ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-511/2021 от 30.11.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Урушева Е.К.

Дело №2-511/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-11661/2021

г. Челябинск 30 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Сакуна Д.Н.,

судей Мокроусовой Л.Н., Елгиной Е.Г.,

при секретаре ФИО1

с участием прокурора ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кыштыма Челябинской области, действующего в интересах Волковой Юлии Сергеевны к Управлению социальной защиты населения администрации Кыштымского городского округа Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения администрации Кыштымского городского округа Челябинской области на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 01 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, позицию прокурора, настаивающей на удовлетворении исковых требований, пояснения представителей ответчика – ФИО30., представителя третьего лица – Министерства социальных отношений Челябинской области – ФИО31., возражавших против удовлетворения исковых требований, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кыштыма Челябинской области, действующий в интересах несовершеннолетних ФИО16ДД.ММ.ГГГГ года рождении, ФИО19ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Кыштымского городского округа (далее - УСЗН администрации Кыштымского городского округа) о признании незаконным решения № 865 от 11 декабря 2020 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; возложении обязанности производить ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет Волковой Ю.С. с даты подачи заявления о назначении пособия, то есть с 08 декабря 2020 года.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Кыштыма Челябинской области была проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, по обращению Волковой Ю.С. Прокурорской проверкой установлено, что 08 декабря 2020 года Волкова Ю.С. обратилась в УСЗН администрации Кыштымского городского округа с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на ребенка ФИО17ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением начальника УСЗН администрации Кыштымского городского округа от 11 декабря 2020 года Волковой Ю.С. в назначении ежемесячной денежной выплаты было отказано, поскольку величина среднедушевого дохода семьи превышала двукратную величину прожиточного минимума. При этом, при расчете среднедушевого дохода семьи с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года ответчиком необоснованно были учтены суммы, полученные Волковой Ю.С. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы».

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора - ФИО32. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Заинтересованное лицо - Волкова Ю.С. исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что оспариваемое решение УСЗН администрации Кыштымского городского округа нарушает права её несовершеннолетних детей.

Представитель ответчика УСЗН администрации Кыштымского городского округа - ФИО33., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд вынес решение, которым исковые требования прокурора г.Кыштыма Челябинской области, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО10ФИО20ФИО24 удовлетворил. Признал незаконным решение от 11 декабря 2020 года № 865, вынесенное начальником УСЗН администрации Кыштымского городского округа, об отказе Волковой Ю.С. в назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Обязал УСЗН администрации Кыштымского городского округа производить ежемесячную денежную выплату Волковой Ю.С. с даты подачи заявления о назначении пособия, то есть с 08 декабря 2020 года, назначаемую в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика – начальник УСЗН администрации Кыштымского городского округа ФИО34 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении исковых требований. Просит также привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Министерство социальных отношений Челябинской области. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 02 августа 2012 года №211 «О Порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей» в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, дающей право на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, включаются все виды заработной платы (до вычета налогов), доходы от предпринимательской деятельности, все виды получаемых пособий на детей, пособие по безработице, все виды пенсий, компенсационные выплаты дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера, алименты, стипендия. Следовательно, компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком – инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом детства 1 группы, учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, поскольку предоставляется пенсионеру, то есть ребенку – инвалиду, который является получателем пенсии по инвалидности. Указывает, что положения подпункта «д» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» не имеют отношения к региональным мерам социальной поддержки семей с детьми, установленных нормативными правовыми актами Челябинской области. Полагает, что правовые основания для назначения Волковой Ю.С. ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возрасти трех лет, отсутствуют, поскольку на день подачи последней заявления, средний доход семьи составлял 22526 рублей 95 копеек, что превышает двукратную величину прожиточного минимума в Челябинской области на 370 рублей 95 копеек.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Кыштыма Челябинской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.

Установлено, что прокурор обратился в суд к УСЗН администрации Кыштымского городского округа интересах несовершеннолетних ФИО11ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года рождении, ФИО21ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с требованиями о признании незаконным решения № 865 от 11 декабря 2020 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; возложении обязанности производить ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет Волковой Ю.С., с даты подачи заявления о назначении пособия, то есть с 08 декабря 2020 года.

При этом, согласно статьи 3 Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года №371-ЗО "О ежемесячной денежной выплате, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей, усыновителей, опекун (далее - заявитель) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области. На третьего ребенка и (или) последующих детей, рожденного (рожденных) начиная с 1 января 2020 года, право на ежемесячную денежную выплату имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году подачи заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление).

Матерью несовершеннолетних: ФИО12ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО22ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Волкова Юлия Сергеевна, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении (л.д.11-13).

В связи с чем, 08 декабря 2020 года Волкова Ю.С. обратилась в УСЗН администрации Кыштымского городского округа с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

По результатам рассмотрения заявления Волковой Ю.С. от 08 декабря 2020 года ответчиком 11 декабря 2020 года вынесено оспариваемое решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на ребенка ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15).

В силу положений части 1 статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Правом же на изменение основания и предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований либо отказ от иска в соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пользуется только истец.

Между тем, как следует из материалов дела, Волкова Юлия Сергеевна к участию в деле в качестве истца судом первой инстанции не привлекалась, что лишило её возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, ответчиком заявлено письменное ходатайство о привлечении в качестве заинтересованного лица – Министерство социальных отношений Челябинской области.

В связи с чем, определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 октября 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, Волкова Юлия Сергеевна привлечена к участию в деле в качестве истца, Министерство социальных отношений Челябинской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

Истец Волкова Ю.С. не приняла участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав прокурора, настаивающего на удовлетворении исковых требований, представителей ответчика и третьего лица, возражавших против удовлетворения исковых требований, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Челябинской области от 28 октября 2004 года № 299-ЗО "О пособии на ребенка" устанавливается право на получение пособия на ребенка.

Данная мера поддержки в силу ст. 3 указанного закона распространяется на одного из родителей (усыновителей) на каждого рожденного (усыновленного) и совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области. Данная мера поддержки предоставляется ежемесячно.

Согласно п. 5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата пособия на ребенка», утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2012 года № 187-П, заявителями на получение государственной услуги могут быть один из родителей (усыновителей) либо лицо, его заменяющее (опекун, попечитель), проживающие на территории Челябинской области, являющиеся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе беженцами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими на территории Российской Федерации и подлежащими обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Государственная услуга предоставляется заявителю до достижения ребенком возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) начиная с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за государственной услугой по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка она предоставляется за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о предоставлении государственной услуги со всеми надлежащим образом оформленными документами, предусмотренными пунктами 11 - 14 настоящего Административного регламента.

Исчисление величины среднедушевого дохода семьи производится органом социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области (далее именуются - органы социальной защиты населения), предоставляющим государственную услугу, в соответствии с пунктом 30 настоящего Административного регламента.

Кроме того, согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года №371-ЗО "О ежемесячной денежной выплате, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей, усыновителей, опекун (далее - заявитель) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области. На третьего ребенка и (или) последующих детей, рожденного (рожденных) начиная с 1 января 2020 года, право на ежемесячную денежную выплату имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году подачи заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление).

В силу п. 5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июня 2018 года № 301-П, заявителем на получение государственной услуги может быть один из родителей, усыновителей, опекун в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области. На третьего ребенка и (или) последующих детей, рожденного (рожденных) начиная с 1 января 2020 года, право на ежемесячную выплату имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году подачи заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты.

Государственная услуга предоставляется семье при рождении третьего ребенка и (или) последующих детей, являющейся многодетной в соответствии с Законом Челябинской области от 31 марта 2010 года №548-ЗО «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области».

Государственная услуга предоставляется со дня рождения ребенка, если заявление подано не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка, по день достижения ребенком возраста трех лет.

При обращении за государственной услугой по истечении трех месяцев со дня рождения ребенка государственная услуга предоставляется со дня подачи заявления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 08 декабря 2020 года Волкова Ю.С. обратилась в УСЗН администрации Кыштымского городского округа с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

По результатам рассмотрения заявления Волковой Ю.С. от 08 декабря 2020 года ответчиком 11 декабря 2020 года вынесено оспариваемое решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на ребенка ФИО14ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15).

Прокуратурой г. Кыштыма по обращению Волковой Ю.С. была проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (л.д. 8 – 10), по результатам которой в адрес УСЗН администрации Кыштымского городского округа вынесено представление от 15 февраля 2021 года № 12-2021, которое оставлено без удовлетворения (л.д. 21 – 24).

Согласно расчету УСЗН администрации Кыштымского городского округа среднедушевой доход семьи Волковой Ю.С. с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года составил 22 536 рублей 95 копеек, что превышает двукратную величину прожиточного минимума в 22166 рублей, установленного постановлением Губернатора Челябинской области от 15 августа 2019 года № 304 (л.д. 33).

Из полученных УСЗН администрации Кыштымского городского округа сведений о размере выплат на детей ФИО28 за период с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года им ежемесячно начисляются выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы», которые учтены при исчислении среднедушевого дохода семьи Волковой Ю.С. (л.д. 17-18).

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что при определении среднедушевого дохода семьи Волковой Ю.С. не подлежали учету суммы компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в данном случае <данные изъяты>ФИО29 установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы», в связи с чем, среднедушевой доход семьи Волковой Ю.С. с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года не будет превышать двукратную величину прожиточного минимума в Челябинской области (22166 рублей), а Волкова Ю.С. имеет право на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на ребенка ФИО15ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты подачи соответствующего заявления, с 08 декабря 2020 года.

Изучение материалов дела показывает, что выводы суда первой инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека Президентом Российской Федерации 7 мая 2018 года издан Указ № 204 «О национальных целях стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден Паспорт национального проекта «Демография», к целям которого относятся увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение суммарного коэффициента рождаемости, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.

В структуру национального проекта «Демография» входит федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей».

Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» направлен на внедрение к 2024 году механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей.

Из искового заявления, материалов дела установлено, что Волкова Ю.С. обратилась в УСЗН администрации Кыштымского городского округа с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, предусмотренной федеральным проектом «Финансовая поддержка семей при рождении детей».

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан установлены с 01 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10000 рублей.

При этом, в пункте 9 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать, что установление ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объеме и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, согласно подп. «д» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

Учитывая, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды с детства 1 группы относятся к категории нетрудоспособных граждан, указанные выше ежемесячные выплаты не должны учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. Доводы апелляционной жалобы об обратном, не состоятельны.

Как указано выше, в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и положения нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации не могут противоречить принятым по данным вопросам нормативно правовым актам Российской Федерации.

Между тем, в подпункте 4 пункта 5 раздела III Постановления Губернатора Челябинской области от 02 августа 2012 года №211 «О Порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей» указано, что в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка, включаются, в том числе, все виды пенсий, компенсационные выплаты дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера, что противоречит вышеприведенным положениям Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года №175.

Коллизия норм права была устранена Постановлением Губернатора Челябинской области от 08 октября 2021 года №267 "О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 02 августа 2012 года №211", в соответствии с которым подпункт 4 пункта 5 раздела III изложен в новой редакции, и в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка, с 01 января 2022 года (дата вступления в силу указанного постановления) включаются все виды пенсий, компенсационные выплаты (кроме ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионера.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 апреля 2002 года N 68-О, пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П, конституционные права человека и гражданина распространяются на юридические лица в той степени, в какой эти права по своей природе могут быть к ним применимы.

Таким образом, позиция ответчика о том, что компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года №175 учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, поскольку предоставляется пенсионеру, то есть ребенку-инвалиду, который является получателем пенсии по инвалидности, основана на неверном толковании закона.

Исходя из изложенного, исковые требования прокурора, действующего в интересах Волковой Ю.С., о признании незаконным решения ответчика от 11 декабря 2020 года №865 и возложении обязанности на УСЗН администрации Кыштымского городского округа производить ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, Волковой Ю.С. с даты подачи соответствующего заявления, то есть с 08 декабря 2020 года, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 01 июля 2021 года отменить, принять новое решение.

Признать незаконным решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет №865 от 11 декабря 2020 года.

Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Кыштымского городского округа Челябинской области производить ежемесячную денежную выплату, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет Волковой Юлии Сергеевне с 08 декабря 2020 года.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 декабря 2021 года.