ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5111/20 от 25.02.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Номер дела по первой инстанции № 2-5111/2020

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-998/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 февраля 2021 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Флюг Т.В.

судей Дорожкиной О.Б., Порохового С.П.

при секретаре Плиско Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя ответчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тындинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО "РЖД") о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что Тындинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в Тындинском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Силип, находящейся в собственности открытое акционерное общество «Российские железные дороги». ОАО «РЖД» до настоящего времени указанному центру категория объекта транспортной инфраструктуры не присвоена, что создает угрозу совершения преступлений и актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта. Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить проведение категорирования железнодорожной станции Силип Тындинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги».

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 ноября 2020 года исковые требования Тындинского транспортного прокурора удовлетворены.

Постановлено возложить обязанность на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение категорирования железнодорожной станции Силип Тындинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги».

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» ФИО1 просит решение суда отменить в полном объёме, ссылаясь на его незаконность, нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Суд не учел, что ОАО «РЖД» предприняло все действия, направленные на обеспечение проведения категорирования железнодорожной станции Силип, в связи с чем изначально исковые требования транспортного прокурора предъявлены необоснованно, так как ОАО «РЖД» в полной мере выполнило требования действующего законодательства, а осуществление самого категорирования в силу Закона о транспортной безопасности не входит в компетенцию ОАО «РЖД». Кроме того, постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1635 утверждены новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. В соответствии с внесенными изменениями железнодорожная станция Силип не подлежит включению в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не представлено.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Дальневосточной транспортной прокуратуры, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «РЖД» ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учёта всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Как следует из ч. 4 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 года № 495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тындинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Тындинским центром организации работы железнодорожных станций - структурным подразделением Дальневосточной дирекции управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Как следует из доводов истца ОАО «Российские железные дороги» не представлены в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму документы для присвоения категории объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Силип, что нарушает требования Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", что подтверждается материалами проверки.

Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, в том числе п. 1 ст. 6, п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального Закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ, согласно которым объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ОАО "РЖД" не принято должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ); непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, при этом факт отсутствия финансирования не является основанием для освобождения ответчика от необходимости присвоения объекту транспортной инфраструктуры соответствующей категории.

При удовлетворении требований прокурора суд первой инстанции руководствовался действующими на момент вынесения решения суда требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".

Вместе с тем, указанный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 года № 1742. Документ фактически утратил силу в связи с изданием Постановлений Правительства РФ от 08.10.2020 года № 1633 и от 10.10.2020 года № 1653, утвердивших новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

Приказом Минтранса России от 28.08.2020 года № 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2021 года № 62150, начало действия документа 31.01.2021 года) обновлен перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. В новый перечень включены, в частности, такие объекты, как: железнодорожные станции, расположенные на путях необщего пользования, на которых не производятся грузовые операции с опасными грузами. В данном перечне указано, что не подлежат категорированию железнодорожные станции, являющиеся обгонными пунктами, разъездами, путевыми постами, а также промежуточные со средним потоком пассажиров до 50 человек в час в течение года.

Согласно распоряжению Начальника Центральной дирекции Управления движением Дальневосточной дирекции управления движения от 03 июня 2020 года за № ДВОСТД-3121р железнодорожная станция Силип относится к разъездам 5 класса.

Таким образом, согласно названным выше нормативным актам на субъект транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объекта - железнодорожной станции Силип, которая не подлежит включению в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

При таких обстоятельствах требования прокурора на момент рассмотрения настоящего гражданского дела в апелляционной инстанции не обоснованы и не подлежат удовлетворению, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 ноября 2020 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Тындинскому транспортному прокурору в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи