ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-50/2021 от 13.08.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-4879/2021 (в суде первой инстанции № 2-50/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2021 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Гвоздева М.В.,

судей Галенко В.А., Жельнио Е.С.,

при секретаре Шитове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лубяненко М.В. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 февраля 2021 года по гражданскому делу по иску Лубяненко М.В. к администрации г.Комсомольск-на-Амуре, муниципальному унитарному предприятию «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт Ленинского округа» г.Комсомольска-на-Амуре о признании решения о невыплате премии незаконным, взыскании премиальных выплат, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лубяненко М.В. обратился в суд с иском к администрации г.Комсомольск-на-Амуре, МУП «КОБР ЛО» о признании решения о невыплате премии незаконным, взыскании премиальных выплат, компенсации морального вреда, указав, что распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 7-рн от 08.02.2012г. назначен директором МУП «КОБР ЛО» с 06.02.2012г. Постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре от 27.05.2020г. № 12-пн освобожден от должности, трудовой договор с ним расторгнут. Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 21.12.2010г. № 3907-па «Об утверждении положения об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования - городской округ «г.Комсомольск-на-Амуре» руководителям муниципальных унитарных предприятий установлены дополнительные выплаты, в частности, по итогам работы за год, по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год. По итогам работы МУП за 2019 год подготовлен и направлен в отраслевой орган отчет руководителя об эффективности управления за 2019 год. Комиссией по мониторингу и анализу финансового-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края принято решение не выплачивать годовое поощрение за 2019 год руководителям МУП «ЕРКЦ» и МУП «КОБР ЛО».

Просит признать незаконным решение не выплачивать премиальную выплату по результатам оценки эффективности деятельности предприятия и премиальную выплату за достижение предприятием значений финансово-хозяйственной деятельности, взыскать с МУП «КОБР ЛО» премиальные выплаты в общем размере 110 700 руб., компенсацию морального вреда 30 000 руб.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11.02.2021г. в удовлетворении исковых требований Лубяненко М.В. отказано.

В апелляционной жалобе Лубяненко М.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих трудовую деятельность муниципальных служащих, неправильный вывод суда о том, что выплата премии зависит от желания работодателя, отказ в удовлетворении иска с указанием на то, что на момент рассмотрения вопроса о выплате премии был уволен.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в ч.3 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ срок. Ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило. Администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с 06.02.2012г. по 27.05.2020г. Лубяненко М.В. осуществлял трудовую деятельность в должности руководителя МУП «КОБР ЛО».

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21.10.2010г. № 3907-па утверждено Положения об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий города Комсомольска-на-Амуре.

В соответствии с пунктом 1.10. данного Положения руководителю муниципального унитарного предприятия могут выплачиваться: премиальная выплата по результатам оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий по итогам работы за год; премиальная выплата за достижение предприятием значений финансово- хозяйственной деятельности, которые являются лучшими по сравнению с утвержденными плановыми значениями финансово-хозяйственной деятельности предприятия; единовременное поощрение к ежегодному отпуску и выплаты социального характера.

Согласно постановлению администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14.04.2016г. № 1005-па в целях повышения эффективности и качества труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, развития их творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, а также обеспечения единого подхода к определению размера их вознаграждения по итогам работы за год утверждено Положение об оценке эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования - городской округ «г. Комсомольск-на-Амуре», определяющее основания, порядок, критерии оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с данным Положением основанием для оценки эффективности деятельности руководителей является годовой отчет руководителя, представляемый по форме и в сроки, установленные отраслевым органом администрации г.Комсомольска-на-Амуре, курирующим деятельность предприятия (п.2.1). По каждому критерию формируются значения, позволяющие оценить эффективность деятельности руководителя (п.2.3). Каждому значению критерия присваивается соответствующая оценка в баллах (п.2.4). Оценка эффективности деятельности руководителей проводится один раз в год (до 30 мая) отраслевым органом администрации города Комсомольска-на-Амуре (п.2.5). Вопросы об оценке эффективности деятельности руководителей рассматриваются на заседании комиссии по мониторингу и анализу финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Комсомольска-на-Амуре (п.2.6). По результатам оценки эффективности деятельности руководителей Комиссией принимается одно из следующих решений о поощрение или отказе в поощрении руководителя в виде премиальных выплат по итогам работы (п.4.1).

Система мотивации руководителя по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год включает в себя следующие стимулирующие выплаты: премиальная выплата руководителю по результатам оценки эффективности деятельности предприятия; премиальная выплата руководителю за достижение предприятием значений финансово-хозяйственной деятельности, которые являются лучшими по сравнению с утвержденными плановыми значениями финансово-хозяйственной деятельности предприятия (п.п. 5.1, 5.1.1, 5.1.1.1).

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относятся премиальная выплата руководителю по результатам оценки эффективности деятельности предприятия; премиальная выплата руководителю за достижение предприятием значений финансово-хозяйственной деятельности, которые являются лучшими по сравнению с утвержденными плановыми значениями финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Из Положения об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий города Комсомольска-на-Амуре, Положения об оценке эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования - городской округ «г. Комсомольск-на-Амуре» следует, что спорные премиальные выплаты являются стимулирующими, к фактора, обуславливающими получении данных выплат руководителями относятся эффективная работа предприятия, достижение предприятием лучших значений финансового хозяйственной деятельности по сравнению с утвержденными плановыми значениями финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по мониторингу и анализу финансового-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10.06.2020г. № 1, итоговая оценка эффективности деятельности руководителя МУП «КОБР ЛО» определена 0,4 балла, предлагаемый размер премиальных выплат по результатам эффективности деятельности предприятия 41 000 руб., предприятием критерии выполнены более 100%, предлагаемый размер премиальных выплат за достижение значений финансово-экономической деятельности предприятия 20 500 руб. По предложение членов комиссии, в связи с увольнением в 2020 году директора МУП «КОБР ЛО» решено рассмотреть дополнительно премиальные выплаты директору, управлению дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города, Управлению жилищно-коммунального хозяйства в срок до 17.06.2020г. предложено представить в Комитет по управлению имуществом дополнительную информацию по вопросу выплаты годового поощрения директору МУП «КОБР ЛО».

В соответствии с решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011г. №69 «О контрольно-счетном органе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», постановлением от 14.12.2011г. №91 «Об утверждении положения о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате» проведена плановая проверка в МУП «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт Ленинского округа» г. Комсомольска-на-Амуре по вопросу «Оценка правомерности осуществления расчетов и полноты получения доходов в соответствии с уставной деятельностью МУП «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт Ленинского округа» г. Комсомольска-на-Амуре за 2018-2019 года (выборочно).

По результатам проведенного планового контроля мероприятия установлено: не все виды деятельности, которые фактически оказывались в МУП «КОБР ЛО», зарегистрированы в ЕГРЮЛ; без письменного согласия собственника в 2018-2019 годах МУП «КОБР ЛО» были предоставлены займы в размере 1 655 000 руб.; первичные документы предоставлены к проверке без распечатанных и подписанных регистров синтетического учета; в бухгалтерском учете МУП «КОБР ЛО» использовались счета, не утвержденные в рабочем плане счетов; МУП «КОБР ЛО» не проявило инициативу для утверждения фактически оказываемых услуг по уборке и вывозу мусора, биологических отходов за животными; МУП «КОБР ЛО» осуществлена передача имущества без согласия собственника и без взимания арендной платы, в связи с чем в бюджет города не поступили доходы в размере 93 582 руб.; недополученный доход МУП «КОБР ЛО» от сдачи в аренду недвижимого имущества за 2019 год составил 388 496 руб. 97 коп.; неэффективный расход средств предприятия составил 1 010 717 руб.; сумма нарушений и переплат по договорам гражданско-правового характера в 2019 году составила 290 757 руб. 92 коп.; в нарушение ст.704 Гражданского кодекса РФ предприятием заключены субподрядные договоры по муниципальным контрактам; в реестр договоров ЕИС не размещена информация по 17 договорам субподряда, сумма которых превышает 100 000 руб., заключенных на сумму 6 651 268 руб. 31 коп.; не размещена информация о заключенном контракте с ИП Коплуновым Д.Н. на сумму 1 999 998 руб., неисполнение контракта составило 499 378 руб.; сумма штрафных санкций не предъявленных подрядчику ИП Коплунову за невыполнение контракта в полном объеме составила 49 938 руб.; нарушение в части текущего содержания парка «Судостроитель», выраженное в том, что при заключении договора с единственным поставщиком ИП Украинская Е.С. не был изучен рынок работ и услуг с целью выбора лучшего предложения, сумма штрафных санкций 91 615 руб. за невыполнение договора №47 от 08.05.2019г. не предъявленная подрядчику ИП Украинская Е.С.; в результате заключения без согласия собственника договора аренды № от 01.10.2018г. недополученный доход составил 355 000 руб.; недополучен доход от Пугачевой И.С. по договору аренды в размере 116 838 руб. 74 коп., кроме того с Пугачевой И.С. не заключен договор на возмещение коммунальных услуг. Выявленные нарушения на 2 286 878 руб. 86 коп. повлияли на снижение прибыли до налогообложения на сумму 688 000 руб. и как следствие к снижению отчислений от прибыли предприятия в местный бюджет.

В соответствии с протоколом № 2 комиссии по мониторингу и анализу финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 04.08.2020г., утвержденным заместителем председателя Комитета по управлению имуществом, принято решение не выплачивать годовое поощрение руководителю МУП «КОБР ЛО».

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение об оценке работы Лубяненко М.В. по итогам работы за 2019 год принято комиссией по мониторингу и анализу финансового-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в соответствии с положениями локальных нормативных актов администрации, с учетом личной эффективности и результативности работника, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. То обстоятельство, что предприятием были достигнуты необходимые для выплаты премии показатели при наличии установленных нарушений при осуществлении руководства предприятием, недополученных им доходах, не может рассматриваться в качестве равноценного встречного предоставления внесенному работником трудовому вкладу.

Ошибочные ссылка суда на неподлежащие применению при разрешении данного спора нормы материального права, вывод о том, что выплата премии зависит от желания работодателя, отказ в удовлетворении иска в том числе по мотиву прекращения трудовых отношений с работником на момент выплаты премии не привели к неправильному разрешению спора по существу в связи с чем не могут являться основанием для его отмены.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда и могли повлиять на принятое решение, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 февраля 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Лубяненко М.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи