ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5353/2016 от 11.04.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №2-5353/2016 Председательствующий – судья Хромина А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1103/2017

г.Брянск 11 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Маклашова В.И.,

судей Катасоновой С.В., Алейниковой С.А.,

при секретаре Клищенко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Брянского природоохранного прокурора Петракова К.И. на решение Советского районного суда г.Брянска от 28 ноября 2016 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора к Управлению лесами Брянской области о признании незаконными действий по согласованию переуступки права аренды лесных участков и отмене согласования.

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения помощника Брянского природоохранного прокурора Петракова К.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей Управления лесами Брянской области Чернова А.М., ООО «ДОЦ плюс» Немца А.Г., генерального директора ООО «Синтезлесэкспорт» Чекина В.П., представителя ООО «Синтезлесэкспорт» Романенкова С.Н., судебная коллегия

установила:

В порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в 2008 году ООО «ДОЦ плюс» разработало концепцию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов».

На основании приказа Минпромторга РФ № 19 от 14 июля 2008 года и по согласованию с администрацией Брянской области инвестиционный проект в области освоения лесов «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

В рамках реализации данного проекта, на основании постановления администрации Брянской области от 4 августа 2008 года №730, ООО «ДОЦ плюс» получило на безаукционной основе по договорам аренды 10 участков государственного лесного фонда, в том числе:

- на основании договора аренды лесного участка от 4 сентября 2008 года, дополнительного соглашения от 1 февраля 2012 года к указанному договору, участки государственного лесного фонда площадью 153 904 775 кв.м в Холмовском участковом лесничестве кварталы 1 - 69 (бывшее Холмовское лесничество) и в кварталах № 2 - 72 (бывшее Знобовское лесничество), расположенных на территории ГКУ Брянской области «Трубчевское лесничество»;

- на основании договора аренды лесного участка от 1 сентября 2008 года участки государственного лесного фонда площадью 9 602 га в Негинском участковом лесничестве кварталы 1 - 134, расположенные на территории ГКУ Брянской области «Суземское лесничество»;

- на основании договора аренды лесного участка от 28 августа 2008 года участки государственного лесного фонда площадью 2 539 га в Холмечском участковом лесничестве кварталы 87 - 131, расположенные на территории ГКУ Брянской области «Суземское лесничество»;

- на основании договора аренды лесного участка от 26 августа 2008 года участки государственного лесного фонда площадью 10 449 га в Щегловском участковом лесничестве (в границах бывшего Алтуховского лесничества) кварталы 1 - 113, расположенные на территории ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество».

16 декабря 2013 года ООО «ДОЦ плюс» обратилось в Управление лесами с письмом рассмотреть вопрос о возможности согласования переуступки (цессии) права аренды 4 лесных участков на территории 3 лесничеств, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.

Письмом от 17 декабря 2013 года № 3338 заместитель начальника Управления лесами КАГ согласовал переуступку (цессию) права аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.

20 декабря 2013 года ООО «ДОЦ плюс» заключило с ООО «Синтезлесэкспорт» соглашения об уступке прав (цессии) по договорам аренды лесных участков, в соответствии с которыми права аренды перешли от ООО «ДОЦ плюс» к ООО «Синтезлесэкспорт» на тех же условиях, а именно: без аукциона и 50-процентной ставкой при уплате арендной платы за лесные участки.

Считая вышеуказанное согласование переуступки (цессии) прав аренды лесных участков незаконным, природоохранный прокурор просил суд: признать незаконными действия Управления лесами Брянской области по согласованию письмом от 17 декабря 2013 года № 3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество», полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов и отменить указанное согласование.

Определением суда от 18 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ДОЦ плюс» и ООО «Синтезлесэкспорт».

Решением суда от 28 ноября 2016 года в удовлетворении иска отказано.

В представлении помощник Брянского природоохранного прокурора Петраков К.И. просил отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Минпромторга РФ № 19 от 14 июля 2008 года, по согласованию с администрацией Брянской области, инвестиционный проект ООО «ДОЦ плюс» в области освоения лесов «Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

На основании постановления администрации Брянской области от 4 августа 2008 года № 730 «О передаче в аренду ООО «ДОЦ плюс» лесных участков в составе земель лесного фонда с целью реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов» и в соответствии с п.3 ст.74 Лесного кодекса РФ между Управлением лесами Брянской области (Арендодатель) и ООО «ДОЦ плюс» (Арендатор) на безаукционной основе заключены договоры аренды 10 лесных участков государственного лесного фонда:

1. Договор аренды лесного участка от 4 сентября 2008 года, дополнительное соглашение от 1 февраля 2012 года к указанному договору, по которому арендатору передан земельный участок площадью 153 904 775 кв.м в Холмовском участковом лесничестве, кварталы №1-69 (бывшее Холмовское лесничество) и кварталы №2-72 (бывшее Знобовское лесничество), расположенный на территории ГКУ Брянской области «Трубчевское лесничество»;

2. Договор аренды лесного участка от 1 сентября 2008 года, по которому арендатору передан земельный участок площадью 9 602 га в Негинском участковом лесничестве, кварталы №1-134, расположенный на территории ГКУ Брянской области «Суземское лесничество»;

3. Договор аренды лесного участка от 28 августа 2008 года, по которому арендатору передан лесной участок площадью 2 539 га в Холмечском участковом лесничестве, кварталы №87-131, расположенный на территории ГКУ Брянской области «Суземское лесничество»;

4. Договора аренды лесного участка от 26 августа 2008 года, по которому арендатору передан лесной участок площадью 10 449 га в Щегловском участковом лесничестве (в границах бывшего Алтуховского лесничества), кварталы №1-113, расположенный на территории ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество».

16 декабря 2013 года ООО «ДОЦ плюс» обратилось в Управление лесами с просьбой рассмотреть вопрос о возможности согласования переуступки прав (цессии) аренды вышеназванных лесных участков.

Письмом от 17 декабря 2013 года № 3338 за подписью заместителя начальника Управления лесами КАГ уступка права (цессия) аренды лесных участков была согласована.

В результате данного согласования 20 декабря 2013 года между ООО «ДОЦ плюс» и ООО «Синтезлесэкспорт» заключены соглашения об уступке прав (цессии) по договорам аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество».

Дополнительными соглашениями от 3 марта 2014 года стороны установили, что цедент не уступает цессионарию право льготной оплаты арендной платы по договору, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 419. Цессионарий обязан оплачивать арендную плату в полном объеме в соответствии со ст.73 Лесного кодекса РФ.

Указанные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке, исполнены путем поступления спорных земельных участков в пользование ООО «Синтезлесэкспорт» и исполнения им обязательств по внесению арендной платы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Брянского природоохранного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором не доказано нарушение прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в интересах которых подан иск, вследствие согласования переуступки (цессии) прав аренды лесных участков, выданного 17 декабря 2013 года заместителем начальника Управления лесами Брянской области КАГ Кроме того, указывал на то, что прокурором не доказано нарушение норм материального права при согласовании уступки аренды лесных участков.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).

Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).

В целях реализации указанных положений законодательства Рослесхоз в письме от 21 апреля 2009 года № МГ-03-54/2471 рекомендовал установить порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами соответствующим правовым актом (пункт 1).

Письмом Рослесхоза предусмотрено, что согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами оформляется на основании решения Комиссии письмом за подписью руководителя соответствующего органа государственной власти (или лица, его заменяющего).

В силу пункта 2 части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, пунктом 4 которого предусмотрено, что внесение изменений в инвестиционные проекты осуществляется Министерством промышленности и торговли РФ.

Пунктом 18 Положения (в редакции действовавшей до 9 июня 2014 года) предусмотрено, что контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган, который представляет данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта в Министерство промышленности и торговли РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства. Внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли РФ, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

16 декабря 2011 года приказом Минпромторга N 1755 «О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов", зарегистрированным в Минюсте России 18 января 2012 года N 22952, утвержден Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, который вступил в законную силу с 16 марта 2012 года.

В соответствии пунктами 2, 4, 7 указанного Порядка основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа. Заявка подается организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, в соответствующий заинтересованный орган. Заявка подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, за исключением случаев, когда инвестиционный проект, в который предполагается внести изменения, был утвержден Федеральным агентством лесного хозяйства. Направление заявок на согласование осуществляет заинтересованный орган. Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение о согласовании заявки или об отказе в согласовании заявки в течение 10 рабочих дней со дня ее получения. В свою очередь, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что после окончания реализации приоритетного инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течение 30 дней представляет это решение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта.

Факт обращения Управления лесами по Брянской области в Рослесхоз РФ и Минпромторг РФ с заявками на согласование изменений инвестиционного проекта, в связи с отказом ООО «ДОЦ плюс» от части лесных участков, полученных в рамках инвестиционного проекта, не установлен.

Доказательства, свидетельствующие об установлении КАГ факта завершения выполнения инвестиционного проекта ООО «ДОЦ плюс» на момент дачи согласования уступки прав аренды лесных участков в 2013 году, отсутствуют. Более того, из показаний представителя ООО «ДОЦ плюс» следует, что данный факт был установлен только в 2016 году.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что согласование уступки права аренды лесных участков ООО «ДОЦ плюс» в рамках приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, содержащееся в письме заместителя начальника Управления лесами по Брянской области КАГ от 17 декабря 2013 года № 3338, выдано с нарушением установленного порядка, приведенного выше.

Таким образом, доводы представителя ООО «Синтезлесэкспорт» Романенко С.Н. об обратном являются несостоятельными.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

По вышеуказанному факту КАГ вступившим в законную силу приговором Советского районного суда города Брянска от 11 марта 2016 года признан виновным по части 1 статьи 286 Уголовного кодекса РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом прав и законных интересов общества и государства.

Приговором суда установлено, что в результате незаконных действий заместителя начальника Управления лесами по Брянской области КАГ по согласованию 17 декабря 2013 года уступки прав по договору аренды лесных участков в рамках приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 50 000 000 руб., а также установлена причинная связь между существенным нарушением охраняемых законом интересов государства и незаконными действиями КАГ

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для обращения прокурора в суд настоящим иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ является необоснованным.

Кроме того, по гражданскому делу установлено, что решением Советского районного суда г.Брянска от 15 июля 2014 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 23 сентября 2014 года, удовлетворены исковые требования природоохранного прокурора Брянской области к Управлению лесами Брянской области о признании незаконным действия Управления лесами Брянской области по согласованию письмом от 17 декабря 2013 года №3388 переуступки (цессии) права аренды указанных лесных участков. Согласование от 17 декабря 2013 года №3388 отменено.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2015 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку требования прокурора подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, а не Кодексом административного судопроизводства РФ.

Определением Советского районного суда г.Брянска от 22 октября 2015 года производство по делу по административному иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Управлению лесами Брянской области об оспаривании действий прекращено, поскольку данный спор рассматривается в ином судебном порядке.

Однако до отмены и прекращения производства по вышеуказанному делу решением Володарского районного суда г.Брянска от 20 ноября 2014 года были удовлетворены исковые требования Брянского природоохранного прокурора к ООО «ДОЦ плюс», ООО «Синтезлесэкспорт» о признании недействительными соглашений об уступке права (цессии) по договорам аренды лесных участков.

В последующем, 20 июня 2016 года решением Володарского районного суда г.Брянска, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Брянского областного суда от 4 октября 2016 года, произведен поворот исполнения решения суда от 20 ноября 2014 года и отказано в удовлетворении иска Брянского природоохранного прокурора к ООО «ДОЦ плюс», ООО «Синтезлесэкспорт» о признании недействительными соглашений об уступке. Суд обязал ООО «ДОЦ плюс» передать, а ООО «Синтезлесэкспорт» принять права и обязанности по договорам аренды вышеуказанных лесных участков.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода представителя ООО «Синтезлесэксперт» Романенкова С.Н. о преюдициальном значении вступившего в законную силу решения Володарского районного суда г.Брянска от 20 июня 2016 года об отказе прокурору в удовлетворении иска о признании недействительными соглашений об уступке, поскольку в рамках указанного гражданского дела законность согласования соглашения об уступке прав аренды лесных участков не являлась предметом проверки.

Довод представителя ООО «Синтезлесэксперт» Романенкова С.Н. о законности переуступки прав по договору аренды лесных участков со ссылкой на пункт 10 самого договора также признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку право на уступку не исключает получение согласования на нее в установленном законодательством порядке.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований Брянского природоохранного прокурора, в связи с чем решение подлежит отмене, по делу следует постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку согласование уступки права аренды лесных участков ООО «ДОЦ плюс», содержащееся в письме заместителя начальника Управления лесами по Брянской области КАГ от 17 декабря 2013 года № 3338, в отношении Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество», полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, является незаконным.

Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Брянска от 28 ноября 2016 года по иску Брянского природоохранного прокурора к Управлению лесами Брянской области о признании незаконными действий по согласованию переуступки права аренды лесных участков и отмене согласования отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования Брянского природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным и отменить согласование Управления лесами Брянской области от 17 декабря 2013 года № 3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков Холмовского участкового лесничества в границах бывших Холмовского и Знобовского лесничеств ГКУ «Трубчевское лесничество»; Щегловского участкового лесничества (в границах бывшего Алтуховского лесничества) ГКУ «Навлинское лесничество»; Негинского участкового лесничества ГКУ «Суземское лесничество»; Холмечского участкового лесничества (в бывших границах Краснослободского лесничества) ГКУ «Суземское лесничество», полученных ООО «ДОЦ плюс» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.

Председательствующий В.И. Маклашов

Судьи областного суда С.В. Катасонова

С.А. Алейникова