ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-520/20 от 30.07.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

УИД 82RS0002-01-2019-000125-41

Судья Денщик Е.А.

Дело № 33-1254/2020

Дело № 2-520/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судьи

Миронова А.А., ФИО2,

при секретаре

ФИО3

30 июля 2020 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Камчатскому краю на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 марта 2020 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Карагинского района, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» оборудовать комнату для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией в срок до 31 декабря 2020 года.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» путем утверждения бюджетной сметы на оборудование комнаты для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией в срок до 31 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Миронова А.А., объяснения представителя прокурора Карагинского района Новоселовой Е.В., считавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Карагинского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к межмуниципальному отделу МВД РФ «Корякский» о возложении обязанности оборудовать комнату для хранения оружия в отделении полиции тревожной сигнализацией, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией, металлической дверью в соответствии с установленными требованиями.

В обоснование иска указал, что по результатам проведенной в декабре 2018 года проверки было установлено, что комната для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела МВД РФ «Корякский» не оборудована охранно-пожарной сигнализацией, размер ячеек металлической решетчатой двери составляет 320*150 мм, а диаметр прутка 14 мм, усиление (стальной профиль) отсутствует, что не соответствует положениям п. 226 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, положениям Федерального закона «О противодействии терроризму», поскольку не обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность потенциально опасного объекта. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

На этом основании просил обязать межмуниципальный отдел МВД РФ «Корякский» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать комнату для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела МВД РФ «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией, а также металлической решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм, с размером ячеек не более 150x150 мм, усиленным по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца судом была произведена замена ненадлежащего ответчика межмуниципального отдела МВД РФ «Корякский» на Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» (далее также ФКУ «ЦХСО УМВД России по Камчатскому краю», Учреждение). Также в качестве соответчика привлечено к участию в деле Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (далее также УМВД России по Камчатскому краю).

В ходе рассмотрения дела представитель прокурора отказался от иска в части требования о возложении обязанности оборудовать комнату для хранения оружия в отделении полиции металлической решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150x150 мм, усилением по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм, в связи с устранением нарушений в указанной части на момент рассмотрения спора в суде. Производство по делу в этой части прекращено определением суда.

В судебном заседании представитель прокурора исковые требования в остальной части поддержала. Просила обязать УМВД России по Камчатскому краю обеспечить финансирование Учреждения путем утверждения бюджетной сметы на оборудование комнаты для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела МВД РФ «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией в срок до 30 мая 2021 года, а ФКУ «ЦХСО УМВД России по Камчатскому краю» оборудовать комнату для хранения оружия в том же отделении полиции тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией, в срок до 30 ноября 2021 года.

Представитель ФКУ «ЦХСО УМВД России по Камчатскому краю» иск не признал, считая Учреждение ненадлежащим ответчиком. Указал, что у Учреждения отсутствуют лимиты денежных средств для устранения указанных прокурором нарушений. Бюджетная смета утверждается главным распорядителем денежных средств МВД России, а бюджетное финансирование указанных работ носит целевой характер и в отсутствие выделенных из бюджета денежных средств на установку в помещении отдела полиции тревожной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации отсутствует возможность исполнения предписания прокурора в этой части. Полагал, что заявленные прокурором требования могут быть выполнены на ранее чем через год при наличии выделенных на это из бюджета денежных средств.

Представитель УМВД России по Камчатскому краю иск не признал. При этом указал, что в соответствии с утвержденным порядком ФКУ «ЦХСО УМВД России по Камчатскому краю» необходимо сформировать проект сметы, который УМВД России по Камчатскому краю направит в МВД России для утверждения. Полагал, что ФКУ «ЦХСО УМВД России по Камчатскому краю» является надлежащим ответчиком по делу, так как требуемые прокурором к выполнению работы входят в полномочия Учреждения. Вместе с тем Учреждение имеет право расходовать бюджетные средства лишь в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой, которая подлежит утверждению УМВД России по Камчатскому краю.

Третьи лица Министерство внутренних дел Российской Федерации, межмуниципальный отдел МВД РФ «Корякский», отделение полиции № 18 МО МВД РФ «Корякский», представителей в суд не направили.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Камчатскому краю просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что на УМВД России по Камчатскому краю неправомерно возложены обязанности, указанные в решении суда, поскольку они не относятся к его полномочиям. Также считает, что судом установлен заведомо неисполнимый срок исполнения решения, поскольку на 2020 год лимиты бюджетных обязательств уже распределены.

В письменных возражениях прокурор Карагинского района Камчатского края, полагая доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 N 814, требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел РФ.

Согласно п. 226 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 12 января 2009 года № 13, для хранения оружия и боеприпасов в подразделениях органов внутренних дел отводится отельная комната (помещение). Комната для хранения оружия должна быть оборудована многорубежной охранно-пожарной сигнализацией, а также тревожной сигнализацией (отдельным рубежом без права отключения). Сигнализация должна быть выведена на пульт централизованного наблюдения ближайшего подразделения вневедомственной охраны и непосредственно на рабочее место оперативного дежурного по подразделению.

Как следует из материалов дела, 15 января 2019 года прокурором Карагинского района Камчатского края вынесено представление в отношение межмуниципального отдела МВД РФ «Корякский» об устранений нарушений закона, согласно которому по итогам проведенной проверки было выявлено, что комната хранения оружия в отделении полиции № 18 не оборудована тревожной сигнализацией и охранно-пожарной сигнализацией, размер ячеек установленной металлической решетчатой двери и диаметр прутка не соответствуют предъявляемым требованиям (т. 1 л.д. 12-16).

6 февраля 2019 года на данное представление врио начальника межмуниципального отдела МВД России «Корякский» сообщил прокурору о том, что в рамках проведенной проверки выявленные нарушения нашли свое подтверждение и находятся на контроле руководства межмуниципального отдела (т. 1 л.д. 17).

Согласно актам проверки от 11 июня 2019 года и 14 октября 2019 года, установлено, что комната хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела МВД РФ «Корякский» оборудована металлической решетчатой дверью, которая соответствует требования, установленным п. 226 вышеуказанной Инструкции. При этом по-прежнему комната не оборудована многорубежной охранно-пожарной сигнализацией и тревожной сигнализацией (т. 1 л.д. 11, 111).

Установив, что в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела МВД РФ «Корякский» не соблюдены установленные Федеральными законами и подзаконными актами требования к хранению оружия и боеприпасов, отсутствие многорубежной охранно-пожарной и тревожной сигнализации в комнате хранения оружия создает угрозу сохранности оружия (боеприпасов), антитеррористическую незащищенность объекта в целом, при этом обеспечение оснащения комнат для хранения оружия, согласно Уставу ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Камчатскому краю», положения которого подробно приведены в решении, входит в компетенцию Учреждения, суд первой инстанции правомерно обязал ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Камчатскому краю» оборудовать комнату для хранения оружия в вышеуказанном отделении полиции тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией.

В данной части судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Вместе с тем в части возложения на УМВД России по Камчатскому краю обязанности обеспечить финансирование ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Камчатскому краю» путем утверждения бюджетной сметы на оборудование комнаты для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» указанными видами сигнализаций в срок до 31 декабря 2020 года, решение нельзя признать законным и обоснованным.

Приказом МВД Российской Федерации от 29 августа 2019 года № 588 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, территориальных органов Министерства Внутренних Дел Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, входящих в систему Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, который определяет правила составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно названному Порядку смета, иные документы и информация, предусмотренные настоящим Порядком, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, формируются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного лица, уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, действовать от имени Министерства, территориального органа, казенного учреждения, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (п. 2).

Смета Министерства, территориального органа, казенного учреждения составляется путем формирования показателей сметы на очередной финансовый год и плановый период с соблюдением требований составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 5).

Смета Министерства, территориального органа, казенного учреждения составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей (ОПСП), являющихся неотъемлемой частью сметы (п. 6).

Показатели сметы Министерства, территориального органа, казенного учреждения формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией по кодам подгрупп и элементов видов расходов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также в разрезе кодов аналитических показателей (п. 7).

Проект сметы Министерства, территориального органа, казенного учреждения при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период формируется совместно с ОПСП по формам в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 8).

Распорядитель бюджетных средств осуществляет рассмотрение проекта сметы и ОПСП подведомственных получателей бюджетных средств на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации, и при отсутствии замечаний к проекту сметы и ОПСП в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения сметы согласовывает его и включает в свод проектов смет и направляет свод проектов смет главному распорядителю бюджетных средств на согласование и принятие (п. 9).

Согласно разделу III «Утверждение сметы», сформированные ОПСП утверждаются после принятия главным распорядителем бюджетных средств проекта сметы и указанных ОПСП (п. 12). Утверждение сметы осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно: Министерства - Министром внутренних дел Российской Федерации или уполномоченным лицом. Территориального органа, казенного учреждения - руководителем (начальником) или уполномоченным лицом соответствующего территориального органа, казенного учреждения (п.п. 13, 13.1, 13.2).

Таким образом, утверждению бюджетной сметы предшествуют этапы формирования и рассмотрения проекта сметы и ОПСП, что исключает возложение на УМВД России по Камчатскому краю обязанности обеспечить финансирование ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Камчатскому краю» путем утверждения бюджетной сметы на оборудование комнаты для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией.

Поскольку лимиты бюджетных обязательств на выполнение требуемых прокурором мероприятий до соответствующих лиц не доведены, показатели сметы не сформированы, проект сметы и ОПСП не рассмотрен и не согласован вести речь об утверждении бюджетной сметы применительно к рассматриваемым требованиям невозможно.

Данных о том, что при наличии лимита бюджетных обязательств УМВД России по Камчатскому краю отказалось утверждать соответствующую смету, в материалах дела нет и доказательств этому истцом не представлено.

При таких обстоятельствах законных оснований для возложения на УМВД России по Камчатскому краю обязанности обеспечить финансирование Учреждения путем утверждения бюджетной сметы на оборудование комнаты для хранения оружия в отделении полиции № 18 МО МВД РФ «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией, не имеется.

В части данного требования решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением в этой части нового решения об отказе в его удовлетворении.

Так как выполнение указанных прокурором мероприятий возможно осуществить при наличии целевого финансирования, исходя из сформированных и доведенных лимитов бюджетных обязательств и после формирования и рассмотрения проекта соответствующей сметы, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части установления срока исполнения возложенной на Учреждение обязанности оборудования комнаты для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» соответствующими видами сигнализации, установив срок совершения таких действий до 30 ноября 2021 года.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 марта 2020 года в части обязания Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» оборудовать комнату для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией в срок до 31 декабря 2020 года изменить, установив срок совершения указанных действий до 30 ноября 2021 года.

Это же решение в части обязания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» путем утверждения бюджетной сметы на оборудование комнаты для хранения оружия в отделении полиции № 18 межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Корякский» тревожной сигнализацией с отдельным рубежом без права отключения, многорубежной охранно-пожарной сигнализацией в срок до 31 декабря 2020 года отменить. В удовлетворении данного требования отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи