ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-515/2021 от 10.08.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья ФИО4 Дело

№ 2-515/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Суркова Д.С.

и судей Мартыновой Т.А., Федяева С.В.

при секретаре Бакулевой О.В.

с участием стороны по делу прокурора Чураковой Н.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 10 августа 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО17 на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 13 мая 2021 года, которым постановлено:

иск Кирово-Чепецкого городского прокурора удовлетворить.

Обязать ФИО1 ФИО18 устранить нарушения антитеррористического законодательства путем проведения категорирования объекта торговли, расположенного по адресу: ФИО2<адрес>, корпус 2.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кирово-Чепецкий городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО3 о возложении обязанности провести мероприятия по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности торгового объекта. В обоснование требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объекта торговли, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 3023,3 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО3 Указанный торговый объект разделен на 3 помещения: , , . Распоряжением Губернатора Кировской области от 17.10.2018 № 57 «О перечне торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Кировской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты» объект торговли, принадлежащий ФИО3 внесен в Перечень. 15.11.2018 Министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области ответчику направлено уведомление о включении принадлежащего ему спорного объекта торговли в Перечень, предложено создать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта, составить акт обследования и категорирования, а также паспорта безопасности. 18.03.2019 состоялось обследование по категорированию объекта торговли, однако категория ему не была присвоена, так как 4 члена комиссии выразили особое мнение по поводу ненадлежащего проведения обследования, а также невозможности присвоения категории объекту торговли ввиду того, что в акте отсутствует прогнозируемый максимальный ущерб по балансовой стоимости спорного объекта торговли, который не предоставлен собственником. 15.10.2019 Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, изучив подписанный с особыми мнениями акт обследования от 18.03.2019, сообщили ответчику, что объект торговли не может быть исключен из Перечня и подлежит категорированию и паспортизации. Однако до настоящего времени ответчиком категорирование объекта торговли не проведено, паспорт безопасности не разработан, не согласован и не утвержден. Таким образом, собственником объекта торговли ФИО3 не утверждены требования к антитеррористической защищенности объекта торговли, не установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности данного объекта торговли, что не обеспечивает в полной мере безопасность неопределенного круга лиц, а именно посетителей и работников объекта торговли. Прокурор просил суд обязать ФИО3 устранить нарушения антитеррористического законодательства путем проведения категорирования объекта торговли, расположенного по адресу: <адрес><адрес>.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен ФИО3, в жалобе ставит вопрос о его отмене как незаконном, принятии по делу нового судебного акта, которым в удовлетворении иска Кирово-Чепецкого городского прокурора отказать. Указывает, что судом необоснованно отклонены доводы ответчика о том, что как здание магазина в целом, так и отдельные помещения (части здания), не подлежит категорированию в связи с отсутствием признаков террористической опасности. Сам по себе факт включения в Перечень объектов, подлежащих категорированию на территории Кировской области, не является безусловным основанием для возложения на владельца обязанности по категорированию объекта и составлению его паспорта безопасности, поскольку предполагает комиссионное обследование объекта и определение его категории опасности. Исходя из категории опасности объекта, определяется состав мероприятий, направленных на защиту объекта и снижение уровня террористической опасности. Обследование объекта проводилось 18.03.2019, комиссия рекомендовала исключить торговый объект из Перечня торговых объектов, расположенных в пределах Кировской области, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденных распоряжение Губернатора Кировской области от 17.10.2018 № 57. Тот факт, что Министерство отказалось исключить спорный объект из Перечня, не является основанием для возложения на ответчика обязанности провести категорирование объекта и подготовить паспорт безопасности, поскольку имеется вывод уполномоченного органа (комиссии по обследованию объекта) об отсутствии оснований для категорирования объекта. Категория объекта в ходе обследования не установлена. В связи с не определением категории объекта, невозможно определить перечень мероприятий по антитеррористической безопасности объекта, провести его паспортизацию и выполнить иные мероприятия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 1237 от 19.10.2017. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом не установлены нарушения прав неопределенного круга лиц действиями (бездействием) ФИО3 Суду не представлены доказательства того, что ответчиком нарушены требования антитеррористического законодательства. При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, указывая на законность и обоснованность постановленного решения, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции сторона по делу прокурор отдела прокуратуры Кировской области Чуракова Н.Р. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273 (далее – Требования).

Пунктом 3 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Пунктом 14 Требований определено, что для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.

Согласно п.18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями.

Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования торгового объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования торгового объекта (территории).

На каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории) (абз. 1 п. 21 Требований).

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с распоряжением Губернатора Кировской области от 17.10.2018 года № 57 «О перечне торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Кировской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты» (далее - Перечень) объект торговли, расположенный по адресу<адрес><адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером 43:42:000059:200, принадлежащий на праве собственности ФИО3, внесен в указанный Перечень.

В ходе проведения проверки Кирово-Чепецкой городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об антитеррористической защищенности объектов торговли установлено, что ответчиком ФИО3, как собственником вышеуказанного объекта торговли, включенного в Перечень, не проведено категорирование данного объекта торговли.

Как видно из выписок из ЕГРН от <дата> в нежилом помещении с кадастровым номером – торговый объект (магазин «<данные изъяты>) расположены нежилые помещения , и , правообладателем которых является ФИО3

ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ООО «Агроторг», ООО ТД «Импульс», ООО «Компания Газосвет» на основании договоров аренды, копии которых представлены в материалы дела, являются арендаторами нежилых помещений, расположенных в здании торгового объекта по адресу: <адрес><адрес>, <адрес><адрес>.

Министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, как уполномоченным органом Кировской области, после утверждения Перечня от 17.10.2018, в адрес ФИО3 направлено письмо от 15.11.2018, в котором они информируют ответчика о включении спорного торгового объекта в Перечень и о необходимости провести следующие мероприятия: создать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта; провести обследование и категорирование торгового объекта; составить акт обследования и категорирования объекта; составить паспорт безопасности торгового объекта (территории) и направить его на согласование в министерство.

18.03.2019 состоялось обследование по категорированию спорного объекта торговли, однако категория ему не была присвоена так, как четыре члена комиссии, а именно: начальник отдела потребительского рынка министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, начальник пульта централизованной охраны Кирово-Чепецкое ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Кировской области», врио начальника ОНДПР Кирово-Чепецкого района и г. Кирово-Чепецка, главный специалист отдела экономики и развития предпринимательства администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области – выразили особое мнение по поводу ненадлежащего проведения обследования, а также невозможности присвоения категории объекту торговли в виду того, что в акте отсутствует прогнозируемый максимальный ущерб по балансовой стоимости объекта торговли, который не был предоставлен собственником торгового объекта, кроме того указали, что прогнозируемое количество пострадавших отражено в акте 50 человек, что уже соответствует 3 категории торгового объекта в соответствии с постановлением правительства РФ от 19.10.2017 № 1273.

В итоговых рекомендациях комиссии указано, что в связи с отсутствием у обследуемых стационарных торговых объектах признаков, позволяющих отнести их к определенной категории уровня террористической опасности, рекомендуется исключить обследуемый торговый объект из перечня, утвержденного распоряжением губернатора Кировской области от 17.10.2018 № 57. Рекомендовать правообладателям стационарных торговых объектов – магазинов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» самостоятельно определить порядок и содержание обеспечения антитеррористической защищенности своих магазинов.

Копии особых мнений также были приложены к акту обследования и категорирования от 18.03.2019.

22.05.2019 состоялось внеочередное заседание антитеррористической комиссии МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, на котором рассматривался вопрос о категорировании и паспортизации торговых объектов, в том числе, объекта торговли по адресу: <адрес>, по результатам которого собственник указанного торгового объекта был письменно уведомлен о необходимости провести категорирование торгового объекта и утверждении паспорта безопасности в срок до 20.06.2019, о чем обязан проинформировать антитеррористическую комиссию МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в срок до 25.06.2019.

15.10.2019 Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, изучив подписанный с особыми мнениями акт обследования и категорирования спорного торгового объекта от 18.03.2019, сообщило ответчику о том, что объект торговли не может быть исключен из Перечня и подлежит категорированию и паспортизации в интересах его антитеррористической защиты. В соответствии с чем, просили ФИО3 в кратчайшие сроки провести работы по паспортизации и категорированию торгового объекта.

Вышеуказанное сообщение получено представителем ответчика 05.11.2019, что подтверждается копией почтового уведомления.

С 15.02.2021 от Министерства экономического развития Кировской области вопросы по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защите торговых объектов переданы в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области.

Как следует из выписки из перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Кировской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденного распоряжением Губернатора Кировской области от 17.10.2018 № 57 (с изменениями, внесенными распоряжением Губернатора Кировской области от 21.01.2021 № 5), предоставленного Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области, вышеуказанный торговый объект, принадлежащий ответчику на праве собственности, по состоянию на 25.02.2021 из Перечня не исключен.

В ответе за № 17-69-01-07/М-14 от 22.03.2021 на обращение ФИО3 Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области вновь указало, что оснований для исключения торгового объекта из Перечня не имеется.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, исходил из того, что до настоящего времени ФИО3 категорирование спорного объекта торговли, принадлежащего ему на праве собственности, не проведено, паспорт безопасности не разработан, не согласован и не утвержден, что свидетельствует о невыполнении последним установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующего торгового объекта нарушает права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Вопреки доводам жалобы, поскольку спорный торговый объект с кадастровым номером 43:42:000059:200, и нежилые помещения, расположенные в нем, принадлежат на праве собственности ответчику, и оснований для исключения торгового объекта из Перечня Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области в настоящее время не усматривает, что подтверждается письменным ответом от 22.03.2021, в целях обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта, суд правомерно обязал ФИО3 устранить нарушения антитеррористического законодательства путем проведения категорирования объекта торговли, расположенного по адресу: <адрес><адрес>.

Судебная коллегия, изучив представленные сторонами в материалы дела доказательства, проанализировав все установленные по делу обстоятельства, также исходит из того, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества, в связи с чем, приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

Ответчику необходимо принять меры к категорированию в интересах антитеррористической защищенности торгового объекта, так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 12 августа 2021 года.