ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5109/20 от 19.02.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 февраля 2021 г. по гражданскому делу № 33-1013/2021

(в суде первой инстанции дело № 2-5109/2020, УИД 77RS0016-01-2020-012825-43)

город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Жельнио Е.С.

судей Пестовой Н.В., Серёгиной А.А.

при секретаре Шадрине Б.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения представителя ОАО «РЖД» Филипповой О.В., действующей на основании доверенности от 02.09.2020, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тындинский транспортный прокурор обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий.

В обосновании исковых требований указал, что Тындинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в Тындинском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Тангомен, находящейся в собственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и расположенной по адресу: 676560, Амурская область, Зейский район. Проверкой установлено, что ОАО «Российские железные дороги» мероприятия по категорированию объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тангомен не проведены, в связи с чем категория объекта транспортной инфраструктуры не присвоена, что препятствует проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тангомен, в целях определения степени его защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. 24.04.2020 Тындинским транспортным прокурором в адрес руководителя Тындинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», внесено представление №02-04-2020 «Об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности», по результатам рассмотрения которого, должных мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства принято не было. Непринятие субъектом транспортной инфраструктуры мер по обеспечению исполнения требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу совершения преступлений и актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта.

Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить проведение категорирования железнодорожной станции Тангомен Тындинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги».

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2020 года исковые требования Тындинского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.

Судом постановлено обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение категорирования железнодорожной станции Тангомен Тындинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги».

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит об отмене судебного акта, как вынесенного с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта может быть произведено только Федеральным агентством железнодорожного транспорта. В компетенцию ОАО «РЖД» не входит категорирование объектов. Судом не учтено, что на дату принятия решения вступило в силу постановление Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1633 которым утверждены новые требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Указанным постановлением утверждены новые требования для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта не подлежащих категорированию. Считает, что железнодорожная станция Тангомен не подлежит включению в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. № 13 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», признает причины неявки истца неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ОАО «РЖД» Филиппова О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Просила решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тангомен выявлены нарушения федерального законодательства о транспортной безопасности выразившиеся в том, что до настоящего времени мероприятия по категорированию объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тангомен не проведены, в связи с чем категория объекта транспортной инфраструктуры не присвоена, что препятствует проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тангомен, в целях определения степени его защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Из представленных стороной ответчика документов следует, что ОАО «Российские железные дороги» в Дальневосточное региональное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта 20 марта 2020 г. письмом №1753/ДВОСТД, 25 апреля 2018 г. письмом №2821/ДВОСТД направлялись ходатайства об определении имеющихся степеней угроз совершения АНВ на железнодорожных станциях, с отнесением их к соответствующей категории объектов транспортной инфраструктуры. 27 июня 2019 года, также направлялось обращение письмом №4331/ДВОСТД о необходимости присвоения категорирования 49 объектам транспортной инфраструктуры.

29 июля 2019 года Дальневосточной дирекцией управления движением в Дальневосточное региональное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта направлено обращение № 5185/ДВОСТД с требованием предоставить ответ о причинах невыполнения требований статей 2 и 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части отсутствия присвоения категории объектам транспортной инфраструктуры, на что письмом от 14.08.2019 г. № 978 был получен ответ о том, что необходимые сведения для присвоения категории, указанным в обращении ОТИ в Агентство направляются; согласно статье 8 приказа № 62 информация о присвоении категории вышеуказанным ОТИ будет направлена Агентством субъекту транспортной инфраструктуры в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения категории.

27 ноября 2019 г. в адрес ФАЖТ «РОСЖЕЛДОР» вновь было направлено письмо №8397/ДВОСТД о присвоении категорировании ОТИ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 1, 4, 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495, установив, что ответчиком не представлены доказательства о предоставлении в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения об объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тангомен для проведения категорирования, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, при удовлетворении требований Тындинского транспортного прокурора суд первой инстанции руководствовался действующими на момент вынесения решения суда требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».

Вместе с тем, указанный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 года № 1742. Документ фактически утратил силу в связи с изданием Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года № 1633 и от 10.10.2020 года № 1653, утвердивших новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно п.1 ст.1 названного Федерального закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры (далее также - категорирование) - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (п. 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

Из пп. «а» п.5 Федерального закона следует, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ).

Пунктом 6 предусмотрено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, от угроз совершения актов незаконного вмешательства (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт10).

Уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства (пункт 13).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ); разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 № 15-ФЗ); осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

В силу ч.2 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

В порядке ч.3 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 4 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

В соответствии с п.5 ст.6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

В силу ч.1 ст. 7 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

В порядке ч.2 ст. 7 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В порядке п.1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации (часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Требования вступили в силу с 01 января 2021 г.

В силу ст.1 Требований настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры).

Настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию:

железнодорожные вокзалы и станции;

железнодорожные тоннели, мосты, эстакады;

участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».

Приказом Минтранса России от 28.08.2020 г. № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры не подлежащих категорированию по видам транспорта», вступившим в силу с 31.01.2021 г. определены объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащей категорированию по видам транспорта, согласно приложению к настоящему приказу. Указанным приказом приказ Минтранса России от 23.07.2014 № 196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» признан утратившим силу.

Из раздела IV приложения к приказу Минтранса России от 28.08.2020 № 331 следует, что железнодорожные станции, являющиеся обгонными пунктами, разъездами, путевыми постами, а также промежуточными со средним потоком пассажиров до 50 чел/ч в течение года не подлежат категорированию.

Как следует из материалов дела, в Перечень железнодорожных станций Тындинского центра организации работы входит разъезд Тангомен Зейский район п. Дугда.

С учетом изложенного, судебная коллегия исходя из нормативно-правовых актов действующих на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, приходит к выводу о том, что поскольку железнодорожная станция являющаяся разъездом Тангомен относится к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащей категорированию, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тындинского транспортного прокурора не имеется.

Согласно требованиям абз.2 ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Разрешая ходатайство представителя ответчика о приобщении к материалам дела распоряжения от 03.06.2020 Центральной дирекции управления движением Дальневосточной дирекции управления движением по отнесению железнодорожных станций Дальневосточной дирекции управления движением к категории (типу) и классу по своему назначению и объему выполняемой работы, судебная коллегия приходит к выводу о приобщении дополнительного доказательства для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Тындинского транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российское железные дороги» о понуждении к совершению действий.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2020 года отменить. Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Тындинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий отказать.

Апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - удовлетворить.

Председательствующий Е.С. Жельнио

Судьи А.А. Серёгина

Н.В. Пестова