6
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Леонова Е.А.Дело № 2-5190/2019
Докладчик Крючкова Е.Г. 33-920/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.
судей Крючковой Е.Г., Маншилиной Е.И.
при секретаре Чумариной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Советского района города Липецка в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Советского районного суда города Липецка от 05 декабря 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Советского района города Липецка в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации города Липецка, акционерному обществу «Липецкая городская энергосбытовая компания» о признании незаконным бездействия администрации города Липецка по организации нецентрализованного водоснабжения и (или) подвозу питьевой воды, возложении обязанности организовать нецентрализованное водоснабжение территории домовладения, расположенного по адресу: <адрес> отказать».
Заслушав доклад судьи Крючковой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Липецка, действуя в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о возложении обязанности организовать нецентрализованное водоснабжение жилого дома, ссылаясь на то, чтоони являются собственниками по <данные изъяты> доле каждый жилого <адрес>, который не подключен к системе централизованного водоснабжения, что существенно нарушает их права. Просил признать незаконным бездействие администрации г. Липецка по организации нецентрализованного водоснабжения к территории домовладения, расположенного по адресу: <адрес> обязать администрацию г. Липецка организовать нецентрализованное водоснабжение территории домовладения, расположенного по адресу: <адрес>
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено АО «ЛГЭК».
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Липецка ФИО10 исковые требования, ссылаясь на те же доводы. Объяснил, что для подключения принадлежащего истцам дома к сетям водоснабжения необходимо выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети и протяженностью 600-700 м, стоимостью 854953 рублей 50 копеек, однако таких средств у них нет. Расположение дома на территории садоводческого товарищества не может свидетельствовать об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению водоснабжением проживающих в доме на постоянной основе граждан. Поскольку вопросы организации водоснабжения населения относятся к исключительной компетенции администрации г. Липецка, ответчик обязан организовать нецентрализованное водоснабжение дома <адрес>».
Представитель несовершеннолетних детей ФИО4 иск поддержал, объяснив, что в 2012 семья сына приобрела садовый домик, площадью 29,7 кв.м. и земельный участок, расположенные в СНП «Спутник». Впоследствии были проведены работы по реконструкции дома, в результате чего площадь дома увеличилась до 100 кв.м., право собственности на указанное строение было зарегистрировано в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимого имущества. Решением администрации г. Липецка дому присвоен адрес. Впоследствиинесовершеннолетним детям были выделены доли в праве общей долевой собственности дом. Указанное строение является постоянным местом жительства несовершеннолетних детей. Однако дети лишены права пользоваться водой, поскольку отсутствует централизованное водоснабжение, семья Саакян за счет личных средств приобретает воду, которая доставляется путем подвоза, в связи с чем несут значительные сходы.
Представитель администрации города Липецка по доверенности ФИО5 иск не признала, объяснив, что в соответствии с картой градостроительного зонирования генерального плана города Липецка территория, на которой расположен дом истцов, отнесен к зоне размещения садовых и дачных участков. При приобретении садового домика истцам было известно о том, что земельный участок и расположенное на нем строение находятся на территории СНП «Спутник», вид разрешенного использования земельного участка - для ведения садоводства. После приобретения указанных объектов с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка собственники не обращались, разрешения на строительство (реконструкцию) садового домика не получали. Право собственности на реконструированный объект зарегистрировано на основании декларации об объекте недвижимого имущества, где сведения об объекте, в том числе и указание на назначение «жилое» указано со слов заявителя. В установленном законом порядке дом жилым не признавался, адрес дому присвоен ошибочно. Кроме этого, дом расположен на территории садоводческого некоммерческого партнерства «Спутник», которое обеспечено водоснабжением в соответствии с условиями договора, заключенного с АО «ЛГЭК», для полива в летний период, следовательно, законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению водоснабжения собственников <адрес> не имеется.
Законный представитель несовершеннолетних ФИО6, представители ответчика АО ЛГЭК», 3-го лица СНП «Спутник» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец прокурор Советского района г. Липецкапросит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, полагает, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения помощника прокурора Советского района г. Липецка ФИО10, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя администрации города Липецка по доверенности ФИО5, возражавшую против ее удовлетворения, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст.50 Устава городского округа города Липецка предусмотрено, что к компетенции администрации города Липецка относятся в том числе организация в границах города электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения и снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
Согласно п.1 ч. 1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения.
Судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетние ФИО1ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Собственником <данные изъяты> доли указанного жилого дома является их мать ФИО6
В ходе проведенной прокуратурой Советского округа г. Липецка проверки установлено, что принадлежащий истцам жилой дом не подключен к системе централизованного водоснабжения
По указанному вопросу ФИО6 неоднократно обращалась в администрацию г. Липецка. Согласно сообщению Департамента градостроительства и архитектуры г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ согласовать подключение объекта к централизованной системе водоснабжения не представляется возможным по причине отсутствия в СНП «Спутник» водопроводной сети.
Для подключения указанного объекта к сетям водоснабжения АО «ЛГЭК» по <адрес> необходимо выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети протяженностью 650-700 м. Мероприятия по строительству водопроводной сети муниципальной программой «Развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка на ДД.ММ.ГГГГ» не предусмотрены.
В настоящее время на территории г. Липецка разработана Схема водоснабжения и водоотведения г. Липецка на период до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденная постановлением администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Инвестиционная программа АО «ЛГЭК» в сфере холодного водоснабжения на ДД.ММ.ГГГГ.
Однако мероприятия по строительству водопроводной сети в районе расположения <адрес> ни Схемой водоснабжения и водоотведения г. Липецка, ни Инвестиционной программой АО «ЛГЭК» также не предусмотрены.
То обстоятельство, что на территории СНП «Спутник» нецентрализованное холодное водоснабжение также отсутствует, не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцам дом не является жилым, а организация системы водоснабжения на территории СНП «Спутник» относится к компетенции общего собрания партнерства.
Однако данные выводы являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Действительно, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 600 кв.м., на котором расположен спорный жилой дом, относящийся к категории земли – земли населенных пунктов, имеет разрешенный вид использования – для садоводства.
Данный земельный участок вместе с расположенным на нем садовым домиком площадью 29,7 кв.м., ранее имевшему адрес: <адрес> был приобретен ФИО12 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии садовый домик был снесен и возведен дом площадью 104,6 кв.м., имеющий систему отопления от электрического котла, канализацию и электроснабжение.
Право собственности на указанный дом с назначением «жилое» зарегистрировано за ФИО12 на основании декларации об объекте недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право собственности за ФИО12 на указанный жилой дом было зарегистрировано в порядке действующего на тот момент законодательства, а именно: в порядке ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Решением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ№ жилому дому с кадастровым номером <данные изъяты> присвоен адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО12 подарил указанный жилой дом и земельный участок своей супруге ФИО6, которая, в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ подарила по <данные изъяты> доли указанного дома несовершеннолетним детям ФИО1, ФИО2, ФИО3
Истцы, их родители, а также иные члены семьи зарегистрированы в указанном доме по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией домовой книги. Таким образом, данный дом является их единственным постоянным местом жительства.
При этом в соответствии с п.9 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, спорный объект недвижимости, расположенный на территории <адрес>, является жилым домом в силу прямого указания на это в законе.
Право собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке как на жилой дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
При таких обстоятельствах лица, проживающие в указанном жилом доме, в соответствии с ч.4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть ограничены в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 (в редакции от 21.08.2019 года, действующей на момент вынесения решения суда) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Пунктом 4 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
То обстоятельство, что спорный жилой дом не подключен к сети централизованного водоснабжения, а также отсутствие на территории на территории СНП «Спутник» водоразборных колонок питьевого водоснабжения, не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
При этом то, что на территории СНП «Спутник» в весенне-осенний период предусмотрено техническое водоснабжение для полива, не опровергает выводов судебной коллегии и не может служить основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения обязанности по обеспечению жилых домов, расположенных на данной территории, питьевым водоснабжением.
Таким образом, вывод суда о том, что организация нецентрализованного водоснабжения на территории СНП «Спутник» должна решаться собранием членов садоводческого партнерства, основан на неверном применении норм материального права.
В силу ч. 9 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 644.
Так согласно п.п. 72-75 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.
Органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):
а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;
б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;
в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.
При изложенных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении предъявленных к администрации г. Липецка исковых требований о возложении обязанности по организации нецентрализованного водоснабжения принадлежащего истцам жилого дома у суда первой инстанции не имелось, вследствие чего постановленное судом решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового о возложении на администрацию города Липецка обязанности по организации нецентрализованного водоснабжения принадлежащего истцам домовладения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 644.
В остальной части то же решение подлежит оставлению без изменения, поскольку АО «ЛГЭК» не является лицом, на которое законодательно возложена обязанность по организации водоснабжения на территории г. Липецка.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Липецка от 05 декабря 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации г. Липецка отменить и постановить новое, которым обязать администрацию города Липецка организовать нецентрализованное водоснабжение домовладения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 644.
В остальной части то же решение оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья
Секретарь