ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5326/2021 от 07.07.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1875/2022

судья Сергеева Д.П. (№ дела в суде 1-й инстанции № 2-5326/2021)

УИД 75RS0001-02-2021-007143-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.

судей краевого суда Погореловой Е.А., Малолыченко С.В.

при секретаре Балагуровой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 7 июля 2022 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2

на решение Центрального районного суда г. Читы от 15 марта 2022 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 30 августа 2021 г. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в период с 1 ноября 2011 г. по 31 октября 2015 г. он осуществлял трудовую деятельность в АО «РЭУ» «Забайкальский», с 2 ноября 2015 г. по 31 октября 2016 г. в ООО «Теплосинтез», с 1 апреля 2017 г. по настоящее время в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО в должности машиниста топливоподачи, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку №2. Вместе с тем истцу были выданы сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которых отсутствуют основания для досрочного назначения ему пенсии по старости. С учетом дополнений просил обязать ОПФР по Забайкальскому краю включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 1 ноября 2011 г. по 31 октября 2015 г., с 2 ноября 2015 г. по 31 октября 2016 г., с 1 апреля 2017 г. по 31 декабря 2019 г., назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по Списку №2 с 7 декабря 2020 г.

Определением суда от 19 октября 2021 г. произведена замена ответчика УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на ОПФР по Забайкальскому краю в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения.

Определением суда от 13 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, ООО «Теплосинтез», АО «РЭУ».

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 58-65).

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Со ссылкой на раздел XII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2, указывает, что в соответствии с утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. № 18 разъяснением от 25 февраля 1994 № 3 о порядке применения указанного Списка, пенсии на льготных условиях следует назначать только машинистам топливоподачи при условии применения твердого топлива. Согласно представленной в суд справке по котельной № 25, данная котельная использует твердое топливо. Согласно паспортам котлов, они являются паровыми (водогрейными), предназначенными для выработки пара (горячей воды) идущего на технологические нужды, отопление и горячее водоснабжение. Полагает необоснованным вывод суда об отсутствии на предприятиях в спорные периоды времени паросилового хозяйства. Указанное в решении суда определение паросилового хозяйства фактически раскрывает понятие термина паросиловая установка. При этом не приняты во внимание разъяснения заместителя начальника отдела вопросов пенсионного обеспечения Минздравсоцразвития России, из которого следует, что паросиловое хозяйство нашло свое подтверждение и в постановлении Гостехнадзора Российской Федерации от 11.06.2003 № 88 «Об утверждении Правил устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов», которые действуют как в отношении паровых, так и в отношении водогрейных котлов, что свидетельствует о тождественности трудовых функций, обеспечивающих эксплуатацию и обслуживание указанных котлов. При этом паросиловое хозяйство представляет собой совокупность установок и оборудований, используемых для получения в основном горячей воды и пара. Пар используется в ходе различных технологических и энергетических процессов, в том числе для отопления и водоснабжения жилых, общественных и других непроизводственных зданий и сооружений. Следовательно, данная котельная выполняет те же функции, что и паросиловое хозяйство. Кроме того, несмотря на поименованную в трудовой книжке должность истца транспортировщик, истцом фактически исполнялись трудовые обязанности машиниста топливоподачи и машиниста кочегара, при этом эти обязанности фактически взаимозаменялись. Также несмотря на то, что истец работал в разных организациях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, ООО «Теплосинтез», АО «РЭУ» «Забайкальский» фактически он исполнял свои обязанности в одной и той же котельной.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, ООО «Теплосинтез», АО «РЭУ» в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ФИО3, о законности принятого судом решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 подразделом «а» позицией 2140000а-14261 предусмотрены «машинисты топливоподачи», в разделе XXXIII «Общие профессии - машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы» (позиция 23200000-13786).

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации N 5 от 22 мая 1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьей 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, а также Правилами исчисления периодов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Согласно абзацу 2 и 3 пункта 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 декабря 2020 г. ФИО1 обратился в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) №117 от 18 января 2021 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ.

Продолжительность специального стажа истца составила 2 года 1 месяц 5 дней, страхового стажа - 28 лет 2 месяца 12 дней.

Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с требованием о включении в специальный стаж периодов работы с 1 ноября 2011 г. по 31 октября 2015 г. в должности машиниста топливоподачи АО «РЭУ» «Забайкальский», с 2 ноября 2015 г. по 31 октября 2016 г. в ООО «Теплосинтез», с 1 апреля 2017 г. по настоящее время в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о принадлежности объекта - котельной АО «РЭУ» «Забайкальский», ООО «Теплосинтез», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, в которой истец работал в указанные им периоды в должности машиниста топливоподачи к объектам паросилового хозяйства.

Кроме того, суд отказал в удовлетворении исковых требований ФИО4 о включении в специальный стаж периода работы с 1 июня 2016 г. по 31 октября 2016 г. в ООО «Теплосинтез», поскольку истцом не представлено доказательств, что должность транспортировщик, которую истец занимал с 1 ноября 2011 г. по 30 июня 2012 г. предусмотрена Списком №2 1991 года, а перевод на должность машиниста топливоподачи состоялся только с 1 июля 2012 г.

Кроме того, из материалов дела следует, что согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, период работы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО с 1 апреля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. представлен страхователем на общем основании, страховые взносы за истца по дополнительным тарифам работодателем в соответствии с результатами оценки условий труда не отчислялись.

Кроме того, в суде исследовалась должностная инструкция машиниста топливоподачи от 1 июня 2019 г., согласно которой должностные обязанности машиниста топливоподачи не соответствуют должностным обязанностям машиниста (кочегара) котельной по ЕТКС (постановление Госкомтруда ССС, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 года №31/3-30).

Поскольку на момент обращения в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО1 не имел требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, суд отказал ему в удовлетворении его требования о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд пришел к таким выводам на основании исследования доказательств, в их совокупности и взаимосвязи, дав им оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований сомневаться в правильности которых у судебной коллегии не имеется.

В ходе проверки доводов апелляционной жалобы истца о том, что котельная № 25, в которой он работал вначале в АО «РЭУ» «Забайкальский», затем ООО «Теплосинтез», а в настоящее время в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО относится к объектам паросилового хозяйства, была запрошена информация из Министерства обороны РФ, а также 964 Отдела государственного технического надзора (территориальное) Министерства обороны РФ, на балансе которого котельная состоит.

Согласно информации поступившей из указанных ведомств, и приобщенной судебной коллегией к материалам гражданского дела в качестве новых доказательств, котельная № 25 зарегистрирована в государственном реестре, как опасный производственный объект. Технические устройства (котлы) состоят на учете в 964 Отделе государственного технического надзора (территориальное) в качестве оборудования, работающего под давлением, в составе опасных производственных объектов. На котельной № 25 осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения согласно ст. 4.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В соответствии с буквальным толкованием, которое дано в разделе XIII разъяснений Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минсоцразвития России, термин «паросиловое хозяйство» означает совокупность установок и оборудования (паровые котлы, парогенераторы, паровые двигатели и др.), предназначенную для получения горячей воды и пара, и использование их при этом энергии пара для преобразования её в механическую и электрическую энергию. Согласно информации 964 отдела в уставных, организационных, должностных, технических, эксплуатационных и иных документах котельной № 25 термина «паросиловое хозяйство» не упоминается. В котельной № 25 преобразование энергии пара в механическую и электрическую энергию не производится. Котельная не имеет цехового деления, которое подразумевается на промышленных предприятиях паросилового хозяйства и не представляет собой систему котельного оборудования, производящего пар и горячую воду для производственных целей, приведения в действие паровых машин и систем промышленного предприятия. Работа котельной направлена исключительно на отопление и горячее водоснабжение жилых и нежилых помещений филиала ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Минобороны России «Санаторий-Дарасунский». Исходя из вышеизложенного, признаков по которым данную котельную можно отнести к паросиловому хозяйству, не усматривается. Информации о наличии в Министерстве обороны РФ предприятий паросилового хозяйства не имеется.

Таким образом, доводы жалобы истца об отнесении котельной № 25 к объектам паросилового хозяйства, судебная коллегия во внимание принять не может, поскольку они опровергаются вышеизложенной информацией.

Доводы жалобы истца полностью повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

При рассмотрении дела суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, в том числе, и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Читы от 15 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно после провозглашения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2022г.