ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5053/2021 от 15.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Шевелев Н.С. Дело № 33-6610/2022

Дело № 2-5053/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» марта 2022 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего судьи Назаренко О.Н.,

судей Калашникова Ю.В., Маковей Н.Д.,

по докладу судьи Калашникова Ю.В.,

при помощнике судьи Маиловой Н.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зименко Н.Г. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Зименко Н.Г. обратилась в суд с иском к МУП «СТЭ», просила обязать ответчика демонтировать неработающий ОДПУ и вернуть денежные средства жильцам, путем перерасчета; обязать ответчика отладить работу котельной <№...> сделать перерасчет за недопоставку горячей воды и отопления; сделать перерасчет за недопоставку СОИ ГВС; признать недействительным акт обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности общедомового прибора учета от 05.03.2013 года; обязать ответчика совместно с <...> и жильцами дома, произвести осмотр систем отопления и горячего водоснабжения на предмет установления (отсутствия) технической возможности общедомового прибора учета, на предмет износа систем отопления и ГВС; истребовать письменные доказательства, подтверждающие вертикальную систему разводки систем отопления и ГВС; истребовать у ответчика копии техпаспорта на установленный теплосчетчик.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 октября 2021 года, исковые требования Зименко Н.Г. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Зименко Н.Г. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает на то, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не дано надлежащей оценки обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель МУП «СТЭ» по доверенности Васильева Т.А. просит оставить решение суда от 19.10.2021 года без изменения, апелляционную жалобу Зименко Н.Г. без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.

Судом верно установлены имеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства, полно и всесторонне исследованы доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Материалами дела подтверждено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес...> в котором находится принадлежащая истцу квартира <№...> присоединен к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Поставщиком тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в указанный жилой дом является МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго».

В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2012 года должны быть совершены действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Из материалов дела следует, что МУП «СТЭ» осуществило действия по установке общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме по адресу: <Адрес...> ввиду того, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не исполнена ни собственниками помещений, ни управляющей организацией.

Суд первой инстанции верно пришел к выводу, что действия МУП «СТЭ» по осуществлению установки общедомового прибора учета и последующего ввода его в эксплуатацию в соответствии в Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ, являлось вынужденной мерой ввиду неисполнения обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета (ОДПУ) собственниками помещений и управляющей организацией.

Так, частью 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрена обязанность установки ОДПУ ресурсоснабжающими организациями в случае, если собственники не исполнили свою обязанность по оснащению МКД приборами учета, а также в случае, если собственники выразили свое желание на установку ОДПУ и обратились в ресурсоснабжающую организацию с заявлением об оснащении МКД общедомовыми приборами учета, то ресурсоснабжающая организация в свою очередь заключает договор, регулирующий условие и порядок установки ОДПУ.

Судом установлено, что собственники помещений многоквартирного дома <Адрес...> в том числе и истец, не обращались к МУП «СТЭ» с заявлением о заключении соответствующих договоров, в связи с чем, у МУП «СТЭ» отсутствует обязанность по согласованию стоимости работ по установке общедомового прибора учета. Собственники помещений в МКД по факту оплачивают расходы на установку приборов учета в силу прямого указания закона. (ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 8 указанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Исходя из п. 2.6. публичного договора горячего водоснабжения и отопления для собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов (домовладений) в городе Сочи, размещенном на официальном сайте МУП «СТЭ», внешней границей сетей теплоснабжения Потребителя, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности Ресурсоснабжающей организации является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с централизованной сетью теплоснабжения, входящей в многоквартирный дом. Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество тепловой энергии на границе раздела внутридомовых сетей теплоснабжения и централизованных сетей теплоснабжения. При этом обслуживанием внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения осуществляется Потребителем или лицами, привлекаемыми Потребителем по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в доме. Ресурсоснабжающая организация не обязана самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю поставляется тепловая энергия.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что на момент установления общедомового прибора учета в указанном многоквартирном доме управляющей организацией являлась управляющая компания <...> которую МУП «СТЭ» неоднократно уведомлял о том, что управляющая компания должна получить техническую документацию на смонтированные МУП «СТЭ» узлы учета тепловой энергии, а также обеспечить их надлежащую эксплуатацию.

Однако, <...> не обеспечило получение технической документации на узел учета по указанному МКД, ввиду чего МУП «СТЭ» 08.11.2016 года направило посредством Почты России техническую документацию в адрес <...>

Судом достоверно установлено, что 08.02.2017 года <...> получило техническую документацию на установленные ОДПУ в многоквартирном доме <Адрес...> Техническая документация включала следующие документы: проект, рабочая документация УУТЭ; акт разграничения балансовой принадлежности; паспорта приборов УУ с действующей поверкой (оригиналы); карта настроечных параметров на УУТЭ; согласование рабочей документации УУТЭ; акт приема передачи УУТЭ; акт обследования наличия технической возможности установки УУТЭ.

Согласно информации с сайта ТИС ЖКХ многоквартирным домом <Адрес...> осуществляли управление следующие управляющие компании: с 03.07.2015г. по 01.07.2017г. - <...> с 15.05.2017г. по 14.05.2022г. - <...>

Согласно п. 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, техническая документация на МКД и иные документы, связанные с управлением домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в МКД.

Таким образом, при смене управляющей компанией <...> вся техническая документация на МКД, в том числе и на установленные приборы учета, должна была быть передана в <...>

Судом установлено, что учет поставляемой тепловой энергии в многоквартирном доме <Адрес...> организован МУП «СТЭ» путем установки общедомовых приборов учета на отопление и горячее водоснабжение, которые были введены в эксплуатацию двумя разными актами ввода: - ОДПУ на горячее водоснабжение введен в эксплуатацию актом допуска <№...> от 27.10.2011 года; - ОДПУ на тепловую энергию введен в эксплуатацию актом ввода <№...> от 19.10.2016 года.

Расходы МУП «СТЭ» по установке узла учета горячего водоснабжения и узла учета тепловой энергии (на отопление) в указанном многоквартирном доме подтверждаются справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме <...> актами о приемке выполненных работ по форме <...> договорами на установку приборов учета тепловой энергии с подрядной организацией <...> локальными сметными расчетами с подрядной организацией <...>, платежными поручениями.

Материалами дела подтверждено, что общедомовой прибор учета на горячее водоснабжение был установлен в октябре 2011 года МУП «СТЭ» в принудительном порядке в виду отсутствия письменного обращения собственников МКД об оснащении дома ОДПУ, что подтверждается соответствующим актом допуска.

К моменту непосредственной установки ОДПУ на ГВС предшествовал осмотр инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения в подвальном помещении многоквартирного дома <Адрес...> специалистами МУП «СТЭ», по результатам которого было принято решение об оснащении данного многоквартирного дома прибором учета на горячее водоснабжение.

Вместе с тем, на момент составления акта допуска на ОДПУ горячего водоснабжения отсутствовала обязательная, утвержденная форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности.

В свою очередь, общедомовой прибор учета в многоквартирном доме <Адрес...> на отопление был установлен в 2016 года, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию <№...> от 16.10.2016 года.

Прибор учета МУП «СТЭ» в указанном доме также был установлен в принудительном порядке, поскольку после неоднократных письменных обращений в управляющую компанию, действующую в интересах всех собственников МКД <...> не осуществило работ по установке ОДПУ.

Согласно акта о наличии технической возможности установки ОДПУ в многоквартирном доме <Адрес...>, установке общедомового прибора учета в указанном многоквартирном доме на отопление предшествовало обследование на предмет установления возможности установки ОДПУ в доме с последующим составлением соответствующего акта по форме, установленной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №627 от 29.12.2011 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности на установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

Доводы Зименко Н.Г. о том, что в многоквартирном доме <Адрес...> отсутствовала техническая возможность на установку общедомового прибора учета, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку данные доводы не подтверждены допустимыми доказательствами.

Вместе с тем, судом учтено, что на момент установки общедомовой прибор учета на горячее водоснабжение и отопление был в исправном состоянии, что подтверждается актами допуска, в которых указано, что узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию, а также указаны настроечные параметры.

Согласно подп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ.

Из пункта 7 указанных Правил следует, что в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Подпунктом «ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Из п. 19 Минимального перечня работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года следует, что к общим работам, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирном доме, в том числе относятся: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах), контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.).

Согласно ч.ч. 1, 2.2, 2.3, 11 ст. 161 ЖК РФ, ст. 162 ЖК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, обязанности управляющей организации сводятся к обеспечению готовности инженерных систем многоквартирного дома, информационному взаимодействию с ресурсоснабжающей организацией, осуществлению контроля качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирный дом, принятию от собственников помещений в многоквартирном доме обращений по поводу качества и непрерывности подачи ресурсов, начисления платы за них, взаимодействию с ресурсоснабжающей организацией при проведении проверки фактов, указанных в подобных обращениях, а также обеспечению ресурсоснабжающей организации доступа к общему имуществу в многоквартирном доме для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Согласно п. 1.4 руководства по эксплуатации. Теплосчетчик МКТС. Часть II. Методика поверки. МП 28118-09 межповерочный интервал теплосчетчиков типа МКТС - 4 года.

Судом установлено, что после установки общедомового прибора учета на горячее водоснабжение и отопление, до настоящего времени у МУП «СТЭ» отсутствуют сведения о периодической поверке общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме <Адрес...>

Вместе с тем, судом установлено, что в период с 27.10.2011 года (то есть с момента установки ОДПУ на горячее водоснабжение), а также с 19.10.2016 года (то есть с момента установки ОДПУ на отопление) по настоящее время управляющей компанией <...> не представляются показания коллективных (общедомовых) приборов учета в виде архивных ведомостей учета тепловой энергии по услуге горячее водоснабжение ввиду чего у МУП «СТЭ» отсутствовала возможность учета показаний общедомового прибора учета при выставлении платы за коммунальный ресурс.

В соответствии с подп. «е» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 исполнитель (в данном случае действующая управляющая компания) обязана при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Таким образом, для начисления платы за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация должна обладать необходимыми сведениями, полученными от управляющей организации.

Однако, <...> уклонялись и уклоняются от предоставления показаний общедомового прибора учета, тем самым уклоняются от оплаты коммунального ресурса горячего водоснабжения, потребленного в целях содержания общего имущества, по показаниям установленных общедомовых приборов учета. Доказательств обратного, суду не представлено.

Так, в 2017 году <...> направило в адрес МУП «СТЭ» письмо, в котором указало, что в связи с тем, что в период установки общедомового прибора учета не управляло многоквартирным домом <Адрес...> отношения по передаче всей технической документации возникли между МУП «СТЭ» и собственниками помещений многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что в январе 2017 года МУП «СТЭ был произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии по адресу: <Адрес...> и проверена комплектность необходимой документации, в результате чего установлено, что узел учета на горячее водоснабжение не соответствует, так как измерительный модуль <№...> узла учета на горячее водоснабжение вне диапазона измерения, а узел учета на отопление не соответствует диапазону.

По результатам указанного осмотра был составлен в присутствии домкома Кузьмина В.М. акт периодической проверки <№...> от 30.01.2017 года.

В последующем, 05.12.2017 года был проведен осмотр общедомового прибора учета по <Адрес...>, в результате которого было зафиксировано, что узел учета не соответствует, так как неисправна клавиатура МКТС, на узле учета горячего водоснабжения срезаны расходомеры. По результатам данного осмотра был также составлен акт <№...> в присутствии главного инженера <...>

27.03.2019 года МУП «СТЭ» совместно с <...> произвели осмотр общедомового прибора учета, в результате которого установлено, что приборы учета установлены и находятся в работоспособном состоянии, однако демонтированы расходомеры системы горячего водоснабжения, вместо них вварены новые отрезки труб, о чем был составлен соответствующий акт.

До настоящего времени управляющая организация <...> свою обязанность по ремонту ОДПУ как на горячее водоснабжения, так и на отопление не выполнила.

Судом установлено, что МУП «СТЭ» направил в адрес управляющей организации <...> претензию от 28.08.2020 года, в которой просил совершить действия по надлежащей эксплуатации ОДПУ, в том числе ОДПУ, установленного по адресу: <Адрес...>

Рассматривая доводы истца о том, что указанный многоквартирный дом требует капитального ремонта, ввиду чего установка общедомового прибора учета в данном доме невозможна, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт необходимости проведения капитального ремонта инженерной сети в МКД, caм по себе не свидетельствует о том, что приборы учета установить невозможно, поскольку, как следует из подп. "а" пункта 2 приложения 1 к Приказу Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 года Российской Федерации N 627, проведение ремонта в такой ситуации должно быть обусловлено невозможностью установки прибора учета ввиду именно проектных характеристик многоквартирного дома, а не по иным причинам.

В силу абз. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

При этом, истцом не представлено допустимых доказательств, в частности заключения межведомственной комиссии и решения органа местного самоуправления о признании до 01.01.2013 года многоквартирного дома по <Адрес...> аварийным или подлежащим реконструкции.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В материалах дела также отсутствуют доказательства необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома по <Адрес...> по состоянию на 01.01.2013 года.

Более того, материалами дела подтверждено, что 21.04.2020 года подписан со стороны собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающей организацией и управляющей компании акт промывки и опрессовки системы отопления жилого дома.

В пункте 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также в пункте 5.2.10 Правил N 170 предусмотрено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.

В актах указано, что после опрессовки проводится осмотр системы отопления на предмет «запотевания» сварных швов, течи из нагревательных приборов и арматуры трубопроводов. По результатам проведения проверки сделан вывод, что при проведении испытаний не обнаружено течей, свищей из трубопроводов, а также запотевания сварных швов и падений давления.

Из пояснений истца следует, что согласно проекту строительства дома в доме по <Адрес...> смонтирована вертикальная разводка внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления, что исключает возможность установки общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии. Однако, допустимых доказательств в подтверждение наличия вертикальной разводки системы отопления и горячего водоснабжения, не представлено, как и не представлен сам проект.

В соответствии с п. 3 Приложения № 1 к Приказу Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 года Российской Федерации N 627, на который ссылается истец, такой критерий как наличие вертикальной разводки системы отопления может быть основанием для отказа в установке только индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в помещении многоквартирного дома, и не имеет никакого отношения к установке общедомового прибора учета, монтированного в тепловом пункте, расположенном в подвальном помещении такого дома.

Судом верно отмечено, что истцом не указано, какие конкретно нормы и правила нарушило МУП «СТЭ» при установке общедомового прибора учета в доме <Адрес...> Истец фактически предполагает, что данные нарушения выразились в установке неверного диаметра расходомеров, в количестве водомерных узлов, отсутствии датчиков температуры на расходомерах горячего водоснабжения.

Согласно разделу № 3 Состав и устройство теплосчетчика Руководства по эксплуатации «Теплосчетчик МКТС. Руководство по эксплуатации. Часть I. Издание 32-е. 20.08.2010» в состав теплосчетчика входят: системный блок (СБ); до 16 измерительных модулей (ИМ), 12 из которых могут включать в свой состав электромагнитные преобразователи расхода; до 16 первичных преобразователей температуры (ПТ); до 16 первичных преобразователей давления (ПД); до 12 первичных преобразователей расхода: электромагнитных (в составе ИМ) и преобразователей расхода или счетчиков воды с импульсным выходом (ПРИ); линии связи на основе кабеля парной скрутки (витой пары), тип и длина которых определяются проектом.

Судом установлено, что многоквартирный дом по <Адрес...> оснащен ОДПУ в соответствии с комплектностью, установленной в данном Руководстве, что подтверждается Актом о приемке выполненных работ <№...> от 27.06.2014 года, в котором указаны работы подрядной организации <...> по установке измерительных модулей, по установке преобразователей давления температуры и давления.

Допустимых доказательств того, что ответчик установил расходомеры диаметром меньше, чем диаметр трубы, что указывает на неработоспособность установленных общедомовых приборов учета, суду не представлено.

Кроме того, является ошибочным довод истца о том, что ОДПУ в многоквартирном доме устанавливаются по количеству подъездов в доме, поскольку ОДПУ в многоквартирном доме устанавливаются по количеству тепловых узлов в таком доме. При этом в многоквартирном доме <Адрес...> - имеется один тепловой узел, в связи с чем был установлен один прибор учета на горячее водоснабжение и отопление.

Вместе с тем, представленный истцом расчет за 2016 год не подтверждает факта того, что Зименко Н.Г. переплачивала денежные средства в виду неиспользования ресурсоснабжающей организацией показаний ОДПУ.

Как установлено судом первой инстанции, МУП «СТЭ» не использовало в своих расчетах показания ОДПУ ввиду не допуска управляющей компании к местам установки ОДПУ ресурсоснабжающей организациии для снятия показаний прибора учета, а также отсутствия посуточных ведомостей учета параметров теплопотребления, которые управляющая компания не направляла в МУП «СТЭ» для начисления коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета.

В соответствии с п. 22 (ж) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета стоимость коммунального ресурса, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равной 1,5.

Коэффициент 1,5 не применяется только в случае составления акта об отсутствии технической возможности монтажа в многоквартирном доме общедомового прибора учета. Соответствующий акт истцом не представлен.

Вместе с тем, МУП «СТЭ» представило акт о наличии технической возможности установки ОДПУ в многоквартирном доме <Адрес...>

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что расчет коммунального ресурса по нормативу с применением повышающего коэффициента является законной мерой по стимулированию собственников помещений многоквартирного дома ввести в эксплуатацию ОДПУ и следить за его дальнейшей работоспособностью.

Рассматривая требования истца в части требований о наладке работы котельной <№...> суд обоснованно пришел к следующему выводу.

Раздел V Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» закрепляет права и обязанности потребителя, которые не содержат такого права потребителя как вмешательство во внутреннюю хозяйственную деятельность предприятия, предоставляющего коммунальный ресурс.

Допустимых доказательств, свидетельствующих о ненадлежащей работе котельной №4, истцом суду не представлено.

Вместе с тем, согласно актам от <№...> представленными стороной ответчика, целостность сэндвич панелей блока модуля котельной не нарушена. Верхняя и нижняя опорная стены в удовлетворительном состоянии. Бетонное мощение территории котельной изменений не имеет, каналы ливневой канализации чистые. По результатам осмотров сделан вывод, что замечаний, дефектов, препятствующих безопасной и безаварийной эксплуатации оборудования не выявлено.

Также из акта осмотра объектов теплоснабжения от 10.08.2020 года, а именно котельной №4, в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2020-2021 года следует, что котельная <№...> находится в хорошем состоянии и готова к осенне-зимнему периоду 2020-2021 года.

Вместе с тем, рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о перерасчете за недопоставку горячей воды и отопления, суд верно исходил из того, что истцом не указан срок, за который он просит произвести перерасчет за недопоставку горячей воды и отопления.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируется разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной слуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя (в данном случае - <...> не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию (в данном МУП «СТЭ»), у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Однако, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факты обращений в аварийно-диспетчерскую службу как в ресурсоснабжающую организацию, так и в управляющую организацию.

Кром того, по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к названным Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 Правил.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Однако, представленные истцом акты от 23.03.2019 года и от 15.11.2019 года не являются допустимыми доказательствами, так как составлены без присутствия представителя ресурсоснабжающей организации, не указаны приборы с помощью которых осуществлялся замер температурного режима горячего водоснабжения и отопления.

Исходя из буквального толкования положений п. 3 ст. 539, п. 2 ст. 544, п. 2 ст. 548 ГК РФ, ст.ст. 154, 155, 161 ЖК РФ, Правил № 124 и Правил № 354, управляющие организации обязаны вносить плату за объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в ресурсоснабжающую организацию с момента приобретения коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, то есть с 01.01.2017 года управляющая компания обязана вносить соответствующую плату ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

Согласно п. 9.1. ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, именно управляющая компания производит перераспределение потребленного коммунального ресурса на СОИ (содержание общедомового имущества) между собственниками помещений в многоквартирном доме, а не ресурсоснабжающая организация.

Кроме того, Министерство ТЭК и ЖКХ КК от 28.06.2019 в своем ответе указало, что по вопросу разъяснения порядка определения размера платы потребителям за горячее водоснабжение, используемое в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, гражданам необходимо обращаться в управляющую компанию <...>

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрен перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в жилые и нежилые помещения. Одновременно с этим, действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры.

Разделом 10 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрен порядок установления факта предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

При обнаружении факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества составляется акт.

Судом установлено, что от <...> в МУП «СТЭ» жалоб относительно недопоставки горячего водоснабжения на содержание общедомового имущества не поступало и в установленном законом порядке факт предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения на содержание общедомового имущества актом не фиксировались.

Кроме того, факт надлежащего расчета коммунального ресурса (горячего водоснабжения) на содержание общедомового имущества по многоквартирному дому <Адрес...> выставленному <...> истцом МУП «СТЭ» подтверждается судебными актами: <...>

Суд пришел к верному выводу о том, что исковые требования Зименко Н.Г. в части демонтажа неработающего ОДПУ и возврата денежных средств жильцам путем перерасчета удовлетворению не подлежат, в том числе и потому основанию, что истец является не правомочным лицом на подачу искового заявления в интересах всех жильцов дома <Адрес...>

Таким образом, истцом не представлено доказательств, что в момент установки ОДПУ в многоквартирном доме отсутствовала техническая возможность установки приборов учета, не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что установленные в 2011 году (ОДПУ на горячее водоснабжение) и в 2016 году (ОДПУ на отопление) приборы учета были ненадлежащего качества и имелись какие либо отклонения при их установке. Не был доказан факт ненадлежащей работы котельной.

Исковые требования Зименко Н.Г. в части перерасчета за недопоставку горячей воды и отопления также не подлежат удовлетворению, так как не доказан факт надлежащего обращения в МУП «СТЭ» или управляющую компанию о недопоставке коммунального ресурса или поставке коммунального ресурса ненадлежащего качества. Представленные истцом акты не содержат в себе обязательные реквизиты (составлены без представителей ресурсоснабжающей организации, не указаны средства измерения температуры и т.д.). При управлении многоквартирным домом <Адрес...> управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения. <...> в МУП «СТЭ» не обращалось с жалобами за недопоставку ГВС на СОИ в установленном законом порядке.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не было допущено.

При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: