ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5071/20 от 09.09.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

дело № 2-5071/2020

судья Филиппов О.Д. дело № 33-2303/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 09 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Васильевой С.Н., судей Сыреновой С.Н., Холмогорова И.К., при секретаре Семеновой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года по делу по иску ФИО1 к Якутской городской Думе об обязании выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год, взыскании судебных расходов, которым

ПОСТАНОВЛЕНО:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Якутской городской Думе об обязании выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год отказать.

Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К., объяснения представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 в интересах ФИО1 обратилась в суд к Якутской городской Думе с иском об обязании выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год, указывая, что 29 декабря 2017 г. между сторонами заключен трудовой договор № ..., в соответствии с которым работник был принят на работу в Якутскую городскую Думу на должность ******** Якутской городской Думы.

Согласно условиям вышеуказанного трудового договора работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.) в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и решением Якутской городской Думы от 29 сентября 2008 г. РЯГД-9-2 «Об утверждении порядка оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Городского округа «Город Якутск».Распоряжением Председателя Якутской городской Думы от 16 января 2015 г. № ... утвержден Порядок материального стимулирования в Якутской городской Думе.

11 марта 2019 г. заполненная согласно утвержденной форме матрица показателей работника была передана в кадровую службу Якутской городской Думы для утверждения и дальнейшей подготовки распоряжения о материальном стимулировании. Однако, вопреки установленному Порядку, в нарушение требований трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе сумма материального стимулирования за отработанный отчетный период 2018 год не была выплачена истцу.

10 декабря 2019 г. в адрес ответчика направлена претензия о взыскании невыплаченных сумм, однако данная претензия оставлена без удовлетворения.

Истец проработал в Якутской городской Думе почти полный календарный 2018 год, и хотя уволился до момента выплаты материального стимулирования он имеет полное право на получение указанного вознаграждения в виде материального стимулирования за проработанный отчетный период 2018 года в должностях муниципальной службы ГО «город Якутск» и достижение утвержденных на 2018 год ключевых показателей эффективности.

Просит обязать Якутскую городскую Думу выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель истца ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, указывая, что судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда РС (Я) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что участвующий в деле истец, ответчик извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, истец не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, представитель ответчика просил рассмотреть дело без их участия, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу в виде отзыва, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, с 29 декабря 2017 г. истец проходил муниципальную службу в Якутской городской Думе на основании трудового договора № ..., занимал должность ******** Якутской городской Думы.

Согласно п. 2.3 трудового договора работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.) в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и решением Якутской городской Думы от 29.09.2008 РЯГД- 9-2 «Об утверждении порядка оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского округа «город Якутск».

Дополнительным соглашением к трудовому договору указанный пункт уточнен, конкретизированы выплаты: ежемесячная надбавка за особые условия труда муниципальной службы в размере 150%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу от 1 до 5 лет в размере 10%; ежемесячное денежное поощрение по ведущим должностям муниципальной службы – в размере 152,5%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 80%; районный коэффициент к заработной плате в размере 70 %. Указанное соглашение подписано ФИО1 и получено на руки 10 января 2018 г.

В силу п. 5.1.3 трудового договора работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный эффективный труд.

Распоряжением председателя Якутской городской Думы от 07 сентября 2018 года истец уволен по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (по инициативе работника).

21 мая 2019 года Председателем Якутской городской Думы издано распоряжение № ... о материальном стимулировании за 2018 год на основании распоряжения Якутской городской Думой № 06-04/17 от 16.05.2019.

Истец, узнав, что ему не произведено материальное стимулирование за 2018 год, 10 декабря 2019 года обратился с претензией в адрес работодателя.

01 ноября 2019 в адрес истца направлен ответ, согласно которому на момент выплаты истец не являлся работником Якутской городской Думы. Кроме того, из ответа следует, что материальное стимулирование, предусмотренное Порядком, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих, и не является гарантированной оплатой труда.

Не согласившись с ответом, истец 24 апреля 2020 года обратился в Якутский городской суд РС (Я) с указанным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что указанная премия не является гарантированным видом денежного содержания, носит стимулирующий характер, истцом пропущен срок обращения в суд, установленный статьей 392 ТК РФ.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.

Для определения обстоятельств, имеющих значение для дела, судом апелляционной инстанции приобщен Порядок материального стимулирования работников Окружной администрации города Якутска, утвержденный распоряжением председателем Якутской городской Думы № 04-06/17 от 16 мая 2019 года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Особенности прохождения муниципальной службы в Республике Саха (Якутия), в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 480-З N 975-III "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)".

На муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия) распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и настоящим законом (ч. 2 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)").

Статьей 18 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Республики Саха (Якутия) (ч. 1 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) (ч. 2 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия).

Перечень ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим в Республике Саха (Якутия) установлен Законом Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 572-З N 35-IV "О ежемесячных и иных дополнительных выплатах муниципальным служащим в Республике Саха (Якутия)", в соответствии ст. 1 которого муниципальным служащим производятся следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка за выслугу лет; 2) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячное денежное поощрение; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 6) материальная помощь; 7) ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 8) ежемесячная надбавка за классный чин; 9) премии за достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Указанный Перечень ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим в Республике Саха (Якутия) от 19.06.2008 принят в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия).

Якутской городской Думой в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» установлен Порядок материального стимулирования в Якутской городской Думе, утвержденный распоряжением председателя Якутской городской Думой № ... от 16 января 2015 года (далее Порядок).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Виды поощрений предусмотрены ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)», согласно которой за образцовое выполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную муниципальную службу, выполнение заданий особой важности и сложности определены следующие виды поощрений:1) объявление благодарности;2) вручение единовременного денежного вознаграждения;3) объявление благодарности с единовременным денежным вознаграждением;4) награждение ценным подарком;5) награждение почетной грамотой;6) присвоение почетного звания;7) награждение почетным знаком "Отличник муниципальной службы Республики Саха (Якутия)". Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены и другие виды поощрений муниципальных служащих.

Устав городского округа "город Якутск" не содержит нормы, регламентирующей виды поощрений муниципального служащего, следовательно, при определении видов поощрения следует исходить из ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)».

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Якутской городской Думе, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных 1 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия), относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы.

Установленные же ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия) виды поощрений муниципального служащего не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу, что следует из судебной практики (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N 56-КГ17-26).

Учитывая изложенное, материальное стимулирование в Якутской городской Думе, установленное Порядком, относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы.

Согласно п. 1.5 Порядка материальное стимулирование осуществляется на основании Распоряжения Якутской городской Думы.

Положение п 1.3 Порядка о том, что материальное стимулирование, предусмотренное настоящим Порядком, не входит в состав денежного содержания (оплаты труда) работников Якутской городской Думы, противоречит ст. ст. 18, 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)".

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

При этом материальное стимулирование нельзя отнести к такому виду поощрения как единовременное денежное вознаграждение, так как оно выплачивается регулярно при достижении определенных показателей деятельности, установленных Системой эффективности, за определенный мотивационный период (п. 1.6 Порядка).

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Порядка показатели и задачи для работников формируются ежегодно на текущий год не позднее 20 января в виде матрицы показателей, в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Порядку. Матрица показателей разрабатывается на основании плана работы Якутской городской Думы, утвержденного на очередной год, должностной инструкции и других актов, определяющих полномочия работников, а также иных задач, поставленных перед работником Председателем Якутской городской Думы.

В силу п.п. 3.1, 3.2 Порядка оценка эффективности работников производится по результатам деятельности за отчетные год в первом полугодии года, следующего за отчетным годом.

Ежегодно работники в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, предоставляют главному специалисту по кадрам личный отчет о результатах деятельности в виде исполнения матрицы показателей за отчетный год по форме, утвержденной Приложением № 1 к настоящему Порядку.

Согласно п.п. 3.3, 3.4 Порядка главный специалист по кадрам совместно с Отделом бухгалтерского учета и отчетности в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, формируют сводное представление на материальное стимулирование работников, исходя из утвержденных отчетов и лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование, согласно форме, утвержденной приложением № 2 к настоящему Порядку, и направляют его Председателю Якутской городской Думы на утверждение.

В течение 3 рабочих дней с даты утверждения сводного представления, но не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным, главный специалист по кадрам готовит распоряжение о материальном стимулировании работников.

Как следует из п. 5.1. Порядка, утвержденного распоряжением председателя Якутской городской Думой № ... от 16 января 2015 года, материальное стимулирование не выплачивается при несоблюдении ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, а также в случае не предоставления работником отчета по выполнению матрицы показателей, оформленной в установленном Порядке.

Сторонами не оспаривается, что матрица показателей истцом был предоставлен, доказательств несоблюдения истцом ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, ответчиком не предоставлено.

При указанных обстоятельствах у нанимателя отсутствовали основания для отказа в выплате материального стимулирования, а выводы суда первой инстанции о том, что указанные выплаты не являются гарантированным видом денежного содержания, не основаны на законе.

Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Распоряжение № ... о материальном стимулировании за 2018 год издано председателем Якутской городской Думы 21 мая 2019 года, в соответствии с которым истцу не выплачено материальное стимулирование за 2018 год. Указанное распоряжение послужило основанием для отказа в выплате ФИО1 материального стимулирования.

Истец обратился в суд с указанным иском 24 апреля 2020 года, то есть в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, следовательно, вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд за разрешением трудового спора истцом является незаконным.

Возражение представителя ответчика со ссылкой на письмо Минтруда России от 14 марта 2018 года № ... о том, что если приказ о премировании издан после увольнения работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит в трудовых отношения, несостоятельны, так как указанное письмо не является разъяснением или нормативным правовым актом.

Принимая во внимание, что материальное стимулирование носит постоянный, а не единовременный характер, решение Якутской городской Думы о невыплате муниципальному служащему данной выплаты не может зависеть только от усмотрения руководителя. При этом истец ФИО1 отработал в Якутской городской Думе до 31 октября 2018 года, уволен по собственному желанию с 01 ноября 2018 года, в связи с этим он не может быть лишен права на выплату ему материального стимулирования за проработанный период, то есть пропорционально отработанному времени, поскольку иное поставит его в неравное положение с другими работниками.

Возражение представителя ответчика о том, что 16 мая 2019 года распоряжением председателя Якутской городской Думы № 04-06/17 утвержден Порядок материального стимулирования работников Окружной администрации города Якутска, согласно п. 5.2 которого материальное стимулирование не выплачивается при увольнении работников, в связи с чем истцу не выплачено материальное стимулирование, несостоятельны, так как указанный Порядок утвержден в 2019 году, после увольнения истца, поэтому неприменим к правоотношениям сторон.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец просил взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.

Судебной коллегией установлено, что 10 февраля 2020 года между ФИО1, Б., У., Ф., Ж. и ФИО2 был заключен договор об оказании юридических услуг, стоимость которого составила 50 000 руб.

Указанные расходы документально подтверждены.

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, судебная коллегия, учитывая, что исковые требования удовлетворены, а также исходя из объема оказанных представителем юридических услуг, сложности дела, из условий заключенного договора об оказании юридических услуг нескольким лицам, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 330, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым признать за ФИО1 право на материальное стимулирование по итогам 2018 года.

Взыскать с Якутской городской Думы в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 10 000 рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Г. Васильева

Судьи С.Н. Сыренова

И.К. Холмогоров