожной станции Высокогорная Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», являющихся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО «Российские железные дороги» не представлено доказательств, подтверждающих исполнение возложенной законом обязанности по утверждению положения (устава) подразделения транспортной инфраструктуры.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с п.10 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Статьей 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст.4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).

Субъектами транспортной инфраструктуры, как это определено в п. 9 ст. 1 названного Федерального закона, признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее Требования).

В соответствии с подпунктами 3, 9 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

По смыслу вышеприведенных положений Требований субъекту транспортной инфраструктуры предоставлена альтернативная возможность при обеспечении транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) подразделения транспортной безопасности, либо привлечь такие подразделения для защиты объектов.

Из материалов дела следует, а также не оспаривалось участвующими в деле лицами, что ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности не образовывалась. Таким образом, на ответчика не может быть возложена обязанность по утверждению положения (устава) подразделения транспортной безопасности. О возложении на ответчика каких-либо иных обязанностей транспортный прокурор в рамках данного дела не заявлял.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не учтены нормативные положения, регулирующие спорные отношения, в связи с чем постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 июня 2019 года – отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ванинского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности утвердить положение (устав) подразделения транспортной безопасности – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Т.А. Разуваева

Судьи В.А. Галенко

Е.С. Жельнио