ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5377-2019 от 07.11.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-4221-2019

судья Копеистова О.Н. (в 1 инстанции №2-5377-2019)

УИД 75RS0001-01-2019-006212-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.

судей краевого суда Радюк С.Ю., Малолыченко С.В.

при секретаре Засухиной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 7 ноября 2019 г. гражданское дело по иску Протопоповой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Протопопова Я. Н., Чумутина Н. Е. к Администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания для получения единовременной материальной и финансовой помощи, признании права на включение в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, нуждающихся в получении жилищного сертификата, получении мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе истца Протопоповой Л.Н.

на решение Центрального районного суда г.Читы от 8 августа 2019 г., которым постановлено в удовлетворении исковых требований Протопоповой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Протопопова Я. Н., Чумутина Н. Е. к Администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на включение в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате чрезвычайной ситуации, понуждении к выдаче жилищного сертификата, отказать.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Протопопова Л.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Протопопова Я. Н., <Дата> г.р. и Чумутина Н. Е., <Дата> г.р., указывая на следующие обстоятельства. На основании договора купли-продажи от <Дата> истцам на праве общей долевой собственности (по 1/3 каждому) принадлежит квартира в одноэтажном жилом доме и земельный участок по адресу: <адрес>. В силу семейных обстоятельств, она не успела оформить регистрацию по месту жительства по указанному адресу, при этом фактически проживала в указанном жилом помещении, вела подсобное хозяйство. В результате паводка, случившегося в июле 2018 года, земельный участок и жилой дом, в котором она проживала с детьми, подверглись затоплению. В результате паводка подмыло фундамент дома, обвалилось подполье, подмыло угол дома, что привело к его аварийному состоянию. После паводка, она долго ждала посещения комиссии, но оказалось, что комиссия уже не работает. При обращении в администрацию с заявлением о включении в список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи ей был выплачен ущерб за утрату урожая и компенсация в размере 609 руб. за 3 сотки. Полагая, поскольку ей выплатили компенсацию за утрату урожая, она все же подлежит включению в список граждан на оказание материальной и финансовой помощи в связи с паводком. Зимой дом «повело», появился грибок, потрескалась печь, стало невозможно в нем проживать, что подтверждается экспертным исследованием о непригодности жилого помещения. После получения экспертного заключения, ей был выдан акт обследования жилого дома от <Дата>, с выводом о том, что дальнейшая эксплуатация здания невозможна, здание в аварийном состоянии. Дом признан непригодным для проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации.

В выдаче государственного жилищного сертификата ей отказано в связи с тем, что на момент введения на территории муниципального района «Читинский район» чрезвычайной ситуации у нее и ее детей не было постоянной регистрации в жилом доме, признанном непригодным для проживания. Постоянную регистрацию по месту жительства они получили 19 июля 2018 г., притом, что ее семья фактически проживает по указанному адресу с 1 июля 2017 г. Администрацией сельского поселения «Шишкинское» выдана справка, в которой указано, что она с детьми с 7 сентября 2017 г. проживает по указанному выше адресу по настоящее время. Факт их постоянного проживания в доме, подвергнувшемуся затоплению, могут подтвердить свидетели.

Просила установить факт постоянного проживания истцов в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, для получения материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года, на территории Забайкальского края на момент паводка; признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Читинский район» Забайкальского края в июле 2018 года; признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригодным для постоянного проживания, в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Читинский район» с 9 июля 2018 г.; включить истцов в список на получение государственного жилищного сертификата; выдать государственный жилищный сертификат.

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.86-92).

В апелляционной жалобе истец Протопопова Л.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение. Приведя доводы искового заявления, также указала на то, что принадлежащий на праве собственности истцам дом, который приобретен в пригодном для проживания состоянии, частично на средства материнского капитала, попал в зону затопления, признан непригодным для проживания. Она воспитывает детей одна, работает медицинской сестрой в детском саду, признана малоимущей <Дата>, другого жилья не имеет. Для включения в списки граждан, которым подлежат выплаты материального и финансового характера, необходимо обязательное наличие условий: быть гражданином Российской Федерации, постоянно проживать в жилом помещении, которое должно быть признано аварийным и непригодным для проживания в установленном законом порядке. Полагает, что все условия в данной ситуации соблюдены. В силу норм закона регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством. Единственным местом проживания истцов является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, где пострадало все имущество, утрачен урожай, дом в результате паводка 2018 года пришел в непригодное для проживания состояние, признан аварийным. Истцы в период паводка проживали в зоне затопления и пострадали, имуществу причинен ущерб, однако они не включены в списки пострадавших, что повлекло за собой нарушение их прав на получение финансовой помощи. Реализовать иным путем свое право на получение материальной и финансовой помощи, получение государственного жилищного сертификата, кроме как в судебном порядке, возможности не имеется. Считает, что ее требования были рассмотрены не в полном объеме, не были исследованы все доказательства. С выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием у истцов регистрации по месту жительства в пострадавшем доме не согласна, поскольку именно в связи с этим обстоятельством истцы просили установить факт постоянного проживания в жилом помещении и признать их пострадавшими, чему представили доказательства (л.д.104-112).

В судебное заседание не явились участвующие в деле лица: истец Протопопова Л.Н., представители ответчиков администрации муниципального района «Читинский район», ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства сельского хозяйства Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, третьего лица Министерства финансов Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции надлежащим образом. От представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Забайкальскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.213).

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания к отмене судебного решения предусмотрены статьей 330 ГПК РФ. Таких нарушений при рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от <Дата>Протопопова Л.Н., действуя за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей Протопопова Я.Н. и Ч. Н.Е., приобрела в общую долевую собственность по 1/3 доле каждому квартиру в одноквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> земельный участок по тому же адресу (л.д.25, 26-40).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 9 июля 2018 г. №45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации, на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с 9 июля 2018 года.

Из справки, выданной администрацией муниципального района «Читинский район» от <Дата>, подписанной главой муниципального района, следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, не попал в зону подтопления в соответствии с постановлениями администрации муниципального района «Читинский район» от <Дата> «Об определении границ зон действия режима «Чрезвычайных ситуаций» в городских и сельских поселениях муниципального района «Читинский район».

В деле также имеется справка, выданная 22 января 2019 г. главой сельского поселения «Шишкинское» о том, что дом истцов находился в зоне подтопления рекой Чита. Данные указанной справки опровергаются приведенной выше информацией и постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 24 января 2019 г. №154. Кроме того, Уставом сельского поселения «Шишкинское», принятого решением Совета сельского поселения «Шишкинское» от 26 февраля 2018 г. №56, не предусмотрено решение вопросов определения зон подтопления в рамках возникших чрезвычайных ситуаций.

Поэтому судебная коллегия отвергает, как доказательство, подтверждающее попадание дома истцов в зону границ подтопления в результате паводка в июле 2018 года, справку от 22 января 2019 г., выданную главой сельского поселения «Шишкинское».

Тем не менее, истцом в дело представлены акт от 21 января 2019 г. и заключение от 24 января 2019 г. межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы муниципального района «Читинский район» от 7 ноября 2018 г. -р, о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, из которых следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня рек Чита и Ингода на территории муниципального района «Читинский район» с 9 июля 2018 г.

Кроме того, Протопоповой Л.Н. в материалы дела представлено экспертное исследование от 21 января 2019 г., согласно которому жилой дом истцов признается непригодным для проживания, так как техническое состояние строительных конструкций и дома в целом характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании ими несущей способности и опасности обрушения. Данное состояние оценивается как аварийное.

Обращаясь в суд с иском, Протопопова Л.Н., действуя за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Протопопова Я.Н. и Ч. Н.Е., привела в обоснование названные выше акт от 21 января 2019 г. и заключение от 24 января 2019 г., экспертное исследование, справку, выданную 22 января 2019 г. главой сельского поселения «Шишкинское» и справку, выданную истцам заместителем главы сельского поселения «Шишкинское» от 25 марта 2019 г. о том, что истцы фактически проживают по адресу: <адрес> 7 сентября 2017 г. и указала на свое и детей право на получение материальной и финансовой помощи, выдачу государственного жилищного сертификата в связи с постоянным проживанием в указанном жилом доме, на что отсутствие регистрации по месту жительства, по ее мнению, повлиять не может.

Суд с заявленными требованиями по доводам, изложенным в исковом заявлении, не согласился, указав на отсутствие регистрации по месту жительства у истцов в принадлежащем им на праве собственности жилом доме.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенными суждениями суда об отсутствии у истцов права на получение материальной и финансовой помощи и выдачу государственного жилищного сертификата, также указав на нижеследующее.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее также – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ) данный федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации) государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (абзац второй пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561).

Государственный жилищный сертификат выдается гражданам в случае утраты ими в результате стихийного бедствия жилого помещения, которое являлось для них единственным и в котором они были зарегистрированы и постоянно проживали.

В данном случае следует учитывать, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:

- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Из материалов дела следует, что Протопопова Д.Н., Протопопов Я.Н., Ч. Н.Е. до 19 июля 2019 г. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что следует из копии паспорта Протопоповой Л.Н., свидетельств о регистрации по месту жительства и от 19 июля 2019 г., соответственно, в отношении Протопопова Я.Н. и Ч. Н.Е., справок, выданных главой сельского поселения «Шишкинское» 8 октября 2019 г.

В дело также представлено заявление Протопоповой О. Г. о включении ее и членов ее семьи, в том числе дочери Протопоповой Л.Н., внуков Протопопова Я.Н. и Ч. Н.Е. в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Истцы были включены в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате наводнения на реке Чита по адресу: <адрес> им произведена выплата по 10.000 руб. каждому, что следует из информации, предоставленной в дело начальником управления по организационным и государственно-правовым вопросам министерства труда и социальной защиты населения <адрес> от 6 ноября 2019 г. и ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес>.

Из акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов <адрес> в июле 2018 года, утвержденного и.о.руководителя администрации муниципального района «<адрес>» 14 июля 2018 г., следует, что обследованию подвергалось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащего Протопоповой О. Г., членами семьи которой являются, в том числе истцы - Протопопова Л.Н. (дочь), Протопопов Я.Н. и Ч. Н.Е. (внуки).

В ходе обследования установлено, что семьей в результате паводка было утрачено: водяной насос, печь для отопления дома, что составляет одну из четырех категорий в списке имущества первой необходимости, в случае утраты которого подлежит выплате единовременная финансовая помощь.

Согласно ответу начальника управления по организационным и государственно-правовым вопросам министерства труда и социальной защиты населения <адрес> от 6 ноября 2019 г. Протопопова Л.Н. и члены ее семьи (Протопопов Я.Н. и Ч. Н.Е.) не включены в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, данная выплата им не производилась.

Таким образом, Протопопова Л.Н. и члены ее семьи Протопопов Я.Н. и Ч. Н.Е. на момент возникновения чрезвычайной ситуации – паводка в июле 2018 года постоянно проживали и были зарегистрированы в другом жилом помещении (квартире), расположенном по адресу: <адрес>, нанимателем которого является мать и бабушка Протопоповых Л.Н. и Я.Н., Ч. Н.Е.

Руководствуясь абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561 по делу следует вывод об отсутствии у истцов права на получение государственного жилищного сертификата и включение их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми осадками в июле 2018 года, поскольку они на момент чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении постоянно не проживали.

Государственные жилищные сертификаты выдаются постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия гражданам, в иных случаях риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (статья 211 ГК РФ).

В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21 октября 2015 г.) разъяснено, что отсутствие лица в списках граждан, лишившихся жилых помещений в результате стихийных бедствий, не должно рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении исковых заявлений таких лиц о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в списки граждан, имеющих право на его получение. Следует выяснять причины, препятствовавшие истцам обратиться в органы исполнительной власти с заявлением или представить к данному заявлению все необходимые документы, указанные в пункте Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов от 10 июля 1995 г. №561. В случае признания таких причин уважительными иск о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в списки граждан, имеющих право на получение указанного сертификата, подлежит удовлетворению.

Согласно названному пункту для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Протопопова Л.Н. обратилась с заявлением о направлении комиссии для обследования дома для признания его ветхим и аварийным и непригодным для проживания 24 января 2019 г., не приложив к нему необходимые документы согласно перечню, на которое был дан ответ 21 марта 2019 г. за главой муниципального района «<адрес>» об отказе во включении истцов в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием регистрации в доме по адресу: <адрес>. Иных заявлений не поступало. С заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в органы исполнительной власти истцы непосредственно после паводка не обращались.

В ряду изложенных обстоятельств установлено судебной коллегией, что ни суду первой, ни апелляционной инстанции истцами не представлено доказательств уважительности причин несоблюдения Протопоповой Л.Н., действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей, положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. №561, притом, что получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер.

Учитывая, что истцами не доказан факт постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ливневыми дождями в июле 2018 года, в которым на указанный период времени у них отсутствовала регистрация по месту жительства, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания, в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Читинский район» с 9 июля 2018 г. в целях выдачи истцам государственного жилищного сертификата; о включении истцов в список на получение государственного жилищного сертификата и о выдаче государственного жилищного сертификата.

Признание жилого помещения, принадлежащего истцам на праве собственности, непригодным для проживания, в подтверждение чему Протопоповой Л.Н. представлены акт от 21 января 2019 г. и заключение от 24 января 2019 г. межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания и экспертное исследование от 21 января 2019 г. не могут повлиять на выводы судебной коллегии. В экспертном исследовании указано на то, что физический износ жилого дома составляет 67%. Вызванное неблагоприятными погодными условиями – наводнением, а также физический износ конструкций дома значительно ухудшили эксплуатационные характеристики дома, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

То есть из заключения экспертов следует, что причиной аварийности жилого дома послужили не только неблагоприятные погодные условия, но и физический износ здания, что в совокупности ухудшило эксплуатационные характеристики дома. Из заключения не следует, что наводнение было единственной причиной аварийности жилого дома или обстоятельством, в значительной степени повлиявшим на наступление таких последствий, как непригодность жилого помещения для проживания.

Также истцами были заявлены исковые требования об установлении факта постоянного проживания истцов в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, для получения материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 год, на территории Забайкальского края на момент паводка, для чего признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, которые также не подлежали удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федераций в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее также – Правила).

На основании подпунктов «г, д» пункта 2 Правил от 15 февраля 2014 г. №110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно пункту 2(1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 1(1) вышеназванных Правил понятие «имущество первой необходимости» определяется, как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Критериями утраты имущества первой необходимости согласно пункту 2(2) являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 г. №2-4-87-24-7, предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Согласно пункту 7 Приказа МЧС России от 29 августа 2014 г. №470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению №9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями №10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В представленных администрацией муниципального района «Читинский район» документах заявления Протопоповой Л.Н. на получение единовременной материальной и (или) финансовой помощи не имеется, равно как и не представлен акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес> указанием перечня утраченного имущества.

Принимая во внимание недоказанность истцами факта проживания в названном жилом помещении, при отсутствии доказательств, подтверждающих право истцов на получение единовременной материальной и (или) финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, а также учитывая получение истцами единовременной материальной помощи по адресу: <адрес> размере 10.000 руб. на каждого, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у истцов права на получение названных выплат.

Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Читы от 8 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Протопоповой Л.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи