ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-526/20 от 05.05.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Земцова Т.В. Дело № 33- 1322/2022

№ 2-526/2020

67RS0017-01-2020-000578-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 мая 2022 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,

судей: Федоришина А.С., Шустовой И.Н.

при помощнике судьи Игнатовой Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тесленко Анастасии Руслановны на решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 28 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., возражения представителя Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области Бурмистрова Р.Л. на жалобу, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а :

Тесленко А.Р. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области (далее - Администрация), Департаменту Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, указав, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав.

Постановлением Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области № 164 от 12.07.2004 она признана нуждающейся в государственной защите, определена на полное государственное обеспечение, направлена в <данные изъяты>, затем воспитывалась в приёмной семье, училась в <данные изъяты>

Закреплённое за ней в 2016 г. жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, актом комиссии Администрации от 16.12.2016 признано непригодным для проживания, поэтому полагала, что Администрация поставила её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. При обращении в ноябре 2020 г. в Администрацию по вопросу продвижения очереди в предоставлении жилого помещения, узнала, что на очереди она не стоит. Зная о непригодности закреплённого за ней жилого помещения, Администрация района необоснованно не поставила её на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении жильем.

Обратившись в Администрацию с заявлением о постановке на очередь и предоставлении жилого помещения получила необоснованный письменный отказ от 13.11.2020 со ссылкой на то, что с соответствующим заявлением она не обращался до достижения возраста 23 лет.

Просила обязать Администрацию включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в п<данные изъяты> предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм за счёт субвенций, предоставляемых Департаментом; обязать Департамент осуществить за счёт средств областного бюджета финансирование исполнения Администрацией государственных полномочий по обеспечению её благоустроенным жилым помещением.

В судебном заседании Тесленко А.Р. иск поддержала.

Представитель Администрации Бурмистров Р.Л. иск не признал, указав, что истец обратилась за реализацией своих прав с заявлениемо включении ее в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении специализированным жилым помещением за пределами 23-летнего возраста. В 2016 году Тесленко А.Р. приходила в Администрацию с братом, который привозил свои документы для постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении такого жилья, ей предлагали собрать документы для включения ее в список, но она несвоевременно обратилась с таким заявлением.

Представитель третьего лица сектора опеки и попечительства отдела образования Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области Мамченкова О.Е. в предварительном судебном заседании указала, что Тесленко А.Р. на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, в орган опеки и попечительства для включения её в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не обращалась.

Департамент ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя, в письменном отзыве указал, что из искового заявления невозможно установить обращалась ли Тесленко А.Р. в уполномоченные органы для постановки на соответствующий учет.

Решением Монастырщинского районного суда Смоленской области от 28.12.2020 Тесленко А.Р. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Тесленко А.Р. просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении ее требований, ссылаясь на необоснованность обжалуемого судебного акта, нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительного жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

В п. 9 указанной статьи предусматривается, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, основаниями для реализации гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жильем являлись необеспеченность жилым помещением для постоянного проживания и признание их в возрасте до 23-х лет в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В случае, если причины, по которым названные лица своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении носят уважительный характер, требования названных лиц об обеспечении их жилым помещением подлежат удовлетворению (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013; п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).

По правилам п.3 ст.40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Как следует из материалов дела, Тесленко А.Р., <данные изъяты> года рождения, относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители - ФИО1 и ФИО2 вступившим в законную силу решением Монастырщинского районного суда Смоленской области от 23.06.2004 лишены родительских прав, истец в числе других шестерых детей передана на попечение органа опеки и попечительства

Постановлением Главы Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области от 12.07.2004 № 164 истец признана нуждающейся в государственной защите, определена на полное государственное обеспечение, за ней закреплено жилое помещение в муниципальной квартире по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> Ответственность за сохранностью этого жилья возложена на будучи лишенную родительских прав мать детей - ФИО1 Контроль за сохранностью квартиры возложен на главу администрации <данные изъяты>

Согласно акта обследования от 16.12.2016 № 10, межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области от 08.12.2016 № 413-р, названное жилье признано непригодным для проживания (оконные блоки сгнили, остекление частично отсутствует, половые лаги прогнили и проседают, полы местами разобраны; деревянные конструкции кровли прогнили и провисают, покрытие кровли имеет многочисленные трещины и протекает; печь разобрана, фундамент частично разрушен и проседает).

<данные изъяты> Тесленко А.Р., достигшая 23 летнего возраста <данные изъяты> обратилась в Администрацию МО «Монастырщинский район» с заявлением об обеспечении ее специализированным жильем, на которое получила отрицательный ответ в письме от 13.11.2020 № 4123со ссылкой на то, что до 23-х летнего возраста она не обращалась с заявлением о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на учете в списке не состоит, после достижения 23-х летнего возраста жилищные вопросы решаются в судебном порядке.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что, Тесленко А.Р. впервые обратилась за реализацией своего права на получение специализированного жилого помещения уже после достижения 23 летнего возраста, ранее с заявлениями о признании права на предоставление благоустроенного жилья из специализированного жилищного фонда не обращалась; по достижению 23 лет она утратила право на получение такой меры социальной поддержки. Доказательств уважительности пропуска ею срока обращения в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суду не представлено.

При этом доводы Тесленко А.Р. о том, что Администрация, зная о непригодности закреплённого за ней жилого помещения, не поставила её на учёт в качестве нуждающейся до достижения ею возраста 23 лет, суд посчитал несостоятельными, поскольку на дату установления непригодности закреплённого за ней жилого помещения (на 16.12.2016) она не являлась несовершеннолетней.

Вместе с тем суд не учел, что исходя из положений п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013), органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Таким образом, обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить на ораны опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

В данном случае право на обеспечение специализированным жильем возникло у истца уже 14.04.2013 по достижении совершеннолетия. В деле не имеется сведений о том, что Администрация обеспечила сохранность закрепленного за истцом жилого помещения к этому времени, возложив формально ответственность за его сохранностью на Захаренкову С.А., лишенную родительских права в отношении истца. Достоверно зная о непригодности закрепленного за истцом жилья, ответчиком не приняты меры по инициированию обращения истца с заявлением об установлении факта невозможности проживания истца в закрепленном жилом помещении и обеспечении специализированным жильем.

Исходя из положений п.7 постановления Администрации Смоленской области от 25.03.2014 N 202 (ред. от 11.03.2016) «Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, консультируют детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и их законных представителей по вопросам, связанным с обеспечением данной категории детей-сирот жилыми помещениями.

По делу не усматривается, что истец была должным образом проинформирована уполномоченным органом по вопросам обеспечения ее жилым помещением. Непостановка ее до достижения 23 лет на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, вызвана ненадлежащим выполнением обязанностей по защите ее прав в период, когда она являлась несовершеннолетней, органами опеки и попечительства, на которых такая обязанность возложена в силу закона.

До настоящего времени Тесленко А.Р., объективно нуждающаяся в предоставлении специализированного жилья, таковым не обеспечена. Гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано не по ее вине.

Поэтому с оспариваемым решением суда нельзя согласиться и на основании пп.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 28 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым иск Тесленко Анастасии Руслановны удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Монастырщинский район» Смоленской области предоставить Тесленко Анастасии Руслановны благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм, за счет субвенции, предоставленной Департаментом Смоленской области по образованию и науке.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.05.2022.