КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Стома Д.В. Дело № 2-5102/2020
33-1071/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2021 г. г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Алексенко Л.В., Уосис И.А.
при секретаре Быстровой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО2 на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 25 ноября 2020 г. по гражданскому делу по иску ФИО2 к ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным приказа, решения об отказе в продлении выплаты пособия, возложении обязанности выплатить пособие по безработице и доплату на несовершеннолетнего ребенка.
Заслушав доклад судьи Алексенко Л.В., объяснения истца ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» (далее – Центр занятости населения) о признании незаконным приказа от 05.09.2019 в части признания его безработным с 29.08.2019 и установления периода выплаты с 29.08.2019 по 28.02.2020, признании незаконным решения об отказе в продлении выплаты пособия по безработице и признании за истцом права на продление выплаты, возложении обязанности выплатить пособие по безработице и доплату на несовершеннолетнего ребенка в соответствии с постановлением Правительства РФ №844 от 10.06.2020.
В обоснование иска указал, что является инвалидом <данные изъяты>, имеет на иждивении несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. 29.08.2019 истец обратился в Центр занятости населения с заявлением о получении государственной услуги в целях поиска подходящей работы, представив пакет необходимых документов. Приказом от 05.09.2019 он был признан безработным, и в течение 6 месяцев получал пособие по безработице в максимальном размере. Последнее начисление пособия произведено 04.03.2020.
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2020 №844 внесены изменения в части продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и утратившими после 01.03.2020 право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты. Однако в Центре занятости населения истцу сообщили, что выплата пособия начислялась ему не со дня издания приказа о признании безработным, а со дня обращения с заявлением о признании безработным. Поскольку период выплаты пособия был установлен с 29.08.2019 по 28.02.2020, истец утратил право на получение пособия до 01.03.2020, следовательно, права на продление срока выплаты пособия не имеет. С письменными отказами Центра занятости населения от 10.08.2020 и Министерства социальной политики Калининградской области от 12.08.2020, которыми в продлении выплаты пособия по безработице по указанным выше основаниям, не согласен, считал их незаконным, нарушающими его имущественные права.
Полагал, что он необоснованно, в нарушение положений ст. 3 Закона о занятости населения был признан безработным с первого дня предъявления необходимых документов, а именно с 29.08.2019. Соответственно, ему неправильно был установлен период выплаты пособия. Кроме того, право на получение пособия по безработице было реализовано им 02.03.2020, когда он прошел перерегистрацию в службе занятости населения, а пособие по безработице в размере 3034,48 руб. Центром было начислено 04.03.2020.
Судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Рассмотрев дело, 25.11.2020 суд принял решение, которым ФИО2 в удовлетворении исковых требований к ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконными приказа, решения об отказе в продлении выплаты пособия, возложении обязанности выплатить пособие по безработице и доплату на несовершеннолетнего ребенка отказано.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат положениям статей 3, 31 Закона о занятости населения, Приказу Минтруда России от 22.02.2019 №116н, постановлению Правительства РФ от 10.06.2020 №844. Повторяя доводы иска, продолжает настаивать на том, что в нарушение ст. 3 Закона РФ от 29.04.1991 №1032-1 он был признан безработным до истечения установленного 10-тидневного срока, соответственно ему неправильно был установлен период выплаты пособия. Кроме того, считает, что право на получение пособия по безработице было реализовано им 02.03.2020, когда истец прошел перерегистрацию в службе занятости населения, после чего ему было начислено пособие по безработице в размере 3034,48 руб. Однако правовой оценки доводам истца в решении суда дано не было.
ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании истец ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель ответчика ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости необходимых документов (абз.2). При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абз.3).
В соответствии со статьей 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п.1). Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2). Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п.3). Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п.4). Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (п.6).
Порядок осуществления органами службы занятости социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачи предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам определен Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н.
Правилами предусмотрено, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.5). Пособие по безработице назначается гражданам с первого дня признания их безработными, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости населения (п.6). Начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным (п.7). Последующие начисления пособия по безработице (при отсутствии со стороны гражданина нарушений законодательства о занятости населения) осуществляются за фактическое количество дней безработицы, включая день последней перерегистрации гражданина в качестве безработного (п.8).
Разрешая заявленные требования, суд установил, что ФИО2 29.08.2019 обратился в Центр занятости населения с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного, предъявив необходимый пакет документов.
Приказом №№ от 05.09.2019 ФИО2 был признан безработным с 29.08.2019 и ему назначено пособие по безработице на период с 29.08.2019 по 28.02.2020 (6 месяцев) в максимальном размере. В тот же день ФИО2 был ознакомлен с приказом под роспись. В период с 29.08.2019 по 28.02.2020 ФИО2 получил пособие по безработице в сумме 48498,55 руб.
Пунктом 1(1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 №346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» установлено, что:
гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 01.03.2020, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - июне 2020 г. устанавливается в размере 12130 руб.;
гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 01.03.2020 и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2020 №844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» пункт 1(1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 №346 дополнен, в том числе, следующими абзацами:
гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - сентябре 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю);
гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 01.03.2020 право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01.10.2020, в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.
20.07.2020 истец со ссылкой на указанное постановление Правительства обратился в Центр занятости населения и Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о продлении выплаты пособия по безработице, на что получил ответы от 10.08.2020 и от 12.08.2020 соответственно, о том, что права на продление срока выплаты пособия истец не имеет, поскольку право на получение пособия он утратил до 01.03.2020, учитывая, что он был признан безработным с 29.08.2019 и период выплаты пособия установлен с 29.08.2019 по 28.02.2020.
Соглашаясь с доводами ответчика и отказывая ФИО2 в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что поскольку истец утратил право на получение пособия до 01.03.2020, положения пункта 1(1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 №346 в редакции постановления Правительства РФ от 10.06.2020 №844 на него не распространяются.
Такой вывод суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит обстоятельствам дела и правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно материалам личного дела безработного № №, ФИО2 обратился в Центр занятости населения с заявлением и необходимыми документами 29.08.2019. Ему были оказаны государственные услуги по информированию о положении на рынке труда, социальной адаптации, психологической поддержке, профориентации, содействие в поиске подходящей работы: было предложено два направления на работу: ГБУ «ОГПС и ГО» по специальности юрисконсульт (на момент обращения к работодателю вакансия была занята); МП «Калининградтеплосеть» по специальности инженер (отказ работодателя по причине несоответствия стажу работы).
05.09.2019, то есть в установленный законом срок (не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости необходимых документов) Центром было решение о признании ФИО2 безработным. Приказ №№ от 05.09.2019 в этой части истцом не оспаривается.
Дата, с которой ФИО2 был признан безработным, вопреки доводам апелляционной жалобы, в приказе указана правильно, в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения - с первого дня предъявления документов.
Доводы жалобы о том, что такое решение могло быть принято по истечении 10 дней со дня его регистрации в случае, если ему не могла быть предоставлена работа, несостоятельны, поскольку из буквального толкования указанной нормы следует, что гражданин признается безработным с первого дня предъявления необходимых документов при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации, а не по истечении указанного срока.
Кроме того, поскольку ФИО2 не была предоставлена подходящая работа ни в течение 10 дней со дня подачи им документов, ни в дальнейшем, истец в любом случае был бы признан безработным со дня обращения в Центр занятости, то есть с 29.08.2019, независимо от даты издания приказа о признании истца безработным.
По этим же основаниям судом были отклонены как необоснованные доводы истца о том, что Центром занятости была нарушена процедура поиска ему подходящей работы, и поиск вакансий должен был осуществляться до истечения установленного 11-тидневного срока.
Пособие по безработице было назначено истцу с первого дня признания его безработным, что соответствует статье 31 Закона о занятости населения и Правилам, утвержденным Приказом Минтруда России от 22.02.2019 №116н.
Таким образом, Центр занятости населения обоснованно признал истца безработным и назначил ему пособие на 6 месяцев, начиная с 29.08.2019.
Вне зависимости от даты перерегистрации безработного период выплаты пособия по безработице в силу статьи 31 Закона о занятости населения не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении. Шестимесячный срок выплаты такого пособия истек до 01.03.2020, в связи с чем оснований для применения положений пункта 1(1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 №346 в редакции постановления Правительства РФ от 10.06.2020 №844 к спорным правоотношениям у Центра не имелось. При этом доплата на детей, которая входит в состав пособия, положена лицам, уволенным с 01.03.2020, что также неприменимо к истцу.
При разрешении спора суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства и оценил их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом основаны на неверном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно. Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 25 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: