ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-507/20 от 04.02.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Сурина Е.А.

дело № 2-507/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-461/2021

04 февраля 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Андрусенко И.Д., Жуковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Шаламовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области на решение Пластского городского суда Челябинской области от 02 октября 2020 года по иску Стяжкиной Ларисы Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области по доверенности Уваровой Е.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Стяжкиной Л.А, возражавшей относительно жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Стяжкина Лариса Анатольевна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области (далее - УПФР в г. Пласте) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в детском саду-яслях ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя социального приюта при Степнинской сельской администрации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку недостаточно стажа на соответствующих видах работ. Отказ полагает незаконным, так как более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имеет необходимый для досрочного назначения страховой пенсии стаж.

Истец Стяжкина Л.А. в судебном заседании суда первой инстанции настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика УПФР в г. Пласте Челябинской области по доверенности Уварова Е.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд вынес решение, которым частично удовлетворил исковые требования, признал незаконным решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; возложил на УПФР в <адрес> обязанность включить в специальный стаж Стяжкиной Л.А. по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в детском саду-яслях ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя социального приюта при Степнинской сельской администрации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет размера страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в <адрес> просит отменить решение суда в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периодов работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перерасчете размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в стаж на соответствующих видах работы не подлежит включению период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно карточке-справке за <данные изъяты> годы у истца отсутствуют выходы на работу, начисление заработной платы, а также имеется отметка о нахождении ее в отпуске по уходу за ребенком, <данные изъяты> года рождения; МКДОУ «Детский сад » <адрес> не представило документов, подтверждающих стаж работы, ввиду их уничтожения пожаром в <данные изъяты> году; судом необоснованно включен в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем социального приюта при Степнинской сельской администрации, так как наименование образовательного учреждения не соответствует по типу и виду учреждениям, предусмотренным Списками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а уплата страховых взносов за указанный период работы не является основанием для включения спорного периода в стаж на соответствующих видах работ. Также, по мнению подателя жалобы, не подлежал включению в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в МУ «Социальный приют для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, поскольку не представлено доказательств выполнения в указанный период нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в выписке из ИЛС отсутствует код льготного условия труда; в стаж на соответствующих видах работ не подлежал включению период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, поскольку период работы документально не подтвержден; справка, уточняющая характер работы не представлена; ответы из архивных отделов не поступили. Кроме того, автор жалобы указывает на то, что судом необоснованно возложена на пенсионный орган обязанность по перерасчету размера пенсии, поскольку истцом были заявлены требования о назначении страховой пенсии по старости; судом не приняты во внимание положения Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и только в обжалуемой части, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по запросу суда апелляционной инстанции дополнительные (новые) доказательства, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечении».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Перечнем от 17 декабря 1959 года № 1397 предусмотрена должность воспитателя и учреждения: детские сады и объединенные ясли-сады (независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком от 06 сентября 1991 года № 463 предусмотрены воспитатели детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), детских домов всех типов и наименований, домов ребенка.

Списком от 22 сентября 1999 года № 1067 предусмотрены воспитатели в учреждениях социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков.

Списком от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены воспитатели и учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, ясли-сад.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Стяжкина Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве воспитателя в детском саду-яслях ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем социального приюта при Степнинской сельской администрации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем в МУ «Социальный приют для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, что подтверждается сведениями из трудовой книжки истца.

ДД.ММ.ГГГГ Стяжкина Л.А. обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ Стяжкиной Л.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 6-10).

Как следует из указанного решения, по имеющимся в распоряжении территориального органа документам продолжительность стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей с учетом норм Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ- составила <данные изъяты>.

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в детском саду-яслях , поскольку согласно карточке-справке за 1994-1995 годы отсутствуют выходы на работу, начисление заработной платы, имеется пометка д/о; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя социального приюта при Степнинской сельской администрации, поскольку наименование образовательного учреждения не соответствует по типу и виду Спискам от 1991 года, 1999 года, 2002 года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, поскольку не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, поскольку период работы документально не подтвержден; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Правилами от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Стяжкиной Л.А. в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды истец работала в общеобразовательном учреждении для детей, характер работы истца в указанном учреждении полностью соответствовал работе педагогического работника, осуществляющего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, неоднократные изменения наименования учреждения не изменяли тип образовательного учреждения и выполняемую им функцию; в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом Стяжкиной Л.А. сохранялись рабочее место и средняя заработная плата, а также уплачивались работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, то предметом проверки суда апелляционной инстанции в указанной части оно не является. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Удовлетворяя исковые требования Стяжкиной Л.А. в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя социального приюта при Степнинской сельской администрации, суд первой инстанции исходил из того, что наименование образовательного учреждения соответствует по типу и виду учреждениям, предусмотренным Списком от ДД.ММ.ГГГГ, Списком от ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы ответчика об обратном, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.

Так, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ открыт приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Отделу образования администрации поручено разработать смету на содержание приюта; финансовому отделу администрации предписано финансирование осуществлять через Степнинскую сельскую администрацию (л.д. 108).

В исторической справке об учреждении, выданной директором МУСО «Социальный приют для детей и подростков» <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за , указано, что учреждение за период своей деятельности согласно Уставу от ДД.ММ.ГГГГ, изменению от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению главы Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, изменению от ДД.ММ.ГГГГ имело следующие наименования: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на титульном листе Устава – муниципальное учреждение социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <адрес>; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» <адрес>; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» <адрес>; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» Пластовского муниципального района <адрес> (л.д. 75).

Как следует из справки МБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ, Стяжкина Л.А. работала воспитателем в режиме полного рабочего дня на 1 ставку заработной платы в МУ «Социальный приют для детей и подростков» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. МУ «Социальный приют» переименован в МУСО «Социальный приют для детей и подростков» на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с <адрес>-ЗО от ДД.ММ.ГГГГ МУСО «Социальный приют для детей и подростков» <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ считается МУСО «Социальный приют для детей и подростков» <адрес>, которое, в свою очередь, реорганизовано путем присоединения к МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом», переименованное на основании постановления Администрации Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (л.д. 20, 23).

По информации Главы Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда апелляционной инстанции, администрацией поселения проводилось только обслуживание лицевых счетов сотрудников социального приюта с 1996 года по 2003 год (л.д. 150).

В решении пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно Уставу от ДД.ММ.ГГГГ приют является государственным учебно-воспитательным учреждением системы социальной защиты населения РФ, осуществляющим комплекс мер по социальной защите лишенных родительских прав и оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних, созданию благоприятных условий для развития личности; приют создан для временного проживания детей-сирот, детей родителей, лишенных родительских прав и оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 4 до 18 лет. Дети и подростки содержатся в приюте, как правило, не более шести месяцев.

Таким образом, совокупностью доказательств, в том числе и указанием в наименовании учреждения на категорию детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), подтверждается, что социальный приют при Степнинской сельской администрации в период работы там истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя, являлся учреждением социального обслуживания, выполнявшим функции, тождественные функциям социального приюта для детей и подростков, поименованного в Списках от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ как учреждение, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно включил указанный выше период работы в льготный стаж истицы.

Также судебная коллегия принимает во внимание, что период работы истца в той же должности и в том же учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитаны по решению пенсионного органа в специальный стаж Стяжкиной Л.А.

Доводы жалобы ответчика о том, что не подлежат включению в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в МУ «Социальный приют для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, поскольку не представлено доказательств выполнения в указанный период нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в выписке из ИЛС отсутствует код льготных условий труда; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в МУ «Социальный приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, поскольку период работы документально не подтвержден; справка, уточняющая характер работы, не представлена; ответы из архивных отделов не поступили, несостоятельны.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных данными Правилами.

Согласно справке МБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей по запросу суда апелляционной инстанции, Стяжкина Л.А. работала <данные изъяты> в режиме полного рабочего дня на 1 ставку заработной платы в МУ «Социальный приют для детей и подростков» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отвлечений от работы не имела, за исключением отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуска по уходу за ребенком до 1 года (до 1,5 лет) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 164).

Приобщенными в суде апелляционной инстанции лицевыми счетами Стяжкиной Л.А., карточками-справками, расчетными листами за периоды с 2000 года по 2009 годы подтверждается, что Стяжкиной Л.А. ежемесячно производилась оплата по должности воспитателя за ставку заработной платы (л.д. 151-158, 169-196).

Из справки МУСО «Социальный приют для детей и подростков» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что учреждение организовано в 1996 году, работает в режиме полной рабочей недели, без простоев и забастовок (л.д. 76).

Таким образом, учитывая, что Стяжкина Л.А. работала в должности и учреждении, прямо предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, характер работы истца в указанном учреждении полностью соответствовал работе педагогического работника, осуществляющего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы Стяжкиной Л.А. в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежали включению в специальный стаж.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31 марта 2011 года №258Н, работа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе и стаж с особыми условиями труда. В то же время, отсутствие на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведений с указанием кода особых условий труда (в данном случае за период до 01 января 2005 года), не должно влиять на права работника и ставиться в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд Российской Федерации. Тогда как совокупностью доказательств по делу подтверждена работа истца в спорные периоды после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (10 февраля 1998 года) в должности и учреждениях для детей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Включая в специальный стаж Стяжкиной Л.А. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в детском саду-яслях , суд первой инстанции исходил из того, что Стяжкина Л.А. работала в должности и учреждении, прямо предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права.

Так, судом не учтено, что в карточках-справках за 1994-1995 годы отсутствуют сведения о начислении Стяжкиной Л.А. заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, а в карточке-справке за 1995 год имеется запись о нахождении ее в отпуске по уходу за ребенком, 1992 года рождения (л.д. 27-28). При этом начисление заработной платы производилось только с января по сентябрь 1994 года и с июля по октябрь 1995 года, когда истица была принята временно на работу воспитателем.

МКДОУ «Детский сад » <адрес> документов, подтверждающих период работы, не представило ввиду их уничтожения пожаром в 2000 году (л.д. 59).

В трудовой книжке Стяжкиной Л.А. имеется запись за от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении из штата детского сада-яслей на основании приказа от этой же даты в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет и сокращением занимаемой должности (л.д. 11 оборот).

При этом ДД.ММ.ГГГГ ребенок Стяжкиной Л.А. действительно достиг возраста 3-х лет.

Судом не учтено, что с принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде ФИО2», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ ФИО2).

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после указанной даты).

Принимая во внимание приведенные выше доказательства, имеются основания для вывода о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в детском саду-яслях истец не осуществляла педагогическую деятельность, находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, который начался после ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в штат детского сада-яслей ), что исключает возможность его включения в стаж на соответствующих видах работ. В связи с чем решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части заслуживают внимания.

Возлагая на УПФР в <адрес> обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии Стяжкиной Л.А. в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ, и отказывая в назначении страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что на день обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ стаж педагогической деятельности истца составил 25 лет 11 месяцев 18 дней.

Судебная коллегия находит решение суда в указанной части подлежащим отмене ввиду нарушения норм процессуального права и неправильного применения норм материального права.

Вывод суда первой инстанции, содержащийся в резолютивной части решения, о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии Стяжкиной Л.А. в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ сделан в нарушение части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как суд вышел за пределы заявленных истцом требований. Истец Стяжкина Л.А. требования о перерасчете размера пенсии не заявляла, просила суд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-5).

Разрешая требования Стяжкиной Л.А. о возложении на УПФР в <адрес> обязанности назначить Стяжкиной Л.А. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховую пенсию по старости, судебная коллегия учитывает следующее.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентировано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» установлено, что в случае возникновения в 2019 году права на досрочную страховую пенсию по старости лицам, указанным в пунктах 19 – 21 части 1 ст. 30 указанного Закона, срок назначения такой страховой пенсии составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом положением части 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Поскольку с учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы по решению пенсионного органа (15 лет 9 месяцев 24 дня) и по решению суда (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды работы воспитателем) на дату обращения к ответчику – ДД.ММ.ГГГГ стаж педагогической деятельности Стяжкиной Л.А. составил <данные изъяты> то, принимая во внимание положения части 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежит назначению Стяжкиной Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для назначения страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пластского городского суда Челябинской области от 02 октября 2020 года отменить в части удовлетворения исковых требований Стяжкиной Ларисы Анатольевны о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области обязанности зачесть в специальный стаж по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 01 октября 1994 года по 17 мая 1995 года в качестве воспитателя в детском саду-яслях № 1, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Это же решение в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Стяжкиной Ларисы Анатольевны в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 20 ноября 2019 года, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ, отменить.

Это же решение суда в части отказа в удовлетворении требований Стяжкиной Ларисы Анатольевны о назначении страховой пенсии по старости отменить, принять по делу новое решение.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области обязанность назначить Стяжкиной Ларисе Анатольевне в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховую пенсию по старости с 20 января 2020 года.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: