Судья Красногирь Т.Н. № 33-3208/2021
№ 2-533/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2021 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Никоненко Т.П.,
судей Цветковой О.С., Моисеевой М.В.,
при секретаре (помощнике судьи) Кривоносовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО4 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, исключении из ЕГРН сведений в отношении земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения с апелляционной жалобой ФИО4 на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Цветковой О.С., пояснения представителя истца Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области - прокурора отдела прокуратуры Смоленской области Гращенковой Н.К., представителя ответчика ФИО5 – ФИО6, представителя третьего лица - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - ФИО7, судебная коллегия
установила:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО4 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, исключении из ЕГРН сведений в отношении земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки по обращению начальника Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания установлены нарушения лесного законодательства, а именно: по договору купли-продажи от 15.04.2019 г. ответчик ФИО4 приобрела у ФИО8 земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 40 001 кв.м, расположенный по адресу: ..., который, как установлено по результатам лесоустроительных работ, выполненных в рамках Государственных работ по установлению границ земель лесного фонда Вяземского лесничества (сообщение Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды обитания от 25.01.2021 № 01-10-0153), накладывается на площади 3,8890 га на земли лесного фонда, в частности, на находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 1086657522 кв.м по адресу: ..., кадастровый номер ..., что противоречит действующему законодательству, не допускающему возможность передачи лесных участков в частную собственность, и свидетельствует о ничтожности сделки купли-продажи. Также факт пересечения площадью 38 890 кв.м земельного участка ФИО9 с указанным участком лесного фонда установлен заключением № 2 от 16.12.2020 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Просит суд признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... площадью 40001 кв.м, расположенного по адресу: ..., заключенный 15.04.2019 между ФИО8 и ФИО5; признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ...; истребовать земельный участок с кадастровым номером ... площадью 40001 кв.м, находящийся по адресу: ..., из чужого незаконного владения.
Протокольными определениями суда от 26.03.2021 (л.д.79-80 т.1), от 21, 25.05.2021 г. (л.д.134-136 т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, ФИО8, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области; в качестве материального истца привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В судебном заседании представитель истца - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, помощник прокурора Кухтенкова Ю.А. иск поддержала, пояснив на заявление представителя ответчика, что срок исковой давности обращения в суд истцом не пропущен.
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ответчик ФИО5, третьи лица ФИО8 в судебное заседание суда первой инстанции не явились, их извещение признано судом надлежащим.
Представитель ответчика ФИО5 - ФИО10 иск не признала, пояснив, что ФИО5 является добросовестным приобретателем земельного участка ..., который сформирован из другого земельного участка, предоставленного в 1994 году в бессрочное пользование СПК «Красный Юг», затем выкупленного у Администрации с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, категория - земли сельскохозяйственного назначения. СПК «Красный Юг» произвел раздел данного земельного участка, в результате образовалось несколько самостоятельных земельных участков, один из которых с кадастровым номером ... приобретен в собственность ФИО5 у ФИО8 за 200000 руб. Просила применить к заявленным требованиям срок исковой давности, поскольку считает, что Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания извещен о нарушении своих прав в 2012 году.
Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - ФИО7 полагала требования прокурора законными и обоснованными, пояснив, что на спорном земельном участке прорастают многолетние лесные насаждения, ведется лесохозяйственная деятельность. Данный участок всегда относился к землям лесного фонда, никогда не являлся сельскохозяйственным участком. Департамент узнал о нарушении права собственности Российской Федерации, с момента постановки земельного участка с кадастровым номером ... на кадастровый учет.
Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу не явился, в отзыве на иск (л.д.118-122 т.1) не возражал относительно удовлетворения заявленных требований. Указал, что спорный земельный участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером .... В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ...: категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - под лесами, статус записи об объекте недвижимости - актуальные, ранее учтенные, собственник участка - Российская Федерация с 2001. Право установления границ лесничеств является исключительным и принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2018 № 329 установлена граница Вяземского лесничества в Смоленской области, спорный участок в части пересечения вошел в границы Вяземского лесничества Смоленской области, покрыт многолетними лесными насаждениями. Границы пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда определены в заключении государственного учреждения, уполномоченного на осуществление государственной инвентаризации лесов, - филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» с указанием координат поворотных точек границы, а также площади наложения.
Третьи лица Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях), филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (Управление Росреестра по Смоленской области), Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, их извещение признано судом надлежащим, заинтересованности в исходе рассмотрения дела не высказали.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 22.06.2021 иск удовлетворен частично. Постановлено признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... площадью 40001 кв.м, расположенного по адресу: ..., заключенный 15.04.2019 между ФИО8 и ФИО5; исключить (аннулировать) из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации договора купли-продажи от 15.04.2021 данного земельного участка; истребовать из чужого незаконного владения ФИО5 в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) часть земельного участка площадью 38890 кв.м, являющуюся землями лесного фонда и входящую в состав земельного участка площадью 40001 кв.м с кадастровым номером ..., в координатах поворотных точек, определенных в заключении от 16.12.2020 № 2 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» Западного филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Федерального агентства лесного хозяйства (координаты приводятся); снять (исключить) с (из) государственного кадастрового учета недвижимости земельный участок с кадастровым номером ... площадью 40001 кв.м, расположенный по адресу: ...; исключить (аннулировать) из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ... площадью 40001 кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО4 полагает решение незаконным, подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска, считает необходимым проведение судебной землеустроительной экспертизы. Указывает, что по искам об установлении границы земельного участка является смежный землепользователь, однако суд не привлек к участию в деле собственников смежных участков. Судом не исследованы обстоятельства постановки на кадастровый учет спорного земельного участка (предшествующих ему с номерами :..., :...), который не оспорен, не учтено, что ненормативные правовые акты Администрации МО «Вяземский район» и кадастрового органа о формировании, постановке на кадастровый учет и предоставлении спорного земельного участка в установленном порядке незаконными не признаны. Считает, поскольку земельный участок с кадастровым номером ..., принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, является ранее учтенным и его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, постольку без проведения судебной землеустроительной экспертизы невозможно сделать вывод о наложении части указанного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером .... При этом спорный участок входил в состав земель совхоза «Поляновский» с категорией «земли сельскохозяйственного назначения», доказательств принятия уполномоченным государственным органом решения о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в материалах дела не имеется. Указывает, что законодателем установлен приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в иных документах. Признавая сделку недействительной, суд не применил двустороннюю реституцию.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель межрайонного прокурора Якубовская О.В. полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Смоленской области оставляет разрешение спора на усмотрение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО5 – ФИО6 апелляционную жалобу поддержал. Представитель истца Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области - прокурор отдела прокуратуры Смоленской области Гращенкова Н.К. представитель третьего лица - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - ФИО7 полагали решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, представитель истца поддержала письменные возражения прокурора на апелляционную жалобу.
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства, ответчик ФИО5, третьи лица ФИО8, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Центральному Федеральному Округу, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области, Управление Росреестра по Смоленской области, Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области, извещенные надлежаще о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области и Управление Росреестра по Смоленской области направили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей. Судебной коллегией на основании ст.ст. 167 и 327 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителей сторон, третьего лица, проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие), а также предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образовывали лесной фонд. Границы лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществлялись в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ (статья 7).
Кодексом предусматривалось, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли; к лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные); к нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (статья 8).
Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено данным Кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается (статья 12).
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (статья 19).
С 1 января 2007 г. был введен в действие (новый) Лесной кодекс РФ, который сохранил право федеральной собственности на земли лесного фонда (статья 8).
Кодексом предусмотрено, что местоположение, границы и площади (проектируемых) лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (правовое регулирование проектирования лесных участков устанавливалось статьей 69, которая Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 206-ФЗ признана утратившей силу; новое регулирование установлено статьей 70.1).
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона и не зависит от наличия государственной регистрации (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 – 70.1 Лесного кодекса РФ 2007 г.).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25 – 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 13 -20, 25 – 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, что однако не лишает их правообладателей права требовать защиты нарушенного или оспариваемого права (статья 11 ГК РФ).
Ранее учтенные лесные участки ставятся на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ. При этом принимаются во внимание материалы лесоустройства и такая их часть, как проектирование лесных участков под будущее или существующее целевое назначение (статьи 67 – 70.1 Лесного кодекса РФ).
В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
На основании ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда. Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ " О кадастровой деятельности" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В п. 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя ст. 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности (или иного вещного права) на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 14 названного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользование таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из указанных положений закона, лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок не используется для нужд сельского хозяйства.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 15.04.2019 (л.д.36 т.1) ФИО8 продала ФИО4 за 200 000 рублей земельный участок с кадастровым номером ... площадью 40001 кв.м, находящийся по адресу: ..., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования - для сельскохозяйственного использования. На данном земельном участке никаких строений и сооружений нет.
Данный земельный участок площадью 40001 кв.м поставлен на кадастровый учет 20.02.2019; образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... (площадью 506445 кв.м на два земельных участка – 40001 кв.м и 466444 кв.м соответственно), находится с 22.04.2019 в собственности ФИО5, сведения о границах данного земельного участка внесены в ЕГРН на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером ООО «Компас Гео» ФИО1 от 04.02.2019 на основании договора на выполнение кадастровых работ от 07.12.2018 № 97-КР/8-2018, заказчик кадастровых работ: ФИО1 (л.д.166-179 т.1), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.03.2021 (л.д.1-13 т. 2), сведениями Управления Росреестра по Смоленской области от 15.06.2021 (л.д.153-155 т. 1), и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области от 16.06.2021 (л.д.158-159 т. 1).
Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания при сопоставлении границ земельных участков сельскохозяйственного назначения с границей земель лесного фонда установлено масштабное пересечение границ, что подтвердилось по результатам прокурорской проверки по обращению Департамента на предмет нарушений лесного законодательства, в том числе в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером ....
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по государственной инвентаризация лесов, в том числе дистанционному мониторингу использования лесов; обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».
Согласно заключению № 2 от 16.12.2020 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» (Западный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» Федерального Агентства лесного хозяйства) (л.д.42-44 т. 1) о пересечении границ земель лесного фонда Вяземского лесничества с земельными участками иных категорий, выполненному кадастровым инженером ФИО2., имеется пересечение земель лесного фонда с границами земель иных категорий, а именно: пересечение лесного участка, адрес (местоположение): ..., с земельным участком иной категории - с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка иной категории: 40001 кв.м, площадь пересечения: 38890 кв.м, приведены (указаны) координаты поворотных точек границы пересекаемой частью земельного участка иной категории, ситуационный план.
При этом на основании Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 18.04.2000 в собственности Российской Федерации находится лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: под лесами, площадь 1086657522 кв.м, адрес объекта: ..., кадастровый номер ..., существующие ограничения (обременения) права: безвозмездное срочное пользование земельным участком, аренда, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.01.2001 сделана запись за номером ...(л.д. 14 т.1).
Согласно выписке из ЕГРН от 04.06.2021 (л.д.227-248 т.1) земельный участок с кадастровым номером ..., номер кадастрового квартала ..., площадью 1001942794, местоположением: ..., находится в собственности Российской Федерации (дата государственной регистрации права – 23.01.2001 за номером ...); ранее присвоенный государственный учетный номер ..., дата присвоения кадастрового номера – 05.12.2007; категория земель - земли лесного фонда, виды разрешенного использования - под лесами, статус записи об объекте недвижимости - сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда лесного участка, безвозмездное (срочное) пользование земельным/лесным участком; безвозмездное пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении СПК, аренда лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; приложен план (чертеж, схема) земельного участка.
Согласно выписке из Государственного лесного реестра от 18.12.2020 № 386 Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания с приложением к ней карты-схемы расположения и границы лесных участков Вяземского района Смоленской области, выкопировки (л.д. 45, 46-47, 48 т. 1), лесной участок с кадастровым номером ..., местоположение (адрес): ..., имеет вид целевого назначения лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов), особые отметки - материалы лесоустройства 1989 года.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Об определении количества лесничеств на территории Смоленской области и установлении их границ» от 16.10.2008 № 302 определены территории, количество лесничеств и установлены их границы.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2018 № 329 установлена граница Вяземского лесничества Смоленской области; спорный участок в части пересечения вошел в границы Вяземского лесничества Смоленской области в соответствии с указанным приказом.
Как указано выше, Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания обратился в прокуратуру Смоленской области с просьбой осуществить от имени Российской Федерации надзор на предмет законности возникновения права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером ....
По результатам проведенной проверки Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском к ФИО4
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 17 Земельного кодекса РРФ, ст. 12, 167, 168, 195, 196, 200, 209, 301 Гражданского кодекса РФ, ст. 8, 6.1, 19, 23, 67, 69, 81 92 Лесного кодекса РФ, ст. 3, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", ч. 3, 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установил, что на основании свидетельства государственной регистрации права от 30.10.2001 за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, в то время как принадлежащий ФИО4 спорный земельный участок частично находится на территории земель лесного фонда, что подтверждено заключением специализированной государственной организации - филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 16.12.2020 № 2 о пересечении границ земель лесного фонда Вяземского лесничества с земельными участками иных категорий, в частности, с земельным участком с кадастровым номером ..., при этом перевода из категории земли лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения не осуществлялось в установленном законом порядке, и пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, исключении из ЕГРН сведений в отношении земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения в части площади наложения на участок лесного фонда, отклонив доводы ответчика о применении срока исковой давности, поскольку право собственности ФИО5 спорным земельным участком зарегистрировано 22.04.2019, при этом земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учет 20.02.2019, а настоящий иск подан 20.02.2021, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, так как по делу достоверно установлено, что часть спорного земельного участка представляет собой пространство, занятое многолетними лесными насаждениями, отсутствуют признаки использования для производства сельскохозяйственной продукции либо иной связанной с сельским хозяйством деятельностью.
Исходя из данных обстоятельств, мотивированно никем не опровергнутых, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что по делу доказан факт отнесения спорного земельного участка к лесному фонду в соответствии с требованиями законодательства и с учетом фактического использования спорного участка.
Ссылки в жалобе ответчика на то, что законодателем установлен приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в иных документах, правового значения не имеют, поскольку как следует из обстоятельств дела, данный участок не мог использоваться для нужд сельского хозяйства в принципе, поскольку изначально относится к землям лесного фонда, лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок не используется для нужд сельского хозяйства.
Доводы жалобы о том, что спорный участок входил в состав земель совхоза «Поляновский» с категорией «земли сельскохозяйственного назначения», что из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда участок не переводился, что судом не исследованы обстоятельства постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, а также участков, из которых он образован, подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Согласно пункту 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 4 марта 1968 года № 144 (действующего до 20.02.2020), колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. В силу ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, действовавших до принятия Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Так, постановлением главы Администрации Вяземского района Смоленской области от 08.07.1994 № 266 (л.д.67-68, 70 т. 1) переданы земли совхоза «Поляновский» в связи с его реорганизацией: площадью 1733,3 га, в том числе пашни - 684,5 га, сенокосов - 18,7 га, из них заболоченных - 4,3 га, пастбищ - 71,5 га, из них заболоченных - 30,7 га, лесов - 906,9 га, кустарников - 21,4 га, болот - 30,3 га СП «Красный Юг», расположенный в Вяземском районе д. Черемушки Гредякинской сельской администрации (в настоящее время Поляновское сельское поселение). Из общей площади передано в коллективную собственность 639,5 га, в том числе пашни - 592,5 га, сенокосов - 11,3 га, пастбищ - 35,7 га, утвержден земельный пай равным 6,59 га сельхозугодий, из которых 6,11 га - пашни и 0,48 га - кормовые угодья (пункт 1.2 постановления). То есть на 1994 год СП «Красный Юг» переданы 906,9 га лесов, остальные земли занимали площадь 826,4 га.
Постановлением и.о. главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 04.06.2008 № 448 (л.д.66 т. 1) в пункт 1.2 постановления от 08.07.1994 № 266 внесены изменения, а именно: после слов «кормовых угодий» дополнить словами «Оставшиеся земли передать в бессрочное пользование». То есть названным постановлением 906,9 га лесов переданы СП «Красный Юг» в бессрочное пользование, а не на праве собственности, в чем заблуждается апеллянт.
На основании указанных постановлений СХПК «Красный Юг» (правопреемник ТОО «Красный Юг») 03.12.2010 выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, взамен свидетельства от 14.07.2008, на земельный участок площадью 9780749 кв.м (978 га), с кадастровым номером ..., местоположением: ..., ТОО «Красный Юг» (л.д. 65 том № 1). Вид права на данный земельный участок - постоянное (бессрочное) пользование, объект права - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. Согласно публичной кадастровой карте Российской Федерации, размещенной в сети Интернет, земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на учет в ГКН 21.11.2015; закрепление границ на местности отсутствуют (л.д. 203-221 т. 1).
Из межевого плана земельного участка, изготовленного 06.09.2013 г. ООО «Геокад», и кадастровой выписки о земельном участке от 02.12.2015 следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ... образован, в том числе земельный участок площадью 506445+/-6227 кв.м с кадастровым номером ..., с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, местоположением: ..., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, сведения об объекте имеют статус - учтенные, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 24.10.2013. Работы по межеванию проводились без выезда на местность, границы установлены по документам (л.д.181-221 т.1).
Постановлением главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 17.12.2013 № 1766 (л.д. 31 т. 1) переоформлено СХПК «Красный Юг» право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, входящим в категорию земель сельскохозяйственного назначения, расположенным по адресу: ..., площадью 506445 кв.м с кадастровым номером ..., передав его в собственность за плату, для сельскохозяйственного использования.
На основании указанного постановления, 17.12.2013 между Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (продавец) и СХПК «Красный Юг» в лице председателя ФИО3 (покупатель) заключен договор купли-продажи № 151 (л.д. 30 т. 1), в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает за 31 321 рубль 09 копеек в собственность земельный участок в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к настоящему договору, площадью 506445 кв.м с кадастровым номером ..., по адресу: ..., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение - для сельскохозяйственного использования.
Свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 506445 кв.м выдано СХПК «Красный Юг» 21.02.2014 (л.д. 32 т. 1).
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером ... площадью 506445 кв.м приобретает в собственность 16.12.2015 ФИО3 (л.д. 222 т. 1), который с 23.06.2011 являлся председателем СХПК «Красный Юг».
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 10.02.2016 по делу № 2-141/2016, вступившим в законную силу 16.03.2016 (л.д.223-226 т.1), постановлено, в числе прочего: признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Смоленская ..., принадлежащего на праве собственности сельскохозяйственному производственного кооперативу «Красный Юг» с исключением сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка из государственного кадастра объектов недвижимости, поскольку межевание проведено без согласования с собственниками смежного земельного участка.
04.02.2019 кадастровым инженером ООО «Компас Гео» ФИО1 подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... (л.д.166-179 том № 1), при этом акт согласования местоположения границ земельного участка не составлялся на основании ст. 39 ФЗ-221. В дальнейшем образованные участки поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами ... и ... (спорный земельный участок).
Так, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции подробно исследованы обстоятельства постановки на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером ... и предшествующих ему земельных участков с номерами ... и ....
Исходя из того, что распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов, право на распоряжение земельными участками лесного фонда органам местного самоуправления не предоставлялось, изменения в установленном законом порядке категории земельного участка из состава земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения никогда не производилось.
Неверное указание апеллянтом на то, что спорный участок входил в состав земель совхоза «Поляновский» с категорией «земли сельскохозяйственного назначения», со ссылкой на то, что доказательств принятия уполномоченным государственным органом решения о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в материалах дела не имеется, не может повлечь иного мнения по делу как несостоятельное, поскольку спорный земельный участок ошибочно сформирован на землях лесного фонда, которым в силу закона Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области распоряжаться не могла.
Из переданных в 1994 году СП «Красный Юг» 1733,3 га земель (включая 906,9 га лесов), в 2008 свидетельство о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование землями сельскохозяйственного назначения СП «Красный Юг» выдано лишь на 978 га без закрепления границ на местности.
Доводы жалобы о том, что ненормативные правовые акты Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области и кадастрового органа о формировании, постановке на кадастровый учет и предоставлении спорного земельного участка, в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконным не признаны, не могут повлечь отмену решения, поскольку, если при принятии ненормативного правового акта государственным органом или органом местного самоуправления допущены существенные нарушения законодательства, такой ненормативный правовой акт суд может оценить как не имеющий юридической силы и не подлежащий применению при рассмотрении спора. К существенным нарушениям, в частности, могут быть отнесены случаи, когда: ненормативный акт принят в нарушение запретов, установленных императивными нормами; ненормативный акт принят государственным органом или органом местного самоуправления с превышением компетенции.
Из постановлений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не следует, что Администрация каким-либо образом распоряжалась землями лесного фонда. Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением, он принимается в целях урегулирования конкретного отношения. Ненормативный акт не содержит правовых норм и не требует неоднократного исполнения.
Ссылки на то, что суд не применил приоритет сведений из ЕГРН со ссылкой на ч.3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ, приведенной в жалобе не в полном объеме, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании норм права. Вопреки мнению апеллянта, судом эта норма применена верно.
Действительно, как указано выше, согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Вместе с тем, в силу п. 3 ч. 6 ст. 14 названного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользование таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из указанных положений закона, лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок не используется для нужд сельского хозяйства.
Как установлено судом и отражено в решении, спорный земельный участок представляет собой пространство, занятое многолетними лесными насаждениями, границы данного земельного участка на местности не обозначены, отсутствуют признаки его использования для производства сельскохозяйственной продукции либо иной связанной с сельским хозяйством деятельностью. Это стороной ответчика никакими доказательствами не опровергнуто ни в суде первой, ни апелляционной инстанций и на наличие таких доказательств сторона ответчика не ссылалась. Представитель ФИО4 в суде апелляционной инстанции не отрицал, что его доверитель не использует приобретенный участок по сельхозназначению.
Доводы жалобы о том, что решением суда установлены границы земельного участка, при этом суд не привлек в качестве ответчиков собственников смежных земельных участков, также подлежат отклонению, поскольку решением суда в рамках данного спора границы участка не устанавливались, требований об установлении границ участков не заявлялось, суд лишь истребовал часть земельного участка, являющуюся землями лесного хозяйства, обоснованно взяв за основу заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 16.12.2020 № 2 о пересечении границ земель лесного фонда Вяземского лесничества с земельными участками иных категорий, в частности которым установлено пересечение земель лесного фонда с земельным участком с кадастровым номером ..., установлена площадь наложения и координаты. Данное заключение выполнено уполномоченной государственной организацией, на которую в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р возложены полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков. При этом в суде первой инстанции ответчиком данное заключение не оспаривалось, ходатайств о назначении судебной землеустроительной экспертизы не заявлялось, сомнений данное заключение у суда не вызывает, целесообразности и оснований для выполнения иных исследований с привлечением специалистов не имеется.
Вопреки доводам жалобы о том, что суд, признавая сделку купли-продажи недействительной, не применил двустороннюю реституцию, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что согласно разъяснению совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», изложенному в пункте 43, в случае, если иск собственника об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен, покупатель чужого имущества вправе в соответствии со статьей 461 ГК РФ обратиться в суд с требованием к продавцу о возмещении убытков, причиненных изъятием товара по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи.
Кроме того, учитывая фактическое расположение участка в лесу, отсутствие признаков сельскохозяйственного использования этих земель, действуя с должной степенью осмотрительности, истец могла узнать об отсутствии у ФИО8 права на распоряжение спорным земельным участком.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, являющихся безусловными основаниями к отмене решения, судом первой инстанции не допущено. Учитывая изложенное, решение суда отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.10.2021.