ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-51/2022 от 08.09.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №33-3338/2022 год Докладчик Сергеева С.М.

Дело №2-51/2022 (1 инст.) Судья Хижняк Н.Б.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Глебовой С.В.

и судей Сергеевой С.М. и Афанасьевой К.Е.

при секретаре Кашликовой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в **** 08 сентября 2022 г. гражданское дело по апелляционным жалобам главы администрации муниципального образования Березниковское ФИО и ФИО2 на решение Собинского городско суда **** от 07 июня 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования администрации МО Березниковское к ФИО1, ФИО2 о признании строения **** и ****, расположенных по адресу: ****, кадастровый ****, самовольной постройкой и обязать ответчика (правообладателя земельного участка) снести указанные строения за счет средств ответчика в течение трех месяцев с момента вынесения - оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования ФИО2 к администрации МО Березниковское о признании за ним права собственности на здание жилого дома площадью **** кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером ****, местоположение: **** - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения и возражения на жалобу главы администрации муниципального образования Березниковское ФИО, объяснения и возражения на жалобу представителя ФИО1 и ФИО2- ФИО3, действующей на основании доверенностей, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация МО Березниковское обратилась в суд иском к ФИО1, ФИО2, с учетом уточнений, о признании строений самовольной постройкой и обязании снести их.

В обоснование иска указано, что земельный участок площадью **** кв. м., расположенный по адресу: ****, **** кадастровый **** принадлежит ФИО1 на праве собственности. Ответчиком ФИО1 на указанном участке возведено деревянное строение жилой дом. Самовольная постройка была выявлена в рамках муниципального земельного контроля администрации **** 05.08.2021. Право собственности на данное строение не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Здание возведено на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного строения. Разрешения на строительство, а также уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома не выдавалось, что подтверждается письмом администрации **** от 28.09.2021 ****. В связи с этим, просили признать строения **** и ****, расположенные по адресу: ****, ****, кадастровый ****, самовольной постройкой и обязать ответчика (правообладателя земельного участка) снести указанные строения за счет средств ответчика в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

08.04.2022 ответчик ФИО2 обратился в суд с встречным иском к администрации МО **** о признании права собственности на жилой дом. В обосновании иска указал, что земельный участок с кадастровым номером ****, категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельного участка: для сельскохозяйственного использования, принадлежит на праве собственности ФИО1 и передан ему в аренду по договору от 01.10.2019 сроком до 30.09.2029. Право собственности ФИО1 и договор аренды зарегистрированы в ЕГРН.

21 сентября 2021 г. между ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 заключено соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. ФИО2 определен главой хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером **** входит в состав имущества хозяйства.

ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.09.2021. Основным видом деятельности является смешанное сельское хозяйство. Кроме того, ИП ФИО2 осуществляет иные виды деятельности в области сельского хозяйства.

Жилой дом площадью **** кв.м. построен на земельном участке с кадастровым номером **** с целью проживания ФИО2 в месте ведения им сельскохозяйственной, то есть крестьянской (фермерской) деятельности. Возведенный жилой дом соответствует установленным нормам законодательства, для его постройки не требуется получения разрешений и согласований. Земельный участок используется по назначению. Следовательно, указанный объект недвижимости самовольной постройкой не является и сносу не подлежит. Просит признать за ним право собственности на здание жилого дома площадью **** кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ****, местоположение: ********, ****.

В судебном заседании представители истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску МО Березниковское- глава администрации ФИО, ФИО7, действующая на основании доверенности, первоначальный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, в удовлетворении встречного иска просили отказать, пояснив, что акт муниципального земельного контроля был получен собственником земельного участка, а именно ФИО1, и им не оспорен. В рамках судебного разбирательства представителем ответчика представлен договор аренды земельного участка, заключенный между ФИО1 и ФИО2, зарегистрирован после получения искового заявления ответчиком. ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя после подачи иска. Также ФИО2 не были предоставлены документы, подтверждающие строительство им спорных объектов, которые построены до вступления в силу изменений п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ. Учитывая, что иск администрацией МО Березниковское предъявлен до вступления в силу изменений законодательства, то применение вышеуказанной нормы не допустимо, поскольку закон обратной силы не имеет. По документам территориального планирования МО Березниковское указанный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственных угодий, это также подтверждается письмом ФГБУ ЦАС «Владимирский» от 04.10.2021 ****. Кроме того, полагали, что заявленные требования встречного искового заявления о признании права собственности на жилой дом за ФИО2 являются необоснованными, поскольку собственником земельного участка является иное лицо - ФИО1

Представитель ответчиков ФИО1, ФИО2- ФИО3, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск удовлетворить. Указала, что администрация МО Березниковское пропустила срок для обращения в суд с требованием о сносе, такое решение она должна была принять в течение 20 дней с момента поступления от земельного контроля информации. Уведомление администрация получила 17.08.2021, обращение в суд было 30.09.2021. При проведении экспертизы установлено, что строение **** не является объектом капитального строительства, может быть перемещено. Строение **** является жилым домом, имеется технический план, отвечает всем требованиям. 01.03.2022 вступили в силу изменения законодательства, согласно которым на землях сельскохозяйственного назначения разрешено строительство жилых домов. Ответчик ФИО2 является главой фермерского хозяйства, дом построен им, чтобы вести на участке деятельность по обработке участка. На момент передачи и в настоящее время участок используется по назначению, нарушений земельного законодательства не выявлено.

Третье лицо ФИО4 в судебном заседании в удовлетворении первоначального иска просил отказать, указав, что это затрагивает интересы членов КФХ. Что касается договора аренды, они вели хозяйство давно, приводили земельный участок в порядок, договор был заключен без регистрации, не было необходимости его регистрировать. Договор аренды зарегистрировали позже, когда узнали, что появился иск в суде. Каждый вносил свою лепту, кто-то контролировал на месте, кто-то с финансами помогал. Ранее он являлся старостой д. Спасское, подсобное помещение было построено, чтобы в нем можно было переодеться, покушать. Считает, что построенное помещение не является капитальным строительством.

Представитель третьего лица- администрации **** в судебное заседание не явился, в ходатайстве в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать полностью в удовлетворении требований администрации ****, отказать полностью в удовлетворении требований ФИО2 к администрации МО Березниковское.

Ответчики ФИО1, ФИО2, представитель третьего лица- Управления Росреестра по ****, третьи лица ФИО6, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

Главой администрации МО Березниковское ФИО принесена апелляционная жалоба, в которой она просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о признании построек самовольными и их сносе, как необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом неверно истолкованы положения ст.36 Градостроительного кодекса РФ. Судом не применены нормы ч.1.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Полагает, что судом дана неправильная оценка письму ФГБУ ЦАС «Владимирский» от 04.10.2021 **** об отнесении земельного участка с кадастровым номером **** к сельскохозяйственным угодьям.

ФИО2 в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на здание жилого дома площадью 39,8 кв.м., и принятии в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом не применены положения ч.1 ст.6, ст.11 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Возведенный жилой дом соответствует параметрам, установленным данными нормами. Также суд не принял во внимание положения ч.12 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В суд апелляционной инстанции ответчики по первоначальному иску и истец по встречному иску ФИО2, ФИО1, представители третьих лиц- администрации **** и Управления Росреестра по ****, третьи лица ФИО6, ФИО5 и ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Заявлений об отложении слушания дела от них не поступило.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии сост. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. п. 3, 4.

В пункте 24 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление №10/22) разъяснено, что по смыслу абзаца 2 пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.29 Постановления №10/22, положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.

По смыслу приведенной правовой нормы самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости.

В силу ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п.2 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ), содержащая границы территориальных зон (ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ).

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что земельный участок площадью **** кв. м., расположенный по адресу: ****, кадастровый **** принадлежит ФИО1 на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.155-156).

Согласно договору аренды земельного участка от 01.10.2019 ФИО1 сдал в аренду вышеназванный земельный участок ФИО2 сроком до 30.09.2029. Договор аренды зарегистрированы в ЕГРН 22.10.2021 (т.1 л.д.38-41).

На основании распоряжения администрации **** от 12.07.2021 **** по обращению главы МО Березниковское проведена внеплановая проверка соблюдения ФИО1 земельного законодательства (т.1 л.д.105-109).

По результатам проверки в адрес главы МО Березниковское направлено уведомление от 05.08.2021 о выявлении факта возведения на земельном участке деревянного здания, которое поступило в администрацию МО Березниковское 06.09.2021 (т.1 л.д.125).

Как следует из договора **** от 13.10.2019, указанное здание возведено на спорном земельном участке в конце 2019 года, заказчиком строительства выступал ФИО4 (т.2 л.д.1-15).

Согласно разъяснениям, данным в п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

В силу п.20 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в числе прочего, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены ст.8 Градостроительного кодекса РФ.

Из содержания указанных нормативных правовых актов следует, что администрация сельского поселения является уполномоченным органом по требованиям в защиту публичных интересов о сносе самовольной постройки независимо от наличия либо отсутствия права собственности или иных вещных прав на земельный участок, на котором осуществлена такая постройка.

В соответствии с п.п.11 п.34.1 ст.34 Устава муниципального образования Березниковское сельское поселение **** к полномочиям администрации сельского поселения отнесено принятие решения о сносе самовольной постройки или ее приведение в соответствии с законодательством (т.1 л.д.73).

Следовательно, с иском о сносе вышеуказанных построек обратился уполномоченный орган.

Общий срок исковой давности, распространяющийся и на иски о сносе самовольной постройки, не создающей угрозу жизни и здоровью граждан, составляет три года (ст.196 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

С настоящим иском в суд администрация МО Березниковское обратилась 01.10.2021, то есть в пределах срока исковой давности.

По ходатайству ответчика определением суда от 04.02.2022 назначалась судебная экспертиза (т.1 л.д.214-216).

Согласно заключению эксперта **** от 01.04.2022 строение ****, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ****, по адресу: **** относится в виду «капитальное недвижимое имущество» и относится к IV группе капитальности служащее не менее 50 лет. Строение соответствует требованиям градостроительных норм, не представляет угрозы для жизни и здоровья граждан.

Строение ****, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ****, по адресу: ****, ****, не относится к виду «капитальное недвижимое имущество» (т.2 л.д.98-117).

Данное заключение эксперта суд признал достоверным доказательством, поскольку эксперт, проводивший экспертизу, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным опытом работы, имеет сертификаты на осуществление экспертиз, заключение составлено с учетом проведенного экспертом обследования объектов, выводы, изложенные в экспертизе последовательны, непротиворечивы, основаны на профессиональных знаниях и практике.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на нормах гражданского процессуального законодательства.

Решением Совета народных депутатов МО Березниковское сельское поселение **** от 04.07.2014 **** утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Березниковское сельское поселение ****, включающие карту градостроительного зонирования, согласно которой спорный земельный участок, на котором расположено капитальное строение, не отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (т.2 л.д.227).

Согласно выкопировке из схемы территориального планирования ****, утвержденной решением СНД **** от 28.12.2021 ****, в отношении населенного пункта ********, спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (т.2 л.д.226).

Правилами землепользования МО Березниковское установлена территориальная зона - сельскохозяйственного использования (СХ), которая подразделяется на следующие виды: зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1), зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения (СХ-2).

Земельный участок с кадастровым номером **** поставлен на кадастровый учет 24.05.2010, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования (т.1 л.171).

В силу п.1 ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ч.2 данной статьи, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 №73-ФЗ, от 04.12.2006 №201-ФЗ, от 23.06.2014 №171-ФЗ, от 21.07.2014 №234-ФЗ, от 01.07.2017 №143-ФЗ).

В соответствии с абз.1 п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с п.1 ч.9 ст.35 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственных угодий- пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.

Статьей 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1).

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (часть 6).

Таким образом, исходя из положений законодательства о градостроительной деятельности зоны сельскохозяйственных угодий и иные зоны в составе зон сельскохозяйственного использования, являются различными видами "подзон", выделяющихся в составе зон сельскохозяйственного использования.

Согласно статье 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ "О крестьянском (фермерском хозяйстве)", для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Как следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (в редакции приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. №540 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 09.08.2018 №418) содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Правилами землепользования и застройки МО Березниковское установлены регламенты для зон сельскохозяйственного использования: СХ-2: Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства. К основным видам разрешенного использования отнесены, в том числе: овощеводство, животноводство, скотоводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, иные. Для данной зоны установлены также предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (т.2 л.д.186-189).

Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.

Доказательств отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером 33:12:000000:141 к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для иных целей недопустимо, мелиорируемым землям суду не представлено.

Суд обоснованно не согласился с доводами первоначального истца об отнесении спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям со ссылкой на письмо ФГБУ ЦАС «Владимирский» от ********, поскольку согласно ответу ФГБУ ЦАС «Владимирский» от ******** учреждение не обладает полномочиями по формированию реестра сельскохозяйственных угодий либо по отнесению земельных участков к тем или иным видам (т.1 л.д.219).

Оценив представленные доказательства, применив верно нормы права, регулирующие данные правоотношения, учитывая, что доказательств создания угрозы жизни и здоровью граждан стороной истца не представлено, о наличии таких обстоятельств не заявлено, при этом представленными стороной ответчиков доказательствами данное обстоятельство опровергается, суд обоснованно отказал администрации МО Березниковское в удовлетворении требований о сносе строения ****.

Также обоснованно отказано в удовлетворении требований о сносе строения **** на земельном участке с кадастровым номером 33:12:000000:141, так как не представлено доказательств отнесения объекта к недвижимому имуществу.

Отказывая ФИО2 в удовлетворении встречных исковых требований к администрации МО Березниковское о признании права собственности на здание жилого дома площадью **** кв.м, суд исходил из того, что земельный участок, на котором расположен данный дом, находится в собственности ФИО1 Кроме того, ФИО2 не обращался в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу легализации строительства жилого дома, все правоустанавливающие документы о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, согласие ФИО1 на возведение ФИО2 на его земельном участке жилого дома оформлены в сентябре- октябре 2021 года.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

В соответствии с ч.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу ч.1 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В п.26 постановления Пленума Верховного Суда РФ **** и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ **** от **** "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от **** №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (ч.2).

На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка (ч.4).

В соответствии с ч.12 ст.70 Федерального закона от **** №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до **** допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Представленными доказательствами подтверждается, что на спорном земельном участке с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования в конце 2019 года возведено капитальное строение, заказчиком строительства выступал ФИО4 (т.2 л.д.1-15).

21.09.2021 между ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 заключено соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. ФИО2 определен главой хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером 33:12:000000:141 входит в состав имущества хозяйства (т.1 л.д.185-188).

ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.09.2021 (т.1 л.д.110-112).

Собственником земельного участка ФИО1 земельный участок с кадастровым номером **** передан ФИО2 01.10.2019 в аренду для использования в соответствии с целевым назначением сроком до 30.09.2029.

Согласие собственника земельного участка на возведение ФИО2 на земельном участке жилого дома получено им 29.09.2021 (т.2 л.д.192).

Третье лицо ФИО4 в судебном заседании **** пояснил, что иск ФИО2 поддерживает. Между ними разногласий нет, он согласен, что дом будет зарегистрирован за ФИО2 (т.3 л.д.41).

Согласно заключению эксперта **** от **** строение ****, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ****, по адресу: ****, **** относится в виду «капитальное недвижимое имущество» и относится к IV группе капитальности служащее не менее 50 лет. Строение соответствует требованиям градостроительных норм, не представляет угрозы для жизни и здоровья граждан.

То обстоятельство, что ФИО2 не обращался в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу легализации строительства жилого дома, в данном случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обращение администрации в суд с иском к ФИО2 и ФИО1 о сносе спорного дома само по себе свидетельствует об отказе администрации в легализации постройки.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым, отменив решение суда в части отказа ФИО2 в удовлетворении требований о признании права собственности на здание жилого дома, принять в этой части новое решение об удовлетворении требований ФИО2

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Собинского городского суда **** от 07 июня 2022 г. в части отказа ФИО2 в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Березниковское о признании за ним права собственности на здание жилого дома площадью **** кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером ****, местоположение: ****- отменить.

Принять в данной части новое решение.

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать за ФИО2 право собственности на здание жилого дома площадью **** кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером ****, местоположение: ****

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Березниковское- без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Глебова

Судьи С.М. Сергеева

К.Е. Афанасьева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.09.2022.

Судья С.М. Сергеева