ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-520/2021 от 01.12.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Рябинина Г.П. №33-22790/2021

№2-520/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Алферовой Н.А.,

судей Фетинга Н.Н., Портновой И.А.

при секретаре Аверьяновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН по Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 30 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Алферовой Н.А., судебная коллегия

установила:

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов РФ к ФКУ КП-8 ГУФСИН по РО, ГУФСИН по РО об обязании устранить нарушения законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области проведена проверка соблюдения в ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области требований законодательства по оборудованию учреждения инженерно-техническими средствами охраны и надзору.

В соответствии с требованиями статьи 82 УИК РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, в исправительных учреждениях устанавливается режим, обеспечивающий порядок исполнения и отбывания лишения свободы, охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Обеспечение режима возлагается на администрацию учреждения, а также на сотрудников мест лишения свободы, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 приказа ФСИН России от 13.09.2005 № 759 «Об утверждении норм положенности и нормативных сроков эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, норм расхода запасных частей и материалов для ремонта и эксплуатации, норм положенности электротехнического оборудования, измерительных приборов и средств защиты для территориальных органов, учреждений и подразделений территориальных органов ФСИН России» (далее - Нормы положенности) администрацией КП-8 разработан табель положенности инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН) на объектах охраны (надзора) КП-8, утвержденный 20.03.2020 врио начальника ГУФСИН России по Ростовской области.

В нарушение требований статей 82 и 83 УИК РФ, приложения № 1 к Нормам положенности и пунктов 20, 21 и 23 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста от 04.09.2006 № 279 (далее - Наставление по оборудованию), приказа ФСИН России от 08.02.2019 № 72 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения« наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в части приобретения технических средств охраны и надзора, технических средств досмотра, а также нормативов количества и цены закупаемых товаров» (далее -приказ ФСИН России от 08.02.2019 № 72), КП-8 не оборудовано видеокамерами внутреннего исполнения: Не оборудованы коридоры, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи и спальные помещения общежитий отрядов № 1 (1-й и 2-й этажи общежития литеры «В» и «Б»), 2 (1-й этаж общежития литер : «М»), 3 (2-й этаж общежития литер «Ж»), 4 (1-й этаж общежития литер «Ж»), 7 (1-й этаж общежития литер «Т»), 1 (1-й этаж общежития литер «Т»), лестничные площадки в общежитиях отрядов № 1 (1-й и 2-й этажи общежития литеры «В» и «Б»), 3 (2-й этаж общежития литер «Ж»), 4 (1-й этаж общежития литер «Ж»). По результатам внесенных мер прокурорского реагирования нарушения не устранены.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Положения о ГУФСИН России по Ростовской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518, Главное Управление осуществляет финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

В соответствии со статьями 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, обеспечение соблюдения требований законодательства требующих финансовых затрат, должно быть произведено за счет средств КП-8, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представленной на территории области Главным: управлением ФСИН России по Ростовской области.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований истец просил суд обязать ФКУ КП-8 ГУФСИН по Ростовской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями статей 82 и 83 УИК РФ, приложения № 1 приказу ФСИН России от 13.09.2005 № 759 «Об утверждении норм положенности и нормативных сроков эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, норм расхода запасных частей и материалов для ремонта и эксплуатации, норм положенности электротехнического оборудования, измерительных приборов и средств защиты для территориальных органов, учреждений и подразделений территориальных органов ФСИН России», пунктов 21 и 30 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста от 04.09,2006 № 279, оборудовать в КП-8 камерами видеонаблюдения коридоры, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи и спальные помещения общежитий отрядов № 1 (1-й и 2-й этажи общежития литеры «В» и «Б»), 2 (1-й этаж общежития литер «М»), 3 (2-й этаж общежития литер «Ж»), 4 (1-й этаж общежития литер «Ж»), 7 (1-й этаж общежития литер «Т»), 8 (1-й этаж общежития литер «Т»), лестничные площадки в общежитиях отрядов № 1 (1-й и 2-й этажи общежития литеры «В» и «Б»), 3 (2-й этаж общежития литер «Ж»), 4 (1-й этаж общежития литер «Ж»).

Обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области в целях оборудования в колонии-поселения камерами видеонаблюдения коридоров, комнат хранения продуктов питания и приема пищи и спальных помещений общежитий отрядов № 1 (1-й и 2-й этажи общежития литеры «В» и «Б»), 2 (1-й этаж общежития литер «М»), 3 (2-й этаж общежития литер «Ж»), 4 (1-й этаж общежития литер «Ж»), 7 (1-й этаж общежития литер «Т»), 8 (1-й этаж общежития литер «Т»), лестничные площадки в общежитиях отрядов № 1 (1-й и 2-й этажи общежития литеры «В» и «Б»), 3 (2-й этаж общежития литер «Ж»), 4 (1-й этаж общежития литер «Ж»).

Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 30 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Также суд взыскал с ФКУ «Колония поселение №8 ГУФСИН по РО» госпошлину в местный бюджет в сумме 300 рублей. Взыскал с ГУФСИН по РО госпошлину в местный бюджет в сумме 300 рублей.

В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области просит решение суда отменить в части взыскания с ГУФСИН России по РО госпошлины в местный бюджет в размере 300 руб., ФКУ КП-8 ГУФСИН России по РО в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб., ссылаясь на то, что государственные органы освобождены от уплаты госпошлины.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора, представителя ГУФСИН по РО, поддержавшего апелляционную жалобу, приходит к следующему.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 82, 83 УИК РФ, ст.ст. 123.21, 123.22 ГК РФ, приложения № 1 к Нормам положенности и пунктов 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста от 04.09.2006 № 279, приказа ФСИН России от 08.02.2019 № 72 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в части приобретения технических средств охраны и надзора, технических средств досмотра, а также нормативов количества и цены закупаемых товаров», исходил из того, что КП-8 не оборудовано видеокамерами внутреннего наблюдения, что нарушает нормативные требования.

В указанной части решение суда не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.

Судебная коллегия полагает обоснованными доводы жалобы об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по оплате госпошлины.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировыми судьями.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения, организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Государственное учреждение освобождается от уплаты государственной пошлины по делу, если оно выполняет отдельные функции государственного органа и при этом его участие в гражданском процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных интересов.

ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области являются территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний, их участие в настоящем судебном процессе обусловлено выполнением функций государственного органа.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчиков государственной пошлины у суда не имелось, и решение в этой части подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Багаевского районного суда Ростовской области от 30 августа 2021 года в части взыскания с ФКУ КП-8 ГУФСИН России по Ростовской области в доход местного бюджета государственной пошлины размере 300 рублей, с ГУФСИН по Ростовской области в доход местного бюджета государственной пошлины размере 300 рублей отменить.

В остальной части решение Багаевского районного суда Ростовской области от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2021.