ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5123/19 от 02.06.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья - Матвеева Т.П. Дело № 2-5123/2019

Докладчик - Прокопец Л.В. Дело № 33-761/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2020 года г.Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Прокопец Л.В.,

судей – Карпова А.В., Шептуновой Л.П.,

при секретаре – Остапенко Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинск о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, -

по апелляционной жалобе представителя ответчика Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка -детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинск – Сапегиной А.Г. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 27 августа 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:

Возложить обязанность на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинск в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; установления направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения; установления тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях в образовательном учреждении по адресу: <адрес>

В удовлетворении требований прокурора г.Южно-Сахалинска об установлении информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, отказать.

Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинск в доход городского округа «город Южно-Сахалинск» государственную пошлину в размере 10 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

09 июля 2019 года прокурор города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска (далее – МАДОУ ЦРР Детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска, Детский сад №14 «Рябинка») о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установления информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; установления направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения; в том числе предупреждающих о возможных опасностях в образовательном учреждении.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г.Южно-Сахалинска был проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Отметил, что в ходе проведения осмотра территории Детского сада №14 «Рябинка» было установлено, что учреждением не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно, в образовательном учреждении отсутствуют: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения и тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях. Просил возложить обязанность на МАДОУ ЦРР Детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установления информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; установления направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения, установления тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях в образовательном учреждении по адресу: <адрес>

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Волкова В.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика МАДОУ ЦРР Детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска – Заславская Е.Ю. и представитель третьего лица Департамента образования г.Южно-Сахалинска – Шефер А.А. с иском не согласились.

Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует представитель ответчика МАДОУ ЦРР Детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска – Сапегина А.Г., просит это решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В своей апелляционной жалобе она излагает обстоятельства дела, указывает на неправильное применение судом норм материального права и неполно выясненные обстоятельства по делу. Отмечает, что реконструкция и капитальный ремонт здания детского сада (ДД.ММ.ГГГГ постройки) в целях обеспечения его доступности для инвалидов с учетом действующих норм СП 59.13330.2016 не проводились; и в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ. финансирование на эти мероприятия не запланированы; в муниципальную программу «Социальная поддержка населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» на ДД.ММ.ГГГГ» учреждение не включено. Полагает, что требования норм СП 59.13330.2016 и Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не могут применяться к зданию учреждения. Считает, что размещение указанной в иске информации о помещениях в здании противоречит требованиям антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения.

На данную жалобу от участвующего в деле прокурора Волковой В.А. поступили письменные возражения, в которых она просит эту жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя ответчика МАДОУ ЦРР Детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска Заславскую Е.Ю., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения против удовлетворения этой жалобы представителя истца – прокурора Сущенко Е.П., судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Согласно статьям 2 и 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в т.ч.: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены такие объекты, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетной системы РФ.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Аналогичные положения также закреплены в Законе Сахалинской области от 15.05.15г. №32-ЗО «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры».

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.09г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - действие указанного закона распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. В силу части 7 статьи 30 этого Закона - проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Пунктами 3 и 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.15г. №1309 установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении содержатся в Своде правил «СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2016, Свод правил), утвержденных Приказом Минстроя РФ от 14.11.16г. № 798/пр.. Согласно пунктов 6.2.3, 6.5.9, 8.1.6 этого Свода правил - участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5-0,6 м, с высотой рифов 4 мм. Предупреждающие тактильно-контрастные указатели должны быть: на расстоянии 0,3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения; на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению; непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери; на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступени открытых лестничных маршей. Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, - должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м; перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. При входах в здания массового посещения (учреждения социального назначения, административно-управленческие учреждения и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.

Руководствуясь приведенными нормами закона, положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования частично, возложив на МАДОУ ЦРР Детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании; установления направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения; установления тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях в образовательном учреждении по адресу: <адрес> и отказав в удовлетворении требования об установлении информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы. На здание, в котором расположен Детский сад №14 «Рябинка», как объект социальной инфраструктуры и общеобразовательное учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. По итогам осмотра ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Южно-Сахалинска территории МАДОУ ЦРР Детский сад № 14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинска было установлено, что в общеобразовательном учреждении не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях. Несоблюдение ответчиком вышеперечисленных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах и правильном применении норм материального права, достаточно подробно изложены в решении, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Доводы стороны ответчика о том, что требования Федерального закона от 30.12.09г. № 384-ФЗ не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, - правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания, - не могут быть зависеть от даты постройки и ввода в эксплуатацию объектов, используемых под соответствующие учреждения. Заявленные прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания общеобразовательного учреждения, - представляют собой необходимые действия, обеспечивающие минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях их адаптации.

На основании положений статьи 206 ГПК РФ судом первой инстанции установлен достаточный срок для исполнения вступившего в законную силу решения суда. Судебная коллегия полагает, что определенный судом первой инстанции срок исполнения решения - не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки. Тем не менее, сторона ответчика не лишена возможности заявить ходатайство в порядке статьи 203 ГПК РФ об отсрочке исполнения вступившего в законную силу решения суда.

Остальные доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении суда, фактически указывают на иную оценку установленных по делу обстоятельств, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

При таких данных судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 27 августа 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад №14 «Рябинка» г.Южно-Сахалинск – Сапегиной А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий: Прокопец Л.В.

Судьи: Карпов А.В.

Шептунова Л.П.