ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-530/2022 от 20.09.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД: 58RS0012-01-2022-001313-87 1 инстанция № 2-530/2022

Судья Лаврова С.А. № 33-3026/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бабаняна С.С.

и судей Мягковой С.Н., Усановой Л.В.

при ведении протокола помощником судьи Сериковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Мягковой С.Н. дело по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ЖСК «Машиностроитель» о защите прав неопределенного круга потребителей в виде признания действий противозаконными, прекращения противоправных действий, понуждении к размещению информации

по апелляционной жалобе представителя Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» ФИО1, действующего по доверенности, на решение Каменского городского суда Пензенской области от 11.07.2022, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ЖСК «Машиностроитель» о защите прав неопределенного круга потребителей в виде признания действия ЖСК «Машиностроитель» противозаконными по непредставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 и Федеральным законом РФ «О ГИС ЖКХ»; о возложении на ЖСК «Машиностроитель» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию, предусмотренную ст. 6, ст. 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», а именно: серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества. - в системе ГИС ЖКХ; обязании ЖСК «Машиностроитель» довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза», резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскании судебных расходов в размере 20000 руб. – отказать».

Заслушав доклад судьи Мягковой С.Н., судебная коллегия

установила:

Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к ЖСК «Машиностроитель» о защите прав неопределенного круга потребителей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 16.05.2022 им был проведен общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом

В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, отсутствует следующая информация: серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества.

Истцом на электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений согласно п. 31 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг» для удовлетворения заявленного требования. Однако ответчик выявленные нарушения не устранил.

Ссылаясь на п. 2 ст. 45, ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ст. ст. 2, 6, 7 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», просило признать действия ответчика по непредоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 и Федеральным Законом Российской Федерации «О ГИС ЖКХ», противозаконными; обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить информацию, а именно: серию, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общую площадь жилых и нежилых помещений, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, класс энергетической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества в систему ГИС ЖКХ, предусмотренную ст. 6, ст. 7 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации (областную газету «Наша Пенза») резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу истца понесенные расходы в размере 20000 руб.

Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» ФИО1 просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не регулируют порядок проведения общественного контроля и деятельность общественной организации. При проведении общественного контроля Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» руководствовалось ст. ст. 45, 46 Закона Российской Федерации «О защите право потребителей», в соответствии с которыми при проведении общественного контроля обращение потребителя не требуется. Факт нарушений, которые допустил ответчик, были подтверждены представленными суду снимками экранов, которые являются надлежащими доказательствами по смыслу требований ст. ст. 55, 71 ГПК РФ, однако суд данным доказательствам надлежащей оценки не дал. Кроме того, ссылается на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 №1-11/11-4985, согласно которому УО, ТСЖ, ЖСК обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, за не размещение которой предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21.07.2014 № 2019-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В соответствии с ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства установлены приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России от 29.02.2016 № 114/пр (зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2016 № 42350).

Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России от 30.12.2014 № 934/пр «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

В силу п.п. 1.1 и 2.1 Устава Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, целью которого является защита прав и интересов потребителей.

Согласно п. 3.1 Устава Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ЖСК «Машиностроитель» является действующим юридическим лицом и осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <...>.

16.05.2022 ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» был проведен общественный контроль по вопросу размещения ЖСК «Машиностроитель» в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

По результатам общественного контроля в отношении ответчика 16.05.2022 общественным инспектором ФИО1 был составлен акт общественного контроля, утвержденный председателем ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области», согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: серия, тип постройки здания; количество лифтов; площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД; кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом; общая площадь жилых и нежилых помещений; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД; класс энергетической эффективности; выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества; использование общего имущества.

Истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.

29.05.2022 экспертом ФИО1, который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации, отраженная в акте общественного контроля от 16.05.2022, согласно заключению которой ЖСК «Машиностроитель» нарушает требования п.п. 14, 24, 21, 25, 42 ч. 1 ст. 6, ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, кроме того, истцом был нарушен порядок проведения общественной проверки и общественной экспертизы.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;

- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно разъяснениям п.п. 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, (группы потребителей, конкретного потребителя) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.

Вместе с тем, как правильно указал суд, проверочные мероприятия в отношении ЖСК «Машиностроитель» были проведены истцом в отсутствие соответствующих обращений потребителей о фактах нарушения их прав.

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля.

В соответствии с п.7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

В соответствии с п.3 Правил к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе, некоммерческие организации.

Решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля (п.4 Правил).

Согласно п. 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 01.07.2017 - в том числе, посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п.6 Правил).

В соответствии с п.п. 19, 20 Правил по результатам проведения проверки оформляется итоговый документ. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещений в сети «Интернет», а с 01.07.2017 – в том числе, посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии проведенной проверки требованиям, предъявляемым к ней, нарушении порядка ее проведения, а доводы апеллянта об обратном, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Довод апелляционной жалобы о том, что при проведении общественного контроля обращения потребителей не требуется, основан на ошибочном толковании норм ст. ст. 45, 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и не опровергает выводы суда о нарушении истцом порядка осуществления общественного жилищного контроля.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.

Доказательств, подтверждающих факт обращения потребителей в ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» по вопросу нарушения их прав ЖСК «Машиностроитель» на полную и достоверную информацию в ГИС ЖКХ, в материалах дела не имеется.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что порядок проведения общественного контроля со стороны ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» нарушен, с учетом отсутствия обращения потребителей о нарушении их прав, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе о подтверждении допущенных нарушений снимками экрана страниц ответчика в ГИС ЖКХ, не являются основаниями для удовлетворения заявленных исковых требований.

Довод жалобы о неприменении к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку нормами данного Федерального закона суд при разрешении настоящего спора не руководствовался.

Ссылка апеллянта на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 №1-11/11-4985, а также на предусмотренную КоАП РФ административную ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ правового значения не имеет, на законность и обоснованность принятого судом решения не влияет. Сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за указанное правонарушение в материалах дела отсутствуют.

Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о защите прав неопределенного круга потребителей основаны на доказательствах по делу, правовая оценка которых судом соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каменского городского суда Пензенской области от 11.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21.09.2022.

Председательствующий:

Судьи: