судья Латынцев А.В. дело № 33-665/2021
дело № 2-5066/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 февраля 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Антонова А.А., Ахметзяновой Л.Р.,
с участием прокурора Обухова Р.В.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «НБС» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «НБС» на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2020 года, которым постановлено:
«исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «НБС» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «НБС» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «НБС» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения (Нижневартовский район, ХМАО - Югра).
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «НБС» в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществлять эксплуатацию стационарных источников выбросов, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения (Нижневартовский район, ХМАО - Югра).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «НБС» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить проект санитарно-защитной зоны для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения (Нижневартовский район, ХМАО - Югра), а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «НБС» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НБС» в доход муниципального образования город Нижневартовск государственную пошлину в размере 6000 рублей».
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., объяснения прокурора Обухова Р.В., полагавшего решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «НБС» (далее – ООО «НБС», Общество) об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ. В результате проверки установлено, что ООО «НБС» осуществляет эксплуатацию стационарных источников выбросов, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения нефти, переданных обществу в собственность от ОАО «Нефтебурсервис» в 2017 году.
Согласно сведениям официального портала ПТО УОНВОС, указанным объектам присвоена I категория негативного воздействия (№71-0186-002428-П). 26.01.2018 обществом в Управлении Росприроднадзора по ХМАО-Югре переоформлено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное ОАО «Нефтебурсервис» (№161/14-(П). При эксплуатации объектов осуществляется выброс в атмосферный воздух таких веществ, как оксиды азота, углерода, метан, гексан, бензол, относящихся на основании Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В нарушение требований действующего законодательства, Обществом не утверждены соответствующие нормативы для стационарных источников, соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение юридическому лицу не выдавалось. Несмотря на том, что срок действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на вышеуказанных объектах истек 31.12.2019, ответчиком до настоящего времени проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан, в уполномоченном органе не согласован, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено.
Таким образом, ООО «НБС» в период с 01.01.2020 по настоящее время осуществляет деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в отсутствие действующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Также Обществом не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не осуществляется производственный экологический контроль при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных на промышленных площадках К-1 Пылинского месторождения, не ведется учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эксплуатация объектов, оказывающих негативное воздействий на окружающую среду, осуществляется ООО «НБС» в отсутствие разработанной программы производственного экологического контроля.
Проверкой также установлен факт эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие разработанной программы производственного экологического контроля. Согласно предоставленным сведениям до настоящего времени ответчиком не утвержден проект санитарно-защитной зоны для К-1 Пылинского месторождения, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны не оформлено.
По выявленным нарушениям 29.05.2020 природоохранным прокурором генеральному директору ООО «НБС» вынесено представление об их устранении. Между тем, нарушения законодательства обществом не устранены. Эксплуатация ООО «НБС» стационарных источников выбросов с нарушением требований законодательства затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Просит обязать ООО «НБС» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения (Нижневартовский район, ХМАО-Югры); запретить ООО «НБС» в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществлять эксплуатацию стационарных источников выбросов, расположенных на данной кустовой площадке; обязать ООО «НБС» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить проект санитарно-защитной зоны для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на указанной кустовой площадке, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны; обязать Общество в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «НБС» ФИО2 исковые требования не признала, при этом пояснила, что нарушения, указанные в исковом заявлении, действительно имеются, однако в настоящее время ответчик принимает меры к их устранению.
Нижневартовским городским судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «НБС» просит решение суда изменить в части сроков исполнения требований, принять по делу новое решение.
Полагает, что в законодательстве отсутствует обязательный срок проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и соответственно срок ее проведения может быть определен Обществом самостоятельно.
Считает, что указание в решении срока принятия мер нарушает права Общества как хозяйствующего субъекта.
Ссылается на то, что при определении сроков на проведение инвентаризации, утверждение проекта санитарно-защитной зоны для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, утверждение программ производственного экономического контроля, судом не учтены обстоятельства отдаленности объекта стационарного источника, порядок, срок приема органами исполнительной власти, в том числе и ввиду действия на территории ХМАО-Югры ограничений.
Возражая против доводов жалобы, Ханты-Мансийский межрайонный прокурор Мавлютов О.Ш. указывает, что в нарушение ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицом не проведена. Полагает, что судом обосновано установлены сроки проведения инвентаризации объектов.
Считает, что иные установленные судом сроки исполнения требований действующего законодательства являются объективными, приняты с учетом принципа исполнимости судебных актов.
Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «НБС», представитель 3 лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно правовой позиции, закрепленной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «НБС» осуществляет эксплуатацию стационарных источников выбросов, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения нефти, переданных обществу в 2017 году в собственность от ОАО «Нефтебурсервис».
Согласно сведениям официального портала ПТО УОНВОС, указанным объектам присвоена I категория негативного воздействия (№71-0186-002428-П).
29.01.2018 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре ООО «НБС выдано разрешение №161/14-(П), путем его переоформления, на период с 26.01.2018 по 31.12.2019 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на промплощадках: ДНС Пылинского м/р, К-1 Пылинского м/р, производственная база г.Нижневартовска.
ООО «НБС» при эксплуатации объектов на промышленных площадках ДНС Пылинского месторождения, К-1 Пылинского месторождения, Производственная база г. Нижневартовск осуществляется выброс в атмосферный воздух таких веществ, как оксиды азота, углерода, метан, гексан, бензол и др. относящихся на основании Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании п.6 плана работы на первое полугодие 2020 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении ООО «НБС».
В ходе проверки выявлены нарушения ООО «НБС» природоохранного законодательства при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выразившиеся в осуществлении деятельности в отсутствие разработанного и согласованного проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, непроведении инвентаризации источников выбросов, отсутствии разработанной программы производственного экологического контроля, проекта санитарно-защитной зоны.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил факт эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку с 01.01.2020 по настоящее время ответчик осуществляет деятельность в отсутствие действующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицом не проведена, Обществом не осуществляется производственный экологический контроль при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных на промышленных площадках ДНС Пылинского месторождения, К-1 Пылинского месторождения, Производственная база г. Нижневартовск, а также не ведется учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не утвержден проект санитарно-защитной зоны для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения (Нижневартовский район, ХМАО-Югры), заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны не получено, и пришел к выводу об обоснованности исковых требований, удовлетворив их в полном объеме, при этом установив срок для исполнения требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок проведения инвентаризации может быть определен Обществом самостоятельно, указание в решении срока принятия мер нарушает права Общества как хозяйствующего субъекта, не ведут к отмене правильного по существу решения суда.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом правильно установлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, инвентаризация Обществом не проводится, в связи с чем обязал ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Из содержания указанной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Судебная коллегия полагает, что установленный судом срок для проведения ответчиком инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду является разумным, обеспечит баланс прав и законных интересов сторон.
Также судом установлены сроки, в том числе об обязанности Общества в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов, расположенных на кустовой площадке Пылинского месторождения (Нижневартовский район, ХМАО - Югра), в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить проект санитарно-защитной зоны для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на данной кустовой площадке, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля.
Судебная коллегия учитывает, что решение суда состоялось 25 сентября 2020 года, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции прошло уже более 4 месяцев, срок исполнения решения суда указан со дня вступления решения в законную силу, то есть после вынесения апелляционного определения.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, свидетельствующих о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НБС» - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи: Антонов А.А.
Ахметзянова Л.Р.