Дело № 33- 2597 /2020
Судья Гребенникова И.В. ( дело № 2- 538/2020;
УИД 77RS0016-01-2019-027320-95)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 7 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей: Рязанцевой Л.В., Чербаевой Л.В.,
при секретаре Коллегиной А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мичуринского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции *** и на прилегающей к зданию вокзала станции *** территории,
по апелляционной жалобе ОАО « Российские железные дороги» на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 1 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия
установила:
Мичуринский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приведении железнодорожного вокзала станции ***, расположенного по адресу: *** и прилегающей к нему территории в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции *** и на прилегающей к зданию вокзала станции *** территории, а именно: обеспечить высоту порога первой и второй двери при входе в здание вокзала станции *** не более 0,014 м; обеспечить наличие на полу перед входом в здание вокзала станции *** тактильно- контрастных предупреждающих указателей глубиной 0,5-0,6 м с высотой рифов 4 мм; оборудовать вход в здание вокзала станции *** тактильной информационной мнемосхемой; оборудовать основные пути движения в здании вокзала станции *** тактильно- контрастными напольными указателями шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм; оборудовать поверхность низа окна первой кассы для инвалидов- колясочников высотой 0,80 -0,85 м над уровнем пола; в зале ожидания вокзала станции *** предусмотреть место отдыха для инвалидов на кресле- коляске; идентифицировать символами доступности для МГН стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, входы и выходы, зоны предоставления услуг для инвалидов, места ожидания для МГН в вокзале станции ***; выделить 10% машино-мест (но не менее одного места) на стоянке (парковке) около здания вокзала на станции *** для людей с инвалидностью.
В обоснование иска указал, что Мичуринской транспортной прокуратурой в целях контроля устранения ранее выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов 08.10.2019 г. на железнодорожном вокзале станции ***, расположенном по адресу: ***, а также на прилегающей к зданию вокзала территории, в границах полосы отвода ***, проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов при пользовании объектами транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Установлено, что здание железнодорожного вокзала на станции *** принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД», находится на балансе и эксплуатируется Мичуринской дистанции гражданских сооружений - структурным подразделением *** - структурного подразделения *** - филиала ***» по назначению, то есть для оказания потребителям услуг в сфере железнодорожного транспорта.
В ходе проверки установлены нарушения действующего законодательства.
Так, в нарушение требований ч.9 ст.15 Закона №181, п.5.2.1 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 №798/пр, п.4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №605, на стоянке (парковке) около здания вокзала на станции Никифоровка не выделено 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью.
Согласно п.6.1.5 СП 59.13330.2016 в проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м.
Установлено, что в здании вокзала имеется один вход для пассажиров, в том числе для МГН, оборудованный пандусом, который расположен со стороны перрона, при этом порог 1-ой двери при входе в здание вокзала, в нарушение вышеуказанного требования законодательства, имеет высоту 0,068 м, порог 2-ой двери имеет высоту 0,047 м, что не соответствует требованиям п. 5.2.4. СП 59.1333.2012.
Участок пола перед входом в здание вокзала не имеет тактильно- контрастных предупреждающих указателей глубиной 0,5 – 0,6 м. с высотой рифов 4 мм, что не соответствует требованиям п.6.2.3 СП 59.13330.2016, п.5.2.3. СП 59.13330.2012.
В нарушение требований ст. 2, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также п.п. 4.4, 8.1.6 СП 59.13330.2016, согласно которым при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, торговые предприятия) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно- контрастные указатели, шириной 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм, основные пути движения в здании вокзала станции *** не оборудованы тактильно-контрастными напольными указателями, вход в здание вокзала тактильной информационной мнемосхемой также не оборудован, что также не соответствует требованиям п. 7.1.8 СП 59.13330.2012.
В соответствии с п.8.1.7 СП 59.13330.2016 поверхность низа окон касс, справочных и других мест обслуживаний, используемых посетителями- инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80-0,85 м над уровнем пола. Не менее одной стойки обслуживания посетителей следует оборудовать системами усиления звука. Ширина рабочего фронта прилавка, стола, стойки, барьера и т.п. у места получения услуги должна быть не менее 1,0 м. Установлено, касса вокзала не доступна для инвалидов-колясочников, чем также нарушен п. 7.1.9 СП 59.13330.2012.
В зале ожидания вокзала станции *** не предусмотрено место отдыха для инвалидов на кресле-коляске, что не соответствует требованиям п.6.2.5 СП 59.13330.2016, п.5.2.6 СП 59.13330.2012.
В нарушение требований п.п.6.1.7, 6.5.1 СП 59.13330.2016 стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, входы и выходы, зоны предоставления услуг для инвалидов, места ожидания для МГН в вокзале станции *** не идентифицированы символами доступности для МГН.
В соответствии с п.7.1.2 СП 59.13330.2012 при реконструкции, капительном ремонте и приспособлении существующих зданий для МГН в проекте должны быть предусмотрены доступность и удобства для МГН.
Капительный ремонт вокзала станции *** завершен в октябре 2014 года.
Транспортным прокурором 29.04.2019 в Мичуринскую дистанцию гражданских сооружений вносилось представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов на вокзале станции ***. В отношении должностного лица предприятия 29.04.2019 прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ. В данных актах прокурорского реагирования указывалось на наличие вышеперечисленных нарушений законодательства.
Однако, данные нарушения по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования не устранены, установленные Мичуринской дистанцией гражданских сооружений мероприятия по их устранению не исполнены, что также подтверждается ответом Мичуринской дистанции гражданских сооружений от 07.10.2019 №1792 и актом проверки от 08.10.2019.
Согласно информации Мичуринского центра организации работы железнодорожных станций от 08.10.2019 на железнодорожной станции *** осуществляют остановку следующие пассажирские поезда: №*** сообщением «***», №*** сообщением *** сообщением *** сообщением ***», №*** сообщением «***», №*** сообщением «***», №*** сообщением ***I», а также пригородные пассажирские поезда №№ *** сообщением «***I», сообщением «***
Невыполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе как потребителей услуги в сфере железнодорожного транспорта, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Определением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 01.06.2020 г. производство по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить высоту порога первой и второй двери при входе в здание вокзала станции *** не более 0,014 м; обеспечить наличие на полу перед входом в здание вокзала станции *** тактильно- контрастных предупреждающих указателей глубиной 0,5-0,6 м с высотой рифов 4 мм; в зале ожидания вокзала станции *** предусмотреть место отдыха для инвалидов на кресле- коляске; идентифицировать символами доступности для МГН стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, входы и выходы, зоны предоставления услуг для инвалидов, места ожидания для МГН в вокзале станции ***; выделить 10% машино-мест (но не менее одного места) на стоянке (парковке) около здания вокзала на станции *** для людей с инвалидностью прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 1 июня 2020 года исковые требования Мичуринского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворены.
Бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в не приведении железнодорожного вокзала станции ***, расположенного по адресу: ***, и прилегающей к нему территории в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов признано незаконным.
На ОАО «Российские железные дороги» возложена обязанность в срок до 31.12.2020 г. устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции *** и на прилегающей к зданию вокзала станции *** территории, а именно:
- оборудовать вход в здание вокзала станции *** тактильной информационной мнемосхемой;
- оборудовать основные пути движения в здании вокзала станции *** тактильно- контрастными напольными указателями шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм;
- оборудовать поверхность низа окна первой кассы для инвалидов- колясочников высотой 0,80 -0,85 м над уровнем пола.
С ОАО «Российские железные дороги» взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ОАО « Российские железные дороги» в лице представителя по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить и вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что согласно п.3 статьи 26 Федерального закона № 419-ФЗ от 01.12.2014 г. « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 ФЗ РФ « О социальной защите инвалидов в РФ» ( в ред. ФЗ от 01.12.2014г № 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств применяются с 01.07.2016г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Это же следует и из п.9 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.11.2015г. № 329.
Спорный железнодорожный вокзал станции *** был построен в ***. Факт отсутствия реконструкции либо введения в эксплуатацию железнодорожного вокзала станции *** после 01.07.2016г. подтверждается техническим паспортом вокзала от 21.06.2012г., а также свидетельством о государственной регистрации права.
Автор жалобы полагает, что материальные требования иска заявлены без учета положений закона о действии гражданского законодательства во времени.
Аналогичные положения о порядке введения в действие норм и правил в части обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры содержит Свод правил 59.13330.2012 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В п.1.2 данного Свода правил указано, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Свод правил 59.13330.2016 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» утвержден Приказом Минстроя России от 14.11.2016г. № 798/пр и начал действовать с 15.05.2017г.
Отмечает, что согласно п.1 ч.1 ст.42 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до их реконструкции или капитального ремонта.
Поясняет, что железнодорожный вокзал станции *** проектировался и принимался в эксплуатацию в соответствии с действовавшими на момент его строительства требованиями законодательства. Принятые позднее нормы не могут распространяться на вышеуказанный объект транспортной инфраструктуры.
Кроме того, автор жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты по внимание доводы ответчика об отсутствии доказательств недоступности спорных объектов для МГН и инвалидов до их реконструкции или капитального ремонта.
Обращает внимание, что, в целях обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом ОАО « РЖД» приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам на железнодорожном транспорте. ОАО «РЖД» утвержден и введен в действие распоряжением от 24.12.2014 г. № 3102-р стандарт ОАО «РЖД» «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров. СТО РЖД 03.001-2014». Утвержден и введен распоряжением ОАО «РЖД» от 24.04.2014 г. № 1016-р регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, определяющий порядок взаимодействия при организации обслуживания маломобильных пассажиров с целью обеспечения условий доступности транспортных услуг для таких граждан. Операторы Центра содействия мобильности в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи.
ОАО «РЖД» был представлен разработанный, утвержденный и согласованный с Тамбовской областной организацией Всероссийского общества инвалидов порядок оказания практической помощи маломобильным пассажирам Тамбовской области при осуществлении ими поездок в пригородном сообщении в пределах полигона Юго-Восточной железной дороги. В соответствии с данным порядком обеспечивается полный комплекс мер по оказанию содействия инвалидам и МГН при использовании ими объектов инфраструктуры транспорта, вокзала и пр., а также подвижного состава.
До проведения реконструкции или капитального ремонта на железнодорожном вокзале станции *** обеспечивается доступность объектов и транспорта для инвалидов и МГН с помощью различных сил и средств. Доказательств обратного истцом не представлено.
Кроме того, автор жалобы указывает, что прокурором в материалы дела не представлено жалоб граждан на недоступность железнодорожного вокзала станции *** для инвалидов, доказательств не оказания помощи указанной категории населения со стороны ОАО « РЖД».
Истцом не представлено доказательств отсутствия возможности беспрепятственного доступа к объектам железнодорожного транспорта на ст. Никифоровка при существующем в настоящий момент оборудовании спорного объекта.
В возражениях относительно жалобы и.о. заместитель транспортного прокурора Матвеев Е.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В силу части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ФИО2, поддержавшей жалобу, помощника Мичуринского транспортного прокурора Коровина Р.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и исходит при этом из следующего.
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Статьёй 80 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ
«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов при пользовании объектами транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, проведенной 08.10.2019 г. Мичуринской транспортной прокуратурой на железнодорожном вокзале станции ***, а также на прилегающей к зданию вокзала территории, в границах полосы отвода *** было установлено, что основные пути движения в здании вокзала станции *** не оборудованы тактильно-контрастными напольными указателями, вход в здание вокзала не оборудован тактильной информационной мнемосхемой, касса вокзала не доступна для инвалидов- колясочников, на стоянке (парковке) около здания вокзала не выделены машино-места для людей с инвалидностью, в здание вокзала имеется один вход для пассажиров, в том числе для МГН, оборудованный пандусом, который расположен со стороны перрона, при этом порог первой двери при входе в здание вокзала в нарушение требований п.6.1.5 СП 59.13330.2016 имеет высоту 0,068 м, порог второй двери имеет высоту 0,047 м; в зале ожидания вокзала не предусмотрено место отдыха для инвалидов на кресле-коляске; стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, входы и выходы, зоны предоставления услуг для инвалидов, места ожидания для МГН в вокзале не идентифицированы символами доступности для МГН.
Указанные в проверке обстоятельства ответчиком не оспариваются. Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, часть нарушений были устранены. Гражданское дело в части устраненных нарушений прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
В суде апелляционной инстанции, поддерживая доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика пояснил, что ими устранены и оставшиеся нарушения, предоставив фотографии в подтверждение выполненных работ.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы нельзя положить в основу для отмены решения суда, поскольку они основаны на неверном толковании закона, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Согласно подпунктам 1,2 части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам ( включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. предусмотрено, что до реконструкции или капитального ремонта существующих объектов транспортной инфраструктуры собственники таких объектов принимают меры по их приспособлению с учетом потребностей инвалидов.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Вопреки доводам жалобы, из системного толкования строительных норм и правил следует, что их действие распространяется также и на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения. Иное толкование ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе как потребителей услуг в сфере железнодорожного транспорта, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Помимо этого, как обоснованно указано в возражениях на апелляционную жалобу, наличие разработанных ОАО «РЖД» документов, регламентирующих правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам на железнодорожном транспорте, не является основанием для освобождения ОАО «РЖД» от обязанности по приведению объекта транспортной инфраструктуры- вокзала станции *** в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 1 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги»- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: