ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-53/2022 от 03.08.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Федорова И.А. № 33-5642/2022

№ 2-53/2022

22RS0021-01-2022-000026-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2022 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Цибиной Т.О.,

судей Масликовой И.Б., Белодеденко И.Г.

при секретаре Макушкиной Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тягунская СОШ», третьего лица администрации Заринского района Алтайского края на решение Заринского районного суда Алтайского края от 28 февраля 2022 года по делу по иску прокурора Заринского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тягунская СОШ» о возложении обязанности обеспечить условия доступности для инвалидов.

Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тягунская средняя общеобразовательная школа» Заринского района Алтайского края осуществляет образовательную деятельность на ст. Тягун Заринского района Алтайского края по ул. Советская, 3 и по, ул. Советская, 6а.

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Заринский район Алтайского края. Учреждение имеет статус юридического лица, обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях.

14 февраля 2022 года директор МБОУ «Тягунская СОШ» направила ходатайство в адрес администрации Заринского района Алтайского края об оказании содействия в части исполнения требований о размещении вывесок с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Постановлением администрации Заринского района Алтайского края от 22 ноября 2021 года № 720 внесены изменения в приложение к плану мероприятий (дорожной карты) Заринского района «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта», утвержденному постановлением администрации района от 29 декабря 2015 года № 960, куда не включены расходы на вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне по причине отсутствия на обсуживаемой территории инвалидов по зрению и отсутствию бюджетных средств.

Данные обстоятельства выступили поводом для обращения прокурора Заринского района в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Тягунская СОШ» о возложении обязанности до 01 декабря 2022 года обеспечить условия доступности для инвалидов, размещении при входе в здания образовательного учреждения, расположенные по адресам: ст. Тягун, ул. Советская, 3 и ул. Советская, 6а, вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Решением Заринского районного суда Алтайского края от 28 февраля 2022 года иск прокурора удовлетворен. МБОУ «Тягунская СОШ» обязано обеспечить условия доступности для инвалидов: разместить при входе в здания образовательного учреждения, расположенные по адресам: ст. Тягун, ул. Советская, 3, ст. Тягун, ул. Советская, 6-а, вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до 01 декабря 2022 года.

С таким решением не согласился МБОУ «Тягунская СОШ», в апелляционной жалобе ставя вопрос об отмене состоявшегося судебного акта с прекращением производства по делу, поскольку суд не принял во внимание п.6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где обеспечение беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах бюджетных ассигнований Российской Федерации, а именно бюджета Заринского района Алтайского края, где такие расходы на 2021-2022 годы не предусмотрены. Заявитель полагает, что специальные условия доступа создаются в зданиях общеобразовательных организаций, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями, к числу которых Тягунская СОШ не относится и не имеет обязательств перед инвалидами по оказанию им образовательных услуг. По мнению заявителя, распоряжение Минпросвещения Российской Федерации от 22 января 2021года № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» не носит обязательного характера.

В апелляционной жалобе администрация Заринского района Алтайского края приводит доводы тождественного содержания.

В письменных возражениях прокурор высказался в поддержку решения суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав возражения прокурора, суд апелляционной инстанции полагает о том, что районным судом каких-либо нарушений норм материального либо процессуального права по настоящему делу допущено не было.

Пункты п. п. 5 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возлагают на органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм обязанность обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу пп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр.

Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м, в том числе перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).

Судом установлено из материалов дела следует, что МБОУ «Тягунская СОШ» является некоммерческой, общеобразовательной организацией. Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование Заринский район Алтайского края, функции и полномочия которого осуществляет администрация Заринского района Алтайского края (л.д. 19).

В ноябре 2021 года прокурором района принято решение о проведении проверки в МБОУ «Тягунская СОШ» на предмет соблюдения требований законодательства при предоставлении правовых и социальных гарантий инвалидам.

По результатам проверки выявлено, что вход в здания школы не оборудован вывеской с названием данного образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (л.д. 6), что выступило поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Возражая против иска, МБОУ и его учредитель указывали, что необорудование МБОУ входов в школу вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, обусловлено объективным фактором - отсутствием у образовательного учреждения, как некоммерческой организации, финансовой возможности по проведению таких мероприятий.

Этот же довод присутствует в апелляционных жалобах ответчика и третьего лица, где последние указали об отсутствии доказательств нарушения прав инвалидов в связи с отсутствием на здании школы информационных указателей, в том числе тактильных с использованием шрифта Брайля. Принимая во внимание, что в школе отсутствуют обучающиеся со стойкими расстройствами зрения, относящиеся к лицам из маломобильных групп населения и имеющие инвалидность по зрению, заявители не усматривают нарушений прав неопределенного круга лиц.

Апелляционная коллегия не соглашается и перечисленными выше доводами, поскольку, исходя из нормативных предписаний ст. ст. 2, 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», которыми установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, находит установленным и не оспоренным факт того, что оба здания образовательного учреждения установленным требованиям не отвечают, тогда как вывеска на здании школы, как объекта социальной инфраструктуры, должна содержать информацию о ней в требуемом формате для создания условия для ее получения инвалидами по зрению.

При этом суд апелляционной инстанции полагает, что положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежат применению не только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам. Поскольку предлагаемые прокурором меры не ведут к изменению конструктивных элементов здания, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации, отсутствие же соответствующей вывески умаляет права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды.

Кроме того, судебная коллегия считает, что отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований, поскольку администрация образовательного учреждения призвана оказывать услуги образовательной направленности не только гражданам, постоянно проживающим на территории обслуживания школы, но и всем пребывающим на территорию гражданам.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии у образовательного учреждения как некоммерческой организации финансовой возможности по проведению указанных выше мероприятий следует признать ошибочным, поскольку согласно главе 4 устава образовательного учреждения источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах является, в том числе доходы от деятельности, не запрещенной законом, иные поступления.

Доводы апелляционных жалоб администрации Заринского района и МБОУ о том, что обращение истца в суд с соответствующими требованиями является преждевременным, поскольку администрацией не включены в бюджет на 2021-2022 годы расходы на осуществление мероприятий по установке информационного табло, не могут служить основанием для невыполнения требований, установленных федеральным законодательством.

Действующее законодательство, предусматривающее обязанность органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм создать доступ лиц с ограниченными возможностями по зрению к информации о деятельности учреждения, не связывает исполнения данной обязанности со сроками, установленными органами местного самоуправления в соответствующих бюджетах.

Судебная коллегия отмечает, что установка испрошенной прокурором информационной тактильной таблички со шрифтом Брайля для адаптации льготной категории граждан представляет собой меру, обеспечивающую удовлетворение их минимальных потребностей. Доказательств необходимости несения необоснованно завышенных затрат на осуществление таковой меры со стороны администрации муниципалитета не представлено (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку приведенные при обжаловании ответчиком доводы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на вынесение судебного решения, предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемого судебного решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 320, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заринского районного суда Алтайского края от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тягунская СОШ», третьего лица администрации Заринского района Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное решение составлено 04 августа 2022 года.