ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5390/39/2021 от 18.01.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Буровникова О.Н. Дело № 2-5390/39/2021 г.

УИД 46RS0030-01-2021-010609-47

№ 33-44-2022

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Курск 18 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ольховниковой Н.А.,

судей Волкова А.А., Ракитянской И.Г.,

при секретаре Сухих Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Куликова Александра Владимировича к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска» о компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе МУП «Курскводоканал» Рукавицыной Н.Н. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 13 октября 2021 года, которым постановлено:

«Иск Куликова Александра Владимировича удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Управляющая компания Курска» в пользу Куликова Александра Владимировича компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. 00 коп., штраф в размере 500 руб. 00 коп., а всего 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Куликову Александру Владимировичу отказать».

Заслушав доклад судьи Ольховниковой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Куликов А.В. обратился в суд с иском к МУП «Водоканал города Курска» о защите прав потребителя.

В обоснование иска указано, что ответчик являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку холодного водоснабжения в многоквартирный дом, 12 и 19 августа 2021 года предоставление (оказание) коммунальной услуги холодного водоснабжения в жилом помещении – квартиру истца осуществил с перерывами, превышающими установленную законом продолжительность.

Истец, ссылаясь на Постановление Правительства от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 12 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, судебные расходы в размере 70 рублей 50 копеек.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель МУП «Курскводоканал» Рукавицына Н.Н. просит отменить решение как незаконное.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МУП «Курскводоканал» Рукавицину Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п.4 с. 3 ЖК РФ 4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п.31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п.117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В соответствии с пунктом 1 приложения №1 к Правилам холодное водоснабжение должно быть круглосуточным и бесперебойным, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

Расчетное время ликвидации аварии установлено в п.11.4 (таблица №25) Свода правил СП31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84*.Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» - на трубопроводе диаметром до 400 мм и глубине заложения больше 2 м – не менее 12 часов. При необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное время следует увеличить на 12 ч.

На основании ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Судом установлено, что Куликов А.В. является собственником квартиры <данные изъяты>, а МУП «Курскводоканал» - организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывающей коммунальную услугу холодного водоснабжения.

Как следует из приложенного скриншота объявления от 10.08.2021г. и журнала учёта режима работы насосных станций водопровода, 12 августа 2021 года была приостановлена подача холодного водоснабжения в центральную часть г.Курска в связи с производством ремонтно-профилактических работ на сетях водопровода различного диаметра, продолжительность перерыва подачи холодной воды составила с 10 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, то есть 6 часов единовременно.

При этом, 19 августа 2021г. согласно журналу учета режима работы насосных станций водопровода, журналу регистрации заявок на ремонт сетей, колонок по водопроводу и канализации, скриншоту объявления, была прекращена подача холодной воды в центральную часть г.Курска по причине повреждения подрядчиком ПАО «Квадра»-«Курская Генерация» трубопровода холодной воды, в связи с чем, продолжительность прекращения холодного водоснабжения составила 5 часов - с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут.

Таким образом, единовременная продолжительность отсутствия холодного водоснабжения в указанном многоквартирном доме 12.08.2021г. составила 6 часов, что превышает указанные нормативы, чем нарушены права Куликова А.В. на получение услуги холодного водоснабжения надлежащего качестве и в достаточном объеме.

В силу ч.1,2 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Разрешая исковые требования, с учетом положений статей 2, 221,Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктов 31, 117, 149, 150 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», статей 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», Свода правил СП31.13330.2012 (СНиП 2.04.02-84*, ст.1101 ГК РФ, а также разъяснения в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для частичного взыскания с ответчика компенсации морального вреда в пользу потребителя, поскольку временное прекращение ответчиком подачи в квартиру истца холодного водоснабжения, превышающего допустимую законом продолжительность для проведения ремонтно-профилактических работ, влечет нарушение прав истца как потребителя на благоприятные условия проживания.

При определении размера компенсации морального вреда судом учтен характер причиненных истцу нравственных страданий вследствие отсутствия холодного водоснабжения, принцип соразмерности компенсации морального вреда последствиям нарушения прав истца, заключающимся в отсутствии комфортных условий проживания в жилом помещении, принцип разумности и справедливости.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что прекращение подачи холодного водоснабжения было обусловлено возникшими ремонтно-профилактическими работами с целью устранения аварийных ситуаций, возникших на сетях водоснабжения, несостоятельны, поскольку не подтверждены доказательствами о наличии аварийных ситуациях.

Как следует из книги учета МУП «Водоканал города Курска» (журнал регистрации заявок на ремонт сетей, колонок по водопроводу и канализации) от 14.06.2021г., проводимые ответчиком 12.08.2021г. работы по устранению залития т/с на <данные изъяты>, работы на трубе водопровода по установке хомута и резинок на <данные изъяты>, очистке трубы в раскопке на <данные изъяты>, устранению течи в колонке по <данные изъяты> и устранению утечки воды по <данные изъяты>, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, отнесены к категории текущего планово-предупредительного ремонта, а не к аварийно-восстановительным работам.

Статьей 21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.

Однако, в силу п.2.10.22 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального и канализации МДК 3-02.2001, утв.Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999г. №168, аварией на водопроводной сети не считается выключение из работы отдельных участков трубопроводов, сооружений или оборудования, произведенное для: а) предотвращения аварии, если при этом не была прекращена подача воды абонентам; б) увеличения подачи воды на пожаротушение; в) проведения планово-предупредительного ремонта, дезинфекции или присоединения к действующей сети новых трубопроводов или домовых вводов с предварительным оповещением абонентов о времени и продолжительности отключения.

Ссылка заявителя на п.11.4 (таблица №25) Свода правил СП31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84*.Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» - на трубопроводе диаметром до 400 мм и глубине заложения больше 2 м – не менее 12 часов. При необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное время следует увеличить на 12 ч., в связи с чем отключение холодной воды не превышает установленный нормативами период, нельзя признать обоснованными, так как не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что аварийная ситуация, устранение которой происходило 19.08.2021г., отнесена к указанной категории, позволяющей отключение воды до 12ч., так как в извещении потребителя о таких обстоятельствах сообщено не было.

При этом, утверждения заявителя о вине ПАО «Квадра-Курск генерация» в причинах аварии, устраняемой 19.08.2021г. не исключает право ответчика на восстановление нарушенного права, в установленном законом порядке.

В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, исключающие вину ответчика во временном прекращении холодного водоснабжения свыше нормативного срока, судебная коллегия считает установленным факт нарушения прав потребителя.

Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, на чём настаивает автор апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не имеют правового обоснования, а по своей сути направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда.

С учётом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 13 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подписи/