ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-508/2022 от 27.09.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Шубакова Е.С.

Дело № 2-508/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-11767/2022

27 сентября 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Доевой И.Б., Елгиной Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Бурлаковой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Агеева Николая Борисовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о защите пенсионных прав

по апелляционной жалобе Агеева Николая Борисовича на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 06 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Агеева Н.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Агеев Н.Б. с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о защите пенсионных прав (далее ОПФР по Челябинской области) о признании периода срочной военной службы с 14 апреля 1982 года по 04 июля 1984 года и периода нахождения на военных сборах с 01 июля 1991 года по 10 октября 1991 года приравненной к льготному Списку № 1 в двойном размере, считать и быть достаточной для выхода на пенсию раньше установленного срока в 65 лет, считать гестационный возраст с 01 марта 1962 года по 30 ноября 1962 года началом отсчета возраста человека (л.д. 4-5, 54).

В обоснование исковых требований указано, что военная защита государства является основной и первостепенной задачей государства. Пенсионный фонд унизил всех бывших военнослужащих срочной службы, приравняв военную службу по призыву к уходу за лицами старше 80 лет. Служба в армии по призыву 1 год – 1,8 балла, уход за лицами старше 80 лет 1 год – 1,8 балла. Тем самым Пенсионный фонд оскорбил чувства старшего поколения, которое проходило военную службу по призыву. Военная служба по призыву является особым видом государственной военной службы с ненормированным, опасным, тяжелым и ответственным трудом, что никак не идет в сравнение с уходом за лицами старше 80 лет и также противоречит положениям пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Пенсионный фонд не учитывает время службы в армии по призыву в длительный стаж работы при том, что служба в армии определена статьей 59 Конституции Российской Федерации и законами, которые дают социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Пенсионный фонд считает возраст человека, выходящего на пенсию без гестационного возраста. Полагает, что в целях пенсионного обеспечения должен учитываться гестационный возраст человека.

Истец Агеев Н.Б. в судебном заседании суда первой инстанции настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом дополнений.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области Кулябина М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на их необоснованность.

Решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 06 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований Агеева Н.Б. отказано (л.д. 66-71).

В апелляционной жалобе истец Агеев Н.Б. просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права, настаивая на том, что период срочной военной службы с 14 апреля 1982 года по 04 июля 1984 года и период нахождения на военных сборах с 01 июля 1991 года по 10 октября 1991 года должны быть приравнены к льготному Списку № 1 в двойном размере, что гестационный возраст должен быть началом отсчета возраста человека (л.д. 84).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Агеев Н.Б., года рождения, с заявлением в ОПФР по Челябинской области о назначении страховой пенсии по старости, либо досрочной страховой пенсии по старости не обращался.

Как следует из ответа ОПФР по Челябинской области от 20 декабря 2021 года на обращение Агеева Н.Б. от 14 декабря 2021 года, последнему разъяснены условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, порядок исчисления страхового стажа, а также о том, какие периоды наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются в страховой стаж; также разъяснено, что для проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии и в целях определения права выхода Агеева Н.Б. на пенсию он может обратиться в клиентскую службу (на правах отдела) в г. Верхнем Уфалее, а также указан перечень документов, необходимых для подтверждения трудовой деятельности (л.д. 11-12).

Из материалов дела также следует, что на обращение Агеева Н.Б. от 20 января 2022 года ОПФР по Челябинской области 07 февраля 2022 года был дан ответ, в котором разъяснено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей, предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также повторно разъяснены условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, порядок исчисления страхового стажа, а также о том, какие периоды наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются в страховой стаж (л.д. 13-15).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, правильно применив положения пенсионного законодательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Агеева Н.Б.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Проверяя по доводам апелляционной жалобы истца решение суда в указанной части, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, полагая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, с 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу этого Закона ранее регулирующий пенсионные отношения Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Размер страховой пенсии по старости определяется в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) на стоимость одного ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»; 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; 8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности; 9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Вопреки ошибочным доводам автора, обращения Агеева Н.Б. в пенсионный орган рассмотрены надлежащим образом и в соответствии с установленным порядком, а несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о допущенных нарушениях ОПФР по Челябинской области при рассмотрении его обращения, учитывая, что произвести оценку пенсионных права истца в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, порядок исчисления страхового стажа, а также о то, какие периоды наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются в страховой стаж, определить наиболее выгодный вариант расчета пенсии возможно только после обращения в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении пенсии по достижении пенсионного возраста с приложением документов, подтверждающих право на назначение страховой пенсии и влияющие на ее размер.

Кроме того, судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в силу положений статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью, то есть возникновение и прекращение правоспособности закон связывает с естественными событиями, правоспособность не является биологическим свойством человека, она не возникает в силу природы человека. Это социально-правовое свойство, которое определяется нормами права и является юридическим основанием для приобретения субъективных прав.

Доводы апелляционной жалобы истца, оспаривающие выводы суда в указанной части, в частности: о признании периода срочной военной службы с 14 апреля 1982 года по 04 июля 1984 года и периода нахождения на военных сборах с 01 июля 1991 года по 10 октября 1991 года приравненной к льготному Списку № 1 в двойном размере, о возможности считать гестационный возраст с 01 марта 1962 года по 30 ноября 1962 года началом отсчета возраста человека, фактически направлены на оспаривание положений действующего пенсионного и гражданского законодательства, регламентирующего условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, порядок исчисления страхового стажа, а также о том, какие периоды наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются в страховой стаж (в том числе в льготном исчислении), а также момент возникновения и прекращения правоспособности граждан, что является недопустимым, как следствие, указанные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на исключительно субъективном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, примененных судом при разрешении данного дела.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Агеевым Н.Б. требований у суда первой инстанции не имелось, в иске было отказано правомерно, доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, аналогичны основаниям заявленного иска, соответственно, проверялись судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.

Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные и иные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В целом доводы апелляционной жалобы истца являются аналогичными его правовой позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции. Позиция ответчика проанализирована судом первой инстанции, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемом судебном акте. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 06 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агеева Николая Борисовича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 октября 2022 года.