ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-52/2022 от 29.06.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Бардина Е.Е. Дело № 33-1334/2022

(№ 2-52/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2022 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Второвой Н.Н., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Псареве И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жиляева Юрия Ивановича, прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах Жиляева Юрия Ивановича, к администрации г. Орла, Департаменту финансов Орловской области о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника,

по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 15 февраля 2022 г., которым постановлено:

«Исковое заявление Жиляева Юрия Ивановича, прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах Жиляева Юрия Ивановича, к администрации г. Орла, Департаменту финансов Орловской области о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника удовлетворить.

Обязать администрацию г. Орла обеспечить Жиляеву Юрию Ивановичу беспрепятственный доступ к указанному объекту социальной инфраструктуры многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес>, путем установки оборудования для преодоления лестничного марша подъезда № 5 и лестничного марша крыльца подъезда № 5 в срок шесть месяцев.

В остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Данковской Наталии Геннадьевна,, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения помощника прокурора Советского района г. Орла Капустянской Галины Валентиновны и представителя Жиляева Юрия Ивановича по доверенности Тюленевой Надежды Александровны, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

установила:

Жиляев Ю.И. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника.

В обоснование заявленных требований указывал, что является инвалидом - колясочником.

В связи с тем, что подъезд № 5 многоквартирного жилого дома <адрес>, где проживает истец, оборудован пандусом, который не пригоден для эксплуатации, т.к. по параметрам не подходит ни под одну инвалидную коляску, ЖиляевЮ.И. лишен возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, просил обязать Департамент финансов Орловской области в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий администрации г. Орла по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, к которым относится Жиляев Ю.И., в виде работ по установке и оборудованию крыльца и подъезда № 5 многоквартирного жилого дома <адрес> устройствами для подъема и спуска инвалида – колясочника; возложить на администрацию г. Орла обязанность в двухмесячный срок со дня обеспечения финансирования установить на крыльце и в подъезде многоквартирного жилого дома <адрес> оборудование для подъема и спуска инвалида – колясочника.

В ходе рассмотрения исковых требований Жиляева Ю.И. по существу судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Орловской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, Департамент социальной зашиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, финансовое управление администрации г. Орла, муниципальное казенное учреждение (далее по тексту – МКУ) «Жилищное управление г. Орла».

Прокурор Советского района г. Орла, действующий в интересах Жиляева Ю.И., также обратился в суд с иском к администрации г. Орла, обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) «Орелжилэксплуатация» о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника.

В обоснование заявленных требований указывал, что по результатам проведенной органами прокуратуры Российской Федерации проверке установлено, что Жиляев Ю.И., являющийся инвалидом <...>, и имеющий нарушения функций опорно-двигательного аппарата, проживает в жилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме <адрес>, в котором отсутствуют соответствующие технические средства необходимые для удовлетворения потребностей инвалида.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на нарушение прав Жиляева Ю.И. на беспрепятственный доступ к жилому помещению, уточнив исковые требования, просил обязать администрацию г. Орла в двухмесячный срок установить на крыльце и в подъезде № 5 многоквартирного жилого <адрес> оборудование для подъема и спуска инвалида – колясочника.

Определением суда первой инстанции от 23 ноября 2021 г. гражданские дела по иску Жиляева Ю.И. к администрации г. Орла, Департаменту финансов Орловской области о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника и по иску прокурора Советского района г. Орла, действующий в интересах ЖиляеваЮ.И., к администрации г. Орла, ООО «Орелжилэксплуатация» о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника объединены в одно производство. ООО «Орелжилэксплуатация» на основании определения суда первой инстанции исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Администрация г. Орла не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не принял во внимание выводы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых проживают инвалиды (далее по тексту – муниципальная комиссия), об отсутствии технической возможности приспособить общее имущество многоквартирного жилого дома <адрес> с учетом потребностей ЖиляеваЮ.И.

Приводит доводы о том, что обязанность по созданию условий доступности жилого помещения для инвалида-колясочника должна быть возложена на собственников общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес>.

Выражает несогласие с принятием судом первой инстанции в качестве относимых и допустимых доказательств показаний допрошенных в качестве специалистов ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» ФИО9 и ФИО10, которые были даны без учета позиции муниципальной комиссии, к компетенции которой отнесено решение соответствующего вопроса.

Ссылается на невозможность исполнения оспариваемого решения суда первой инстанции, ввиду отсутствия указаний в его резолютивной и мотивировочных частях технических параметров и места расположения такого оборудования.

Полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел как требования жилищного законодательства Российской Федерации, так и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее по тексту – постановление правительства Российской Федерации № 649), в соответствии с которыми приспособление общего имущества многоквартирного жилого дома допускается только с согласия сособственников жилых помещений, принятие решений об определении способа обеспечения доступности в жилые помещения инвалидов отнесено к компетенции межведомственной муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых проживают инвалиды, действия которой не оспорены и незаконными не признаны.

Полагает, что в соответствии с действующим законодательством социальная поддержка инвалидов отнесена к полномочиям субъекта РФ, в связи с чем администрация г.Орла является ненадлежащим ответчиком в рамках настоящего спора.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Как следует из материалов дела Жиляев Ю.И. с декабря 2013 г. является инвалидом <...> бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы, что подтверждается справкой серии от 28 ноября 2013 г.

Согласно выписке из истории болезни Федерального казенного учреждения здравоохранения «Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел Российской Федерации» Жиляев Ю.И., с учетом имеющихся у него заболеваний передвигается в инвалидной коляске.

Установлено, что Жиляев Ю.И. является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном жилом доме <адрес>, в которой он состоит на регистрационном учете и постоянно проживает. Указанный многоквартирный жилой дом находится в управлении ООО «Орелжилэксплуатация».

В 2015 г. управляющей компанией ООО «Орелжилэксплуатация» на крыльце подъезда № 5 многоквартирного жилого дома <адрес> и в самом помещении подъезда в рамках проведения текущего ремонта на ступеньках смонтированы рельсы для доступа маломобильных групп населения.

Из материалов дела также следует, что Жиляев Ю.И. неоднократно обращался с заявлениями об установке пандуса для маломобильных граждан на крыльце подъезда № 5 и непосредственно в самом подъезде № 5 многоквартирного жилого дома <адрес>, в различные органы, в частности в ООО «Орелжилэксплуатация», органы прокуратуры, МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла», а также в администрацию г. Орла

Так, из материалов дела следует, что 30 сентября 2020 г. в адрес администрации г. Орла поступило обращение Жиляева Ю.И. по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа в квартиру , расположенную в многоквартирном жилом доме <адрес>

27 октября 2020 г. администрацией г. Орла дан ответ Жиляеву Ю.И. о том, что его заявление будет рассмотрено на заседании муниципальной комиссии.

2 апреля 2021 г. состоялось выездное заседание муниципальной комиссии в целях обследования квартиры , расположенной в многоквартирном жилом доме <адрес>, по итогам проведения которого был составлен акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном жилом доме от 2 апреля 2021 г.

На основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном жилом доме от 2 апреля 2021 г. на заседании муниципальной комиссией 2 апреля 2021 г. установлено, что собственником квартиры , расположенной на седьмом этаже девятиэтажного многоквартирном жилом доме <адрес>, является Жиляев Ю.И. Указанный многоквартирный жилой дом обеспечен лифтом. На первом этаже объекта недвижимого имущества установлен пандус, который имеет большой угол наклона и узкую ширину полозьев. На крыльце подъезда указанного многоквартирного жилого дома имеются высокие ступеньки и пандус с большим углом наклона.

По итогам указанного заседания муниципальная комиссия пришла к выводам о наличии необходимости приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме <адрес> с учетом потребностей инвалида посредством замены или реконструкции указанных пандусов.

Из ответов администрации г. Орла от 27 апреля 2021 г., 1 июня 2021 г. направленных в адрес Жиляева Ю.И. следует, что муниципальная комиссия пришла к выводу о наличии необходимости приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме, вместе с тем ассигнования в бюджете г. Орла на реализацию ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отсутствуют, в связи с чем в адрес управляющей компании ООО«Орелжилэксплуатация» направлено письмо по вопросу переустановки имеющего пандуса с учетом нужд инвалида – колясочника.

При этом истцу было разъяснено, что для установки пандуса необходимо согласие собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, поскольку строительство пандуса повлечет как увеличение общего имущества многоквартирного жилого дома, так и увеличение расходов на содержание данного имущества, бремя несения которых несут собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома.

Обращаясь в суд с иском, прокурор Советского района г. Орла и Жиляев Ю.И. ссылались на то, что техническое обеспечение подъезда № 5 многоквартирного жилого дома <адрес> не обеспечивает доступность использования для инвалида жилого помещения и общего имущества в указанном многоквартирном жилом доме, в котором проживает инвалид, чем нарушаются права и законные интересы материального истца.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, предъявленные к администрации г. Орла и к Департаменту финансов Орловской области о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность органа местного самоуправления по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры предусмотрена действующим законодательством

Приходя к такому выводу, суд первой инстанции, приняв во внимание пояснения привлеченных к участию в деле в качестве специалистов сотрудников ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» ФИО10 и ФИО9, о том, что техническая возможность оборудования пандуса в подъезде № 5 указанного многоквартирного жилого дома имеется, а существующие в настоящее время технические приспособления не обеспечивают доступность использования для инвалида жилого помещения и общего имущества многоквартирного жилого дома, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, исходил из отсутствия доказательств технической невозможности приспособления пандуса для обеспечения инвалида доступа в жилое помещения,

При этом, суд первой инстанции не принял во внимание представленные в материалы дела акты обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном жилом доме от 2 апреля и 8 декабря 2021 г. в подтверждение отсутствия технической возможности установки пандуса в многоквартирном жилом доме, как несоответствующие требованиям действующего законодательства.

В тоже время отсутствие в материалах дела доказательств обращения администрации г. Орла с заявлениями о предоставлении субсидии местным бюджетам на финансирование мероприятий по приспособлению к потребностям инвалидов жилых помещений и уклонения Департамента финансов Орловской области от исполнения возложенной на него обязанности при планировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий государственной программы Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области», послужило основанием для отказа в удовлетворении требований, предъявленных к Департаменту финансов Орловской области по обеспечению финансирования соответствующих мероприятий.

Судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.

Согласно п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, и возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Подпунктом 1 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Согласно п. 54 указанного Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 649 (далее по тексту – Правила).

Согласно п. 2 Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации № 649 постановлением администрации г. Орла от 1 декабря 2016 г. № 5505 утвержден Порядок работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее – Порядок работы муниципальной комиссии).

В соответствии с п. п. 2.8 и 2.9 Порядка работы муниципальной комиссии комиссионное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее по тексту - план мероприятий). По результатам комиссионного обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение (п. 2.10 Порядка работы муниципальной комиссии).

Пунктами 2.12 и 2.13 Порядка работы муниципальной комиссии предусмотрено, что по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкций или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, принимает решение: а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ.

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: а) акта обследования; б) решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: а) акта обследования; б) решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. п. 2.14, 2.15 Порядка работы муниципальной комиссии).

Согласно п. 2.16 Порядка работы муниципальной комиссии заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством РФ порядке непригодным для проживания инвалида.

Процедура проверки, воспроизведенная в Порядке работы муниципальной комиссии, в целом идентична приведенной в постановлении Правительства Российской Федерации № 649.

План мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов утвержден постановлением администрации г. Орла от 1 декабря 2016 г. № 5506 «Об утверждении Порядка работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов».

Таким образом, по смыслу приведенных норм, на органы местного самоуправления действительно возлагается обязанность по обеспечению для инвалида доступности к общему имуществу многоквартирного дома, в котором он проживает. Вместе с тем, возложение такой обязанности не может быть произвольным и должно проводиться с обязательным соблюдением процедуры, установленной постановлением Правительства Российской Федерации № 649 и Порядком работы муниципальной комиссии.

Как указывалось выше, в целом процедура обследования общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, состоит из четырех этапов: проведение обследования помещения и составление акта, содержащего выводы об отсутствии либо о наличии возможности по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида; принятие решения о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (в случае если в акте содержится вывод о невозможности приспособления имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта); принятие решение об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта дома, в котором проживает инвалид; вынесение заключения о возможности приспособления либо об отсутствии возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид с учетом его потребностей.

В свою очередь Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и форма решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утверждены Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр.

В ходе рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции представителем администрации г. Орла представлен акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном жилом доме от 26 мая 2022 г. из которого следует, что в квартире , расположенной на седьмом этаже девятиэтажного многоквартирном жилом доме <адрес>, проживает Жиляев Ю.И. На первом этаже объекта недвижимого имущества установлен пандус, который имеет большой угол наклона и узкую ширину полозьев, а на крыльце подъезда указанного многоквартирного жилого дома имеются высокие ступеньки и пандус с большим углом наклона. Проведя повторное обследование многоквартирного жилого дома <адрес>, муниципальная комиссия пришла к выводам об отсутствии технической возможности установления пандуса с меньшим углом уклона и наличии необходимости приспособления общего имущества указанного многоквартирного жилого дома с учетом потребностей инвалида, об отсутствии технической возможности установления пандуса с меньшим углом уклона, в связи с чем приняла решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес>

Из пояснений главного специалиста отдела благоустройства городской среды и предпроектных предложений Управления градостроительства администрации г. Орла ФИО11 и начальника отдела расселения многоквартирных жилых домов МКУ «Жилищное управление г. Орла» ФИО12 данных в суде апелляционной инстанции следует, что принятое муниципальной комиссией решение, членами которой они являлись на момент обследования и составления акта, обусловлено тем, что имеющийся угол уклона входных ступеней превышает допустимые значения и не соответствует нормативным требованиям для обустройства входной группы подъезда и лестничного марша в подъезде пандусом. Обустройство пандуса при входе в подъезд возможно, который, учитывая угол уклона, будет представлять собой двадцать наклонных поверхностей и десять поворотных площадок, такая конструкция по мнению специалистов, перекроет тротуар и закроет окна первого этажа здания. Вопрос о возможности обустройства входной группы иным подъемным механизмом муниципальная комиссия не рассматривала.

По результатам рассмотрения акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном жилом доме от 26 мая 2022 г. Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области подготовлен ответ от <дата> из которого следует, что уполномоченный орган не усматривает необходимости проведения работ по изменению существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома <адрес> (его части), в котором проживает инвалид, путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта (п. 15 раздела II постановления Правительства Российской Федерации № 649).

В суде апелляционной инстанции сотрудник Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО13 подтвердил отсутствие необходимости проведения работ по изменению существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома <адрес> (его части), в котором проживает инвалид, путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, а также указал, что в акте обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном жилом доме от 26 мая 2022 г. отсутствуют сведения, установленные п. 4 Правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного жилого дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и форма решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного жилого дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утверждены Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр.

Из установленных судебной коллегией в рамках рассмотрения настоящего спора обстоятельств следует, что на момент разрешения настоящего спора муниципальной комиссией было принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором проживает Жиляев Ю.И., с учетом потребностей его, как инвалида.

Таким образом, в полном объеме муниципальной комиссией вышеуказанная процедура не проведена.

Действия либо бездействия муниципальной комиссии в установленном порядке заинтересованными лицами не оспаривались и незаконными не признавались.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что решение вопроса о возможности и об определении способа обеспечения условий доступности жилого помещения для инвалида-колясочника с учетом оценки технической возможности и экономической целесообразности либо признании жилого помещения непригодного для проживания инвалида действующее законодательство относит к исключительной компетенции муниципальной комиссии, подменять которую суд не вправе, судебная коллегия приходит к выводам об отсутствии у суда оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Советского района г. Орла и Жиляева Ю.И. и возложении на администрацию г. Орла обязанности по обеспечению Жиляеву Ю.И. доступа к принадлежащему ему жилому помещению путем установки оборудования для преодоления лестничного марша подъезда и крыльца.

Мнения специалистов о наличии технической возможности обустройства пандуса либо установки пандуса либо иного оборудования в целях обеспечения доступа инвалида в жилое помещение, не могут являться основанием для несоблюдения предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации № 649 порядка обследования общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором проживает инвалид.

Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что в силу ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

При этом по смыслу указанных норм процессуального закона, судебное постановление не должно содержать каких-либо противоречий или несоответствий одной его части другим частям.

Вышеприведенным положениям процессуального законодательства и разъяснениям постановленное судом решение не соответствует.

Так, в резолютивной части оспариваемого решения одновременно содержится указание как об удовлетворении требований, предъявленных к администрации г. Орла и Департаменту финансов Орловской области, так и об отказе истцам в удовлетворении требований в остальной части. В тоже время в мотивировочной части решения суда содержится суждение об отсутствии оснований для удовлетворения требований, предъявленных к Департаменту финансов Орловской области.

С учетом изложенного, решение районного суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 15 февраля 2022 г. отменить, принять новое решение.

Исковые требования Жиляева Юрия Ивановича, прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах Жиляева Юрия Ивановича, к администрации г. Орла, Департаменту финансов Орловской области о возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения для инвалида-колясочника оставить без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 6 июля 2022 г.

Председательствующий

Судьи