ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-506/2022 от 14.12.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Свидлов А.А. дело № 2-506/2022, 33-3-11499/2023

УИД26RS0034-01-2022-000643-82

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 14 декабря 2023 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мирошниченко Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хрящевой О.В.,

рассмотрев частную жалобу представителя ответчика администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края по доверенности Моцевого С.А. на определение Туркменского районного суда Ставропольского края от 08 ноября 2023 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Туркменского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности,

установил:

Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 03 ноября 2023 года удовлетворены в полном объеме исковые требования прокурора Туркменского района Ставропольского края, на администрацию Туркменского муниципального округа Ставропольского края возложена обязанность: в течение одного года после вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированных свалок, на территории земельных участков, расположенных: в кадастровом квартале , <адрес>, путем сбора и утилизации отходов находящихся на нем. Решение суда вступило в законную силу 08 декабря 2022 года.

Администрация Туркменского муниципального округа Ставропольского края обратилась в Туркменский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда до 03 ноября 2024 года.

В обоснование указывает, что исполнение судебного решения требует дополнительных бюджетных ассигнований, которые не предусмотрены в бюджете Туркменского муниципального округа. Также следует учесть, что бюджет Туркменского муниципального округа является дотационным. При этом органы местного самоуправления должны соблюдать требования бюджетного законодательства. При формировании бюджета Туркменского муниципального округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов собственных доходов (налоговых и неналоговых) и дотаций на сбалансированность бюджета ТМО СК, выделяемых бюджету Туркменского муниципального округа недостаточно для решения всех вопросов местного значения.

Определением Туркменского районного суда Ставропольского края от 08 ноября 2023 года в удовлетворении заявления администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края об отсрочке исполнения решения Туркменского районного суда Ставропольского края от 03 ноября 2022 года - отказано.

В частной жалобе представитель ответчика администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края по доверенности Моцевой С.А. с вынесенным определением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным, принятым при неправильном определении юридически значимых обстоятельств дела, а также вынесенным с нарушением норм процессуального права. Просит обжалуемое определение отменить, разрешить вопрос по существу.

В возражениях на частную жалобу и.о. прокурора района - Калашников А.С. просит определение суд оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на доводы в них изложенные.

Частная жалоба судом апелляционной инстанции рассмотрена, в соответствии с п. 3 ст. 333 ГПК РФ, без извещения лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Ставропольского краевого суда.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого определения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ или порядок его исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ № 104-0 от 18 апреля 2006 года, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда.

Оценивая доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 03 ноября 2023 года удовлетворены в полном объеме исковые требования прокурора Туркменского района Ставропольского края, на администрацию Туркменского муниципального округа Ставропольского края возложена обязанность: в течение одного года после вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированных свалок, на территории земельных участков, расположенных: в кадастровом квартале , <адрес>, путем сбора и утилизации отходов находящихся на нем. Решение суда вступило в законную силу 08 декабря 2022 года.

Как следует из материалов, представленных заявителем в обоснование заявленных требований, заявитель - администрация Туркменского муниципального округа Ставропольского края фактически приступила к исполнению решения суда в феврале 2023 года, ограничившись лишь направлением двух писем: одного в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» и второго 18 апреля 2023 года в Министерством природных ресурсов Ставропольского края, и получив на них ответы.

Также указывает, что исполнение судебного решения требует дополнительных бюджетных ассигнований, которые не предусмотрены в бюджете Туркменского муниципального округа. Также следует учесть, что бюджет Туркменского муниципального округа является дотационным. При этом органы местного самоуправления должны соблюдать требования бюджетного законодательства. При формировании бюджета Туркменского муниципального округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов собственных доходов (налоговых и неналоговых) и дотаций на сбалансированность бюджета ТМО СК, выделяемых бюджету Туркменского муниципального округа недостаточно для решения всех вопросов местного значения.

Вместе с тем, приведенные администрацией обстоятельства не являются исключительными, позволяющими предоставить отсрочку исполнения судебного акта, не отвечают требованиям справедливости и адекватности.

Предоставление отсрочки исполнения решения суда при таких обстоятельствах приведет к ущемлению прав лиц, посещающих образовательное учреждение, на безопасность, охрану жизни и здоровья, к нарушению разумного срока исполнения судебного акта.

Вместе с тем, отсрочка исполнения решения суда предполагает, что в настоящее время у должника отсутствует возможность исполнения судебного акта, однако в будущем наступят обстоятельства, которые позволят его исполнить. Должник должен представить доказательства, что к указанному сроку судебный акт будет исполнен.

Сама по себе невозможность или затруднительность исполнить судебный акт не является основанием для предоставления отсрочки.

Указание об отсутствии в бюджете денежных средств на исполнение решения суда не служит достаточным основанием для отсрочки исполнения решения суда, поскольку существующий порядок использования бюджетных средств не относится к обстоятельствам, препятствующим исполнению должником исполнительного документами не является основанием для освобождения от предусмотренной законом обязанности исполнить решение суда, вступившее в законную силу.

Более того, действующее законодательство не ставит исполнение судебного решения в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.

Доводы частной жалобы повторяют позицию, изложенную в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, не содержат правовых оснований для отмены постановленного судом первой инстанции определения, не опровергают выводов суда.

Оснований для отмены определения не имеется.

Руководствуясь ст. 333-335 ГПК РФ, суд

определил:

определение Туркменского районного суда Ставропольского края от 08 ноября 2023 года – оставить без изменения.

Частную жалобу – без удовлетворения.

Судья Д.С. Мирошниченко